- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по ОЗОЖ (8 класс)
Рабочая программа по ОЗОЖ (8 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева Е.А. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлено на основе: программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001. Региональные программы, 2008 Авторы: Барыльник .Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В., Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А и др., Мин. образования Саратовской обл.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования. Цели курса: «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: Рабочая программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
Согласно учебному плану МОУ-СОШ с.Дьяковка рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение в объеме 1 часа в неделю т.е 34 часа в год.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы проведения уроков: мини--лекция, практикум, урок-игра, урок -контроля.
Виды и формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум.
Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел программы
Кол-во часов
1
Этический блок
6
2
Психологический блок
7
3
Правовой блок
6
4
Семъеведческий блок
6
5
Медико-гигиенический блок
8
6
Повторение
1
Содержание тем учебного курса
1. Этический блок (6 часов)
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви. Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.
2. Психологический блок (7 часов)
Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми. Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.
3. Правовой блок (6 часов)
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.
Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.
4. Семьеведческий блок (6 часов)
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.
Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.
Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.
5. Медико-гигиенический блок (8 часов)
Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.Биология пола и половое поведение. Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье. Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.
6. Повторение (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
- что такое симпатия, дружба
-определения понятия любви, влюбленности.
- определения понятия любви
- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения
- мировые религии
- что такое христианство
- мотивы межличностных отношений
- способы расслабления
- что такое вина и стыд
- что такое тревога, страх
- что такое агрессия; виды агрессии
- понятие здоровье, стресс, фазы стресса
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения
- наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной ответственности (соответствующие статьи УК РФ)
- cспособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об ответственности за принуждение
- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов
- понятие семейного договора; формы обсуждения договора
- о последствиях ранних половых связей
- об особенностях полового влечения юноши и девушки
- о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления
Уметь:
- характеризовать
- характеризовать
- отличать симпатию от дружбы.
- отличать любовь от влюбленности
- объяснять понятие любви
- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий
- объяснять христианское понимание любви
- характеризовать проблемы в отношениях с людьми
- слушать собеседника
- характеризовать эмоции человека
- характеризовать формы проявления агрессии
- выходить из сложных ситуаций
- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания
- противостоять принуждению
- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций
- заключать различные формы согласия
- характеризовать взаимоотношения полов
- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей
- правильно организовать свой режим дня.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. учебник - Здоровый образ жизни 8 класс. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.
-
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008.
Список литературы для учителя
-
Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.
-
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б. Философия и педагогика каникул. Новые ценности образования. Вып.8. М.: Инноватор. 1998. С.94-98.
-
Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 1990.
-
Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1988.
Список литературы для учащихся
-
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 класа. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008. - 48 с.
Сайты
-
kalitina.okis.ru/file/kalitina/ozoj_8.doc
-
iva-skola.narod.ru/p12aa1.html
-
zavertjaev.ucoz.ru/load/pourochnoe_planirovanie...8_klass/1-1-0-1
-
koncpekt.ru/.../409-klassnyy-chas-zdorovyy-obraz-zhizni-7-8-klass
Календарно-тематический план
п\п
Тема
Кол-во часов
Домашнее задание
План
Факт
Этический блок (6 ч.)
1
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие.
1
Подобрать афоризмы, стихи отрывки из художественных произведений о любви
2
Религиозные учения о сущности любви.
1
Мифы о любви - презентация
3
Христианство, как основа русской культуры.
1
фотографии храмов и святых мест, духовная музыка.
4
Христианское понимание любви.
1
ознакомление с обрядами христианства, (свадебный обряд)
5
Проект «Любовь в жизни исторических личностей».
1
Обработка материала к проекту
6
Конкурс проектов «Любовь в жизни исторических личностей».
1
Тест «Твое отношение к любви» ознакомление с обрядами христианства.
Психологический блок (7ч.)
7
Мотивы межличностных отношений.
1
Заполнить таблицу «Словарь Эмоций»
8
Свобода выражения чувств. Способы расслабления.
1
Ситуации тревоги и страха Упражнение «Учимся расслабляться».
9
Умение слушать собеседника. Представление об идеалах
1
Упражнение «Умение вести разговор»
10
Проблемы в отношениях с людьми.
1
Примеры видов проявления агрессии
11
Общительность.
1
Таблица «Адаптационный синдром»
12
Эмоции человека.
1
Заполнение таблицы: «Тревога и страх в жизненных ситуациях»
13
Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.
1
Ловушки - Влюбленности
Правовой блок (6 ч.)
14-15
Уголовный кодекс РФ.
2
Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.
16
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).
1
Составление правил поведения в опасных для жизни ситуациях
17
Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.
1
Буклет на тему - Способы защиты, приемы самообороны и телефоны служб срочной помощи
18
Инфекционные заболевания.
1
сообщение по «Профилактики заболеваний». Высказывание своего мнения по пословице: «В здоровом теле - здоровый дух!»
19
Ответственность за заражение заболеваниями
1
Презентация «Мы выбираем жизнь»
Семьеведческий блок (6 ч.)
20
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов.
1
Игра «Посиди с ребенком»
«Выходной день»
«День рождение»
игра тренинг
21
Причины возникновения конфликтных ситуаций.
1
Заполнение таблицы: «Конфликты в семье»
22
Пути разрешения конфликтов
1
синквейна: на тему «Конфликт»
23
Семейно-бытовая культура, телефоны доверия, центры планирования семьи.
1
Составление тезисного плана - ответа по теме
24
Различие установок супругов на разделение домашних обязанностей. Борьба за лидерство.
1
Составление правил жизни в семье
25
Семейный договор и другие пути согласия
1
Пишем семейный договор
Медико-гигиенический блок (8 ч.)
26
Гигиена физического развития подростков.
1
Составление оптимального режима дня
27
Проблема акселерации.
1
Рассуждение по воп-росу: «В какие воз-растные периоды жиз-ни человека идёт интенсивный рост и развитие организма?»
28
Биология пола и половое поведение.
1
Конспект
29
Половые отношения и стиль жизни.
1
Высказывание собс-твенного мнения по проблеме: «Нужна ли любовь в вашем возрасте?»
30
Последствия ранних половых связей.
1
Анкетирование, презентация
31
Гигиена учебного процесса восьмиклассника.
1
Реферат
32
Утомление и переутомление.
1
Написание мини - сочинения: «Как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником?
33
Нетрадиционные методы оздоровления.
1
Проект - Лечение музыкой, камнем, цветом.
34
Итоговый урок по курсу
1