Опыт разработки и использования современных профориентационных практик

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт разработки и использования современных профориентационных практик

Л.А.Иванова

ГБПОУ ИО «Черемховский педагогический колледж»

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Фактически это была ещё не профориентация, а трудоустройство.

В «Кающемся энциклопедисте»(1900) в разделе, посвященном выбору профессии, выделены четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчёту.

До революции в России издавались журналы, в которых содержалась информация о профессиональных учебных заведениях: «Студенческий альманах», «Адрес - календарь» и др. В Санкт - Петербурге профессор Н.Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специальности, а чуть позже М.А.Рыбникова и И.А.Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.В целом в дореволюционной России профориентации как самостоятельного научно - практического направления ещё не было, но условия создавались.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921г. по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться в Харькове, Казани, Москве и др. В 1922г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии.В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разрабатывать систему школьной профориентации, а в 1932г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

В период сталинского тоталитаризма профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 50-х гг., в период хрущёвской «оттепели», то есть в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось явное возрождение профориентации: стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В 1960-е гг. организована группа профориентации в НИИ теории и истории профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б.А.Федоришин); организован Научно - исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель А.М.Голомшток).(Пр)

В годы брежневского правления (с середины 1960-х гг. до середины 1980 х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок ещё более понизился.

И только в 1970-х гг. профессиональная ориентация в стране была реабилитирована. Она восстановлена трудом знаменитого психолога Е.А.Климова, работавшего в то время в Ленинграде, в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьёз занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).

В период горбачёвской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодёжи (ЦПОМ);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии»;

- в 1986г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования. Наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).

Но в эпоху «демократических преобразований», начавшуюся в августе 1991г., школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью в вопросе о её подчинении: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчинённых ему службах занятости населения «работа с молодёжью» обозначалась как «дополнительная услуга»(по принципу «Школа не в нашем ведении»). Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентаций.

В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти новое место работы по имеющейся специальности. Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.

В 1991г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.

Только позже, когда социально- экономическая ситуация стабилизировалась, государство вновь обратило внимание на профориентацию. В середине 1995г. принято специальное постановление Правительства РФ «О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения», в котором идёт речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России. На основе данного постановления 27 сентября 1996г. было принято «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, её направления, цели и методы. Также была принята социальная политика РФ в области профессиональной ориентации населения. Среди основных направлений социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:

- уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, её ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;

- постоянно корректировать объёмы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы;

- развивать систему профориентации и психологической поддержки населения.

Следует отметить, что сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жёсткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию молодёжи в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов разных профилей.

Профессиональная ориентация - это система социально-экономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодёжи готовности к сознательному выбору профессии, её распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Традиционно выделяют следующие направления профориентационной работы:

- профинформация;

- профагитация;

- профпросвещение;

- профдиагностика(включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор);

- профконсультация;

- помощь в трудоустройстве.

В дополнение, а часто в противовес к традиционным методам профориентации, в отечественной педагогике постепенно стали разрабатываться, так называемые, активные методы или методы профессионального самоопределения.

Основное отличие этих методов от традиционных состоит в том, что благодаря им старшеклассник из объекта постепенно превращается в субъекта своего профессионального самоопределения.

Говоря об основных характеристиках активных методов в профориентации, можно выделить следующее:

- активные методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации и профдиагностики на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению;

- активные методы включают в себя активизирующую диагностику, целью которой является не столько получение информации о подростке (что характерно для традиционной психодиагностики), сколько стимулирование его размышлений о перспективах личностного и профессионального самоопределения;

- активные методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и др.

Заслуживают внимания наработки Е.А.Климова о выборе профессии. Он выделяет три основные составляющие выбора профессии:

1)учёт своих желаний («хочу»);

2)учёт своих способностей и возможностей («могу»);

3)учёт потребностей общества, или, как сейчас говорят, потребностей рынка («надо»).

Это и есть три важнейших основы - «три кита» - профориентации. Фактически, опираясь на эти составляющие, можно серьёзно размышлять о конкретных профессиональных и жизненных выборах. Правда при этом не следует забывать, что и желания, и возможности, и рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы надо строить с учётом возможных изменений «хочу», «могу», «надо», но для конкретных выборов эти «три кита» вполне годятся.

Интересный опыт профориентационной работы накоплен на базе Томского городского центра профориентации молодёжи. Группа психологов- энтузиастов разработали оригинальную систему профориентационных занятий и консультаций с подростками.

Вот как примерно выглядит план работы с обучающимися 10-11классов.

1 часть - «Мой выбор». 1.Профессиональный старт: моя исходная ситуация 2.Профессиональный старт: древо возможностей. 3.Работающее решение. 4.Расширяем пространство выбора. 5.Заказываем желательную работу. 6.Подбираем подходящие профессии. 7.Моя область превосходства. 8.Горячие проблемы. 9.Моя роль и безопасность на рынке труда. 10.Вычисляем самую подходящую профессию. 11.Что подскажет внутренний голос. 12.Планируем профессиональный старт.

2 часть - «Альфаплан - 2015». 1.Победители и неудачники. 2.Мои взаимоотношения со временем. 3.Что такое планирование карьеры. 4.Прояснение жизненных ценностей. 5.Идеальное будущее. 6.Постановка целей. 7.Мои ресурсы. 8.Проблемная карта. 9.План действий. 10.Оформление плана карьеры.

Данная программа, разработанная уже в первой половине 1990-х гг., включала в себя многие интересные наработки, неизвестные отечественным психологам в 1980-е гг., проводилась с активным использованием различных игровых методов и дискуссий.

Таким образом, в отечественной профориентации имеется достаточно интересный опыт, который ещё предстоит по-настоящему осмыслить и использовать в дальнейшем.

Следует подчеркнуть, что проблема организации профориентационной работы для учреждения профессионального образования в рыночных условиях ещё более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор школьника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что также является одним из факторов совершенствования системы образования в дальнейшем.

Список литературы

1.Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.,1990

2.Кязимов К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. - М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2005

3.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений /Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4.Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения.//Педагогика,2005.-№1.



© 2010-2022