Программа Элективного курса «Наследники Ш. Холмса. Азбука Криминалистики»

"Выдержка из материала: В современном мире огромное количество профессий. Каждый обучающийся мечтает овладеть той или иной специальностью. На его выбор влияют несколько факторов: мнение семьи, династии, осуществление детской мечты, востребованность на рынке труда определенных профессий и другое. Но и школа должна помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии и соответственно с профилем обучения в старших классах.  С помощью занятий курса обучающиеся смогут познакомиться со многими сп...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г.Иркутска

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Качугская средняя общеобразовательная школа № 1













Программа элективного курса

для обучающихся 9-х классов

«Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики».

14 часов.

Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)






Автор: Перова Жанна Славовна

заместитель директора школы

по УВР













Качуг - 2012г.

Пояснительная записка.

Одна из целей российской школы - развить у обучающегося доступную ему готовность к соответствующему уровню и форме непрерывного образования, отвечающего его внутренней потребности. Для этого школьник в ходе УП осознанно воспринимает и запоминает систему знаний о природе (обществе), учится пользоваться этими знаниями как способами деятельности по образцу (в знакомой ситуации) и творчески (в незнакомой ситуации).

В современном мире огромное количество профессий. Каждый обучающийся мечтает овладеть той или иной специальностью. На его выбор влияют несколько факторов: мнение семьи, династии, осуществление детской мечты, востребованность на рынке труда определенных профессий и другое. Но и школа должна помочь ребенку определиться с выбором будущей профессии и соответственно с профилем обучения в старших классах. С помощью занятий курса обучающиеся смогут познакомиться со многими специфическими понятиями и представить, что включает в себя работа следователя и эксперта- криминалиста.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» направлен на воспитание социально активного законопослушного гражданина демократичного общества; на развитие логического мышления, наблюдательности, позволит применить полученные теоретические знания на практике; поможет подросткам активизировать процесс личностного, жизненного и профессионального самоопределения.

Выбирая данную тему, автор ориентировался на её вчерашнюю, сегодняшнюю и очевидно завтрашнюю актуальность. Преступность была всегда и везде. Всегда и везде преступность отражала в себе какие-то социальные проблемы общества. Меняется общество - меняется преступность. Между тем методы изучения преступности, как и методы реагирования на преступность остались прежними. Экскурсия в криминалистическую лабораторию, круглый стол со специалистами, теоретические знания и практические занятия - все это будет способствовать выбору профиля обучения, а в дальнейшем и приобретению соответствующей профессии, в этом и состоит актуальность данного элективного курса.

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» построен на межпредметных связях биологии, химии, физики и обществознания (правоведение). Автором было изучено большое количество пособий и элективных курсов, но практически нигде данный вопрос не освещается. Эти два аспекта придают новизну данному элективному курсу.

ЦЕЛЬ:

Мотивировать обучающихся 9-х классов на выбор естественного профиля обучения.

ЗАДАЧИ:

  1. Установить и показать межпредметные связи между биологией, химией, физикой и обществознанием (правоведением).

  2. Развивать способности логически мыслить, наблюдать, анализировать полученную информацию и результаты.

  3. Способствовать самостоятельности обучающихся при прохождении элективного курса.

4. Способствовать осмыслению теоретического материала посредством

применения активных методов взаимодействия с личностью с позиции

нравственности и морали.

При изучении этого курса формируется понятие о науке криминалистике, ее задачах, о видах оружия, приобретаются навыки снятия отпечатков рук, описывания следов ног, зубов, изготовления их слепков, определения принадлежности предмета к холодному оружию.

Программа курса предусматривает различные виды деятельности: решение логических задач, поиск информации, проведение не сложных исследований, творческая работа - написание сочинения-рассуждения, написание докладов, публичная их защита.

Критерии, позволяющие оценить освоения программы курса следующие:

  1. Критерий образовательности: тестирование обучающихся по пройденным темам;

  2. Критерий профессиональных склонностей обучающихся: опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной для обучающихся в начале и в конце курса.

Оценка знаний обучающихся предполагается по десятибалльной системе, во-первых, чтобы повысить заинтересованность обучающихся, во-вторых, автор считает, что, используя данную шкалу оценки, можно более объективно оценить знания и участие в работе каждого ученика.

Конечным образовательным продуктом обучающихся будут:

  1. Урок - «Мастер-класс». Данная форма проведения занятия подразумевает выступление каждого ученика по выбранной им теме, с целью демонстрации самостоятельно добытых знаний и если технически возможно умений.

  2. «Круглый стол». Занятие такого рода подразумевает, активное участие в беседе со специалистами: следователем, экспертом-криминалистиктом.

  3. Творческая работа - написание сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

  • Что я узнал нового на данном элективном курсе.

  • Роль данного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

  • При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло...

Элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» составлен на основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего обучения образования», рассчитан на 14 часов и предназначен для обучающихся 9 классов.

Блочное планирование.

  1. Блок. «Криминалистика и экспертиза» (3 ч).

  2. Блок. «Трасология» (4ч.).

  3. Блок. «Баллистика» (2ч.).

  4. Блок. «Описание внешности человека» (2ч).

  5. Блок. «Ожидаемые результаты» (Зч).

Содержание курса

  1. Блок. Криминалистика и экспертиза (3 ч).

Данный блок знакомит обучающихся с наукой криминалистикой, основными её задачами и видами экспертизы, а также со структурой курса. С помощью экскурсии в криминалистическую лабораторию ребята смогут сформировать первое мнение о профессии эксперта-криминалиста

  1. Блок. Трасология (4ч.)

Тема 1 :Следы рук человека (2ч.).

На занятиях данного блока обучающиеся познакомятся со следами рук человека, со способами обнаружения их, применят полученные знания на практике. Изучат, что такое папиллярные узоры, узнают, на какие вопросы может ответить дактилоскопическая экспертиза.

Тема 2: Следы ног и зубов человека (2ч).

Обучающиеся узнают криминалистическое значение следов ног и зубов, их виды. Поиск следов ног и их описание. Познакомятся со способами фиксации данных следов. Применят полученные знания для изготовления слепков на практическом занятии.

  1. Блок. Баллистика (2ч.).

Тема 1 :Огнестрельное оружиеП ч.).

Материал этого блока познакомит учеников с родами, видами и системами огнестрельного оружия, со способами идентификации огнестрельного оружия по выстрелянному снаряду и по стреляным гильзам. С помощью заданий на логическое мышление познакомятся с определением дистанции, направления и места выстрела.

Тема 2: Холодное оружие (1ч).

Обучающиеся узнают критерии относимости объектов к холодному оружию, его общие конструктивные признаки. Изучат виды классификаций холодного оружия. Познакомятся с задачами криминалистического исследования. Решат задачу на принадлежность объекта к холодному оружию по изученным критериям.

IV Блок. Описание внешности человека (2ч).

Обучающиеся на занятиях научатся отличать элементы внешности от признаков. Познакомятся с системами описания анатомических и функциональных данных внешности человека. Работая в группах, составят описание внешности определенного человека, по описанию внешности определят, кто из группы был зашифрован.

V Блок. Ожидаемые результаты (Зч).

Занятие 1. Мастер-класс (1ч).

Данный вид работы предусматривает домашнюю подготовку обучающихся, которая заключается в написании доклада с творческим оформлением по изученным темам. Доклад должен содержать конкретную методику криминалистического исследования любого рассмотренного объекта, которую обучающийся сможет реализовать на этом занятии.

Занятие 2. Круглый стол со специалистами (1ч).

Ребята смогут задать интересующие их вопросы следователю и эксперту-криминалисту.

Занятие 3. Творческая работа (1ч).

Ребята пишут сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

  • Что я узнал нового на данном элективном курсе.

  • Роль данного элективного курса для моего дальнейшего профессионального выбора.

  • При изучении элективного курса «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики» меня увлекло …

Рассмотреть сочинения-рассуждения ребят как результаты выходного теста.

Учебно-тематическии план.

№ п/п

Название темы

Ко-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лекций

практи ка

I

Блок:«Криминалистика и экспертиза»

3

2

1

1

Предмет и понятие криминалистика

1

Лекция-беседа

Эссе «Для чего мне нужен элективный курс «Наследники Ш.Холмса. Азбука криминалистики», конспект.

2

Задачи и виды исследований в криминалистике.

1

Лекция- беседа, групповая работа.

Конспект, письменная групповая работа.

3

Экскурсия в

криминалистическую

лабораторию.

1

Экскурсия

Домашнее сочинение.

II

Блок: «Трасология»

4

2

2

4

Следы рук человека.

1

Самостоятель ная работа с литературой с обсуждением темы. Решение логических задач.

Результаты проверочного теста. Ответы задач.

5

Обнаружение и снятие

следов рук

1

Практическая

работа

Отчет



6

Следы ног и зубов человека.

1

Лекция- беседа.

Результаты

проверочного

теста.

7

Обнаружение, описания и фиксация следов ног и зубов.

1

Практическая работа.

Отчет.

III

Блок: «Баллистика»

2

2

8

Огнестрельное оружие.

1

Лекция-

беседа,

решение

логических

задач.

Конспект, ответы задач.

9

Холодное оружие. Признаки принадлежности объекта к холодному оружию.

1

Лекция-беседа с элементами самостоятельн ой

практической работы в группах.

Письменная

групповая

работа.

IV

Блок: «Описание внешности человека».

2

1

1

10

Основы описания внешности человека.

1

Лекция. Самостоятель ная работа.

Результаты письменной исследовательско й работы.

11

Составление «словесного портрета».

1

Практическая работа в группах.

«Словесный портрет»

V

Блок «Ожидаемые результаты».

3

1

2

12

«Мастер-класс»

1

Выступление учащихся.

Доклад (с

методикой),

результат

13

«Круглый стол»

1

Беседа.

Формирование

собственного

мнения о

профессии

следователя и

эксперта-

криминалиста.

14

Творческая работа.

1

Сочинение- рассуждение.

Рассмотреть работы, как результаты выходного теста.








Список литературы для преподавателя.

1.Нормативный материал. Официальные документы.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001. № 174-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) - Яндекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//consultant.ru, свободный.

  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. № 63-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) - Яндекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//consultant.ru, свободный.

  3. Федеральный закон от 18.04.1991. № 1026-1-ФЗ (в ред. от 29.12.2009 г.) «О милиции» - Яндекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//consultant.ru, свободный.

  4. Федеральный закон от 31.05.2001. №73-ФЗ (в ред. от 28.06.2009г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» - Яндекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//consultant.ru, свободный.

  5. Федеральный закон от 25.07.1998. № 128-ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» - Яндекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http//consultant.ru, свободный.

Учебники, учебные пособия

  1. Криминалистика : учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова и др. - М. : Норма, 2007. - 994 с.

  2. Криминалистика : учеб. / под ред. Р. С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2006. - 992 с.

  3. Криминалистика : учеб. / под общей ред. А. Г. Филиппова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Высшее образование, 2009. - 835 с.

  4. Криминалистика : учеб. для студ. вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 943 с.

  5. Криминалистика: учеб. / отв. ред. Н.П. Яблоков. - М. : Юристъ, 2007. - 781 с.

  6. Криминалистика : учеб. В 2 т. Т. 1. / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 208 с.

  7. Криминалистика : учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В.П. Сальникова, И.А. Возгрина. - СПб. : Фонд «Университет», 2008. - 288 с.

  8. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. / Е.Р. Россинская. - М. : НОРМА, 2006. - 656 с.

  9. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, диаграммы, рекомендации : учеб. пособ. для студентов юрид. вузов / Н.Г. Шурухнов. - М. : Эксмо, 2008 - 352 с.

  10. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика : учеб. пособие. / Н.Г. Шурухнов. - М. : Юристъ, 2005. - 639 с.

Список литературы для обучающихся.


  • Голдованский Ю.П. Следы ног. М.: ВЮЗИ, 1980.

  • Голдованский Ю.П. Следы рук . М.: ВЮЗИ, 1981.

  • Герваков В.Д. Судебная баллистика. М., 1977 .

  • Гранович Г.И. Основы криминалистической техники. Минск: Высш. шк., 1981.

  • Дулов А.В. Судебная фотография. Минск: Высш. шк., 1979.

  • Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 1964.

  • Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. М., 1993.

  • Криминалистика: Учебник / Рук. авт. кол. Н.П. Яблоков. М., 1995.

  • Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1995.

  • Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М., 1997.

  • Самсонов Г.А. Судебная баллистика. М.: ВЮЗИ, 1975.



© 2010-2022