- Преподавателю
- Другое
- Положение о БИЦ МБОУ СОШ № 4
Положение о БИЦ МБОУ СОШ № 4
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Форат О.В. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обсуждено: На педагогическом совете МБОУ СОШ №4 Протокол №________ от _________ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №4 _____________ О.Н. Шафнер
|
Положение
о библиотечно-информационном центре (БИЦ)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 г.Заринска Алтайского края
I. Общие положении
-
Настоящее Положение является основой деятельности библиотечно-информационного
центра МБОУ СОШ №4. -
Библиотечно-информационный центр является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
-
Деятельность библиотечно-информационного центра отражается в уставе школы.
1.4.Цели БИЦ соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.5. БИЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Алтайского края, приказами управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, уставом образовательного учреждения, положением о библиотечно-информационном центре, утвержденном директором МБОУ СОШ №4.
1.6 Деятельность БИЦ основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.7 Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотечно-ииформационном центре образовательного учреждения и Правилами пользования библиотечным информационным центром, утвержденном директором МБОУ СОШ №4.
1.8 Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания центра.
1.9 Организация обслуживания участников общеобразовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1 Основными задачами БИЦ является:
а) обеспечение участникам общеобразовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD, DVD); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых БИЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1 Для реализации основных задач БИЦ:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
-
комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; -
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательном учреждении (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
-
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
-
осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
-
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательного учреждения;
-
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.); -
обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
-
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их информационных потребностей;
-
создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); -
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя ин
формации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; -
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
-
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления; -
содействует членам педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов - DVD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
-
руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
-
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей; -
выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий; -
содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
-
создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы образовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
-
организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
-
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
-
поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
-
способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
-
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в БИЦ; консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
-
консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности БИЦ
-
Наличие укомплектованного БИЦ в школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.
-
Структура БИЦ: абонемент, читальный зал, учебно-методический отдел, справочно-
библиографический отдел, медиатека (помещение для хранения и обработки мультимедийных ресурсов), компьютерная зона для индивидуальной работы пользователей, копировально-множительная техника. -
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-
информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы БИЦ. -
Спонсорская помощь, полученная БИЦ в виде целевых средств на комплектование фонда
и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета образовательного учреждения. Денежные средства за сданную БИЦ макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы БИЦ, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. -
В целях обеспечения модернизации БИЦ в условиях информатизации образования и в
пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает БИЦ:
-
гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
-
необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой БИЦ и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей ныли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-
множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
-
ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования БИЦ;
-
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
-
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества БИЦ.
-
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда БИЦ,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности БИЦ несет директор школы в соответствии с уставом учреждения. -
Режим работы центра определяется заведующим БИЦ в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. При определении режима работы БИЦ предусматривается выделение:
-
-
одного часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
-
одного дня в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится:
-
не менее одного раза в месяц - методического дня.
-
-
В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с
детьми и юношеством БИЦ образовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации. -
В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности». Проверка фонда библиотеки на предмет наличия в нем экстремистских материалов должна проводиться систематически (не реже одного раза в полугодие) путем сверки имеющихся в фонде документов с Федеральным списком экстремистских материалов. При обнаружении в фонде документов, включенных в Федеральный список экстремистских материалов, они изымаются, оформляются акты о списании и уничтожении исключенной из библиотеки литературы. Результаты проверки фиксировать в «Журнале сверки с «Федеральным списком экстремистских материалов»
-
V. Управление. Штаты
-
-
Управление БИЦ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края и уставом общеобразовательного учреждения.
-
Общее руководство деятельностью БИЦ осуществляет директор школы.
-
5.3 Руководство БИЦ осуществляет заведующий БИЦ, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности БИЦ в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4 . Заведующий БИЦ назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета образовательного учреждения.
5.5 Методическое сопровождение деятельности БИЦ обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам местного органа управления образованием, Алтайский краевой информационно-прокатный центр, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации.
5.6 Заведующий БИЦ разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о БИЦ, правила пользования БИЦ;
б) структуру и штатное расписание БИЦ, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о библиотечном информационном центре образовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 6);
в) положение о платных услугах БИЦ;
г) планово-отчётную документацию.
д) технологическую документацию.
-
-
Порядок комплектования штата БИЦ школы регламентируется его уставом.
-
На работу в БИЦ принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
-
Работники БИЦ могут осуществлять педагогическую деятельность.
-
Трудовые отношения работников БИЦ и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
-
VI. Права и обязанности работников БИЦ
6.1 Работники БИЦ имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задача
ми, указанными в уставе школы и положении о библиотечном информационном центре образовательного учреждения;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования БИЦ школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями центра;
е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников БИЦ за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников БИЦ; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательного учреждения в порядке, определяемом
уставом этого учреждения;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск
в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2 Работники БИЦ обязаны;
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами БИЦ;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых БИЦ услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей.
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного
учреждения;
и) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей БИЦ
-
-
Пользователи БИЦ имеют право:
-
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых БИЦ услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, мультимедийные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда БИЦ;
ж)получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору образовательного учреждения;
к) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
л) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе БИЦ, расположения карточек в каталогах и картотеках;
м)пользоваться ценными и справочными документами только в помещении читального
зала;
н) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника БИЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых
документах несет последний пользователь;
о) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение 1-4 классы);
п) возвращать документы в установленные сроки;
р) заменять документы БИЦ в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотечным информационным центром;
с) полностью рассчитаться с БИЦ по истечении срока обучения или работы в МБОУ СОШ №4
7.2 Порядок пользования БИЦ:
а) запись обучающихся школы в БИЦ производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей БИЦ производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования БИЦ, является читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда и
их возвращения в БИЦ;
г) обеспечение учащихся учебниками осуществляется коллективным способом через
классных руководителей школы.
7.3 Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более 5 документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.4 Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.5 Порядок работы в компьютерной зоне БИЦ:
а) работа участников общеобразовательного процесса в компьютерной зоне производится
по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника БИЦ;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником БИЦ;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику БИЦ; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.