- Преподавателю
- Другое
- Планирование по химии рабочей программаы курса по выбору, 9 класс
Планирование по химии рабочей программаы курса по выбору, 9 класс
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | |
Автор | Михайлова А.П. |
Дата | 17.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ярцевская средняя общеобразовательная школа № 9»
Автор-составитель:
учитель химии
А.П.Михайлова
2011г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 9-х классов, которые проявляют определенный интерес к профессиям врача, химика-технолога, фармацевта.
Цель курса: предоставление возможности удовлетворить интересы учащихся в области химии в процессе решения расчетных и расчетно-экспериментальных задач.
Программа курса составлена на основе:
*фундаментального ядра содержания общего образования;
* требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения;
*примерной программы основного общего образования по химии;
*программы развития УУД;
*программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Задачи курса:
-
Помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.
-
Развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умения самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химических знаний в промышленном производстве, лабораторной практике, медицине, технологии.
-
Развитие умений наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
-
Расширение и углубление знаний учащихся о строении и свойствах, применении и методах получения веществ и материалов.
-
Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
-
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
-
Подготовка учащихся к олимпиадам, профессиональная ориентация.
-
Теоретической базой является курс химии основной школы. На занятиях курса предполагается более детальное ознакомление с приемами и типами решения расчетно-экспериментальных и экспериментальных задач.
-
В процессе изучения курса предполагается расширение и углубление знаний по темам: «Растворы. Электролитическая диссоциация. Ионные реакции»
Формами контроля уровня достижений учащихся служат расчетно-экспериментальные практические работы, сообщения учащихся по темам курса (презентации, кратковременные проекты).
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны:
-
Знать и выполнять правила техники безопасности работая в химической лаборатории, иметь элементарные представления о профессиях технолога, лаборанта, знать основные методы и приемы решения расчетных и расчетно-экспериментальных задач.
-
Уметь решать типовые задачи по изучаемой теме, пользоваться справочными данными, использовать графики при решении задач, составлять простейшие задачи, обращаться с лабораторным оборудованием, взвешивать, измерять вещества, приготавливать растворы, выделять вещества в чистом виде, аккуратно и самостоятельно работать.
* Находить и извлекать необходимую информацию химического содержания из различных
источников (включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, книги, различные справочники), обрабатывать и представлять её в различных формах.
Литература:
Для учителя:
1. Егоркин В.Ф. - Внеклассные практические занятия по химии. М. 1959
2. Ерыгин Д.П. - Методика решения задач по химии М. ИП., 1989
3. Кушнарёв А.А. - Экспресс - курс по неорганической химии 8-9 кл. М.:
Школьная пресса, 2002
4. Кушнарёв А.А. - Учимся решать задачи по химии. М.Школа-пресс, 1996
5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия - 9 М., Просвещение 1989, 2011 г.
6. Ходаков. Ю.В. - Химия 9 кл., 7-8 кл. М.ИП., 1974 -1987
7. Ходаков. Ю.В. - Химия 9 кл., 9 кл. М.ИП., 1974 -1987
Для учащихся:
1.Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия - 9 М., Просвещение 1989, 2011 г.
2.Стёпин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. - М. Химия 1995г
3.Ходаков. Ю.В.- Задачи и упражнения по химии для средней школы.- М.: Просвещение 1987-2003г
4.Хомченко И.Г. - Задачи и упражнения по химии для средней школы.- М.: Просвещение, 2002 - 2006г
Тематическое планирование (1 занятие -2 часа).
Тема: Решение расчетно-экспериментальных и экспериментальных задач (17 часов).
№ занятия
Дата
Изученный материал
Формы работы
Примечания.
Реакции ионного обмена. Решение экспериментальных задач на распознавание заданных веществ.
-
Индивидуальные реакции ионов.
-
Табличный способ решения.
-
Понятие о групповом анализе.
Лаб.опыт: Качественные реакции на ионы.
1) Кач. Р-ии на ионы Fe(III), Pb(II),Cu(II), Fe(II) и т.д.
2)Дем. Опыты.
3) Групповые реагенты: ионы Н, ОН, Ag и др.
1)-3) лаб. опыты.
Работа в группах (по 2 чел.). Проведение опытов, наблюдение, составление ионных ур-ий, объяснение результатов. Выполнение правил безопасности.
П.Б.
Работа с кислотами,щелочами, солями тяжёлых металлов.
Решение экспериментальных задач по распознаванию твёрдых солей и растворов электролитов.
-
дробное распознавание ионов (индивидуальные реакции)
-
систематическое распознавание ионов (табличный способ решения)
Практическая работа.№1.(Инструкция).
Работа в группах с индивидуальными вариантами заданий. Составление уравнений, сравнение результатов. Выполнение правил безопасности
П.Б.
Работа с кислотами, щелочами, солями тяжёлых металлов.
Растворимость. Получение ненасыщенных, насыщенных перенасыщенных растворов. Демонстрационные и лабораторные опыты. Решение задач с применением графиков растворимости.
S=m (в-ва)г /m(р-ля)г 100г.
Лаб.опыты
Опыты с PbI, NaSO,
CuSO. Работа в группах. Приготовление растворов и изменение их концентрации при изменении условий.
Наблюдение изменений в перенасыщенных растворах.
Решение и составление расчётных задач.
Презентации: « Добыча поваренной соли», « Добыча глауберовой соли» (выполняют уч-ся). Выполнение правил безопасности.
П.Б.
Работа со спиртовкойи растворами солей.
-
/
Расчет массы исходных веществ, необходимых для получения заданной массы продукта. Выход продукта.(Практическая работа №2). Получение медного купороса из оксида меди (II) и серной кислоты (с расчетом выхода продукта).
Практическая работа № 2.
(Инструкция). Работа в группах. Обсуждение результатов работы. Выполнение правил безопасности. Выполнение расчётов.
П.Б.
Работа со спиртовкойи растворами солей.
Кристаллогидраты. Применение кристаллогидратов. Формы кристаллов, Лабораторный опыт. Ознакомление с формами кристаллов (микроскоп). Вывод формул кристаллогидратов (расчетные задачи).
Лабораторные
опыты: рассматривание форм кристаллов различных солей. Выполнение правил безопасности Демонстрация образцов природных кристаллов (коллекция минералов). Обобщение наблюдений. Сообщения уч-ся о применении кристаллов
(м /б газета, бюллетень). Дем. Опыт: Гидратация и дегидратация сульфата меди(II). Решение расчётных задач на вывод формул кристаллогидратов.
П.Б.
Работа с солями.
Определение состава кристаллогидрата, расчет количества воды в кристаллогидрате (Практическая работа № 3)
Практическая работа № 3.
Работа в группах. Составление плана работы, сравнение его с полученной инструкцией, выполнение опыта, расчётов, сравнение, самооценка и взаимооценка результатов Выполнение правил безопасности.
П.Б.
Работа со спиртовкойи растворами солей.
Реакция нейтрализации. Индикаторы. Рабочие растворы. Метод титрования. Расчет молярной концентрации, плотности и объема раствора. Демонстрация: Приготовление стандартного раствора из фиксанала. Демонстрационное измерение плотности ареометром. Демонстрационный опыт титрования.
m в-ва / m р-ра. c=моль/Vр-ра л. m в-ва г/Vр-ра мл.
Лаб. определение
% - ной и молярной концентрации по плотности
р-ра (по табл.).Работа в группах, сравнение и анализ результатов опытов, выполнение расчётов. Выполнение правил безопасности. Презентация кратковременного проекта: « Соки растений- индикаторы».
П.Б. Работа с кислотами, щелочами, солями тяжёлых металлов.
Реакция нейтрализации. Определение молярной концентрации раствора соляной кислоты по стандартному раствору щелочи. Практическая работа № 4.
Решение задач «на избыток», расчёты с применением понятий «массовая доля», «молярная концентрация».
Практическая работа № 4.
(Инструкция). Работа в группах, выполнение серии опытов, сравнение и анализ результатов, выполнение расчётов. Выполнение правил безопасности. Презентация: «Лаборант -необходимая профессия».
П.Б. Работа с кислотами, щелочами,
Итоговое занятие. Решение расчётных и экспериментальных задач по теме. Демонстрация опытов - задач. Зачёт.
Обобщение по теме курса.
Наблюдение и узнавание качественных реакций, объяснение результатов, составление ионных уравнений. Составление плана решения задачи на распознавание ионов, наблюдение и анализ опыта.
Расчёт массы продукта реакции по УХР. Подведение итогов изучения темы.
П.Б. Работа с кислотами, щелочами, солями тяжёлых металлов.