- Преподавателю
- Другое
- Эссе на конкурс Учитель года-2016
Эссе на конкурс Учитель года-2016
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова А.Е. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эссе: «Мой идеал учителя».
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет
лучше того учителя, который прочел все книги, но не
имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет
в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Л.Н. Толстой
Жили-были, точнее, жила-была одна маленькая девочка, звали ее Анюткой. Приходя из детского сада, девочка любила играть в «учителя». Она усаживала всех своих кукол и плюшевых игрушек и учила их уму-разуму. Учить их было очень скучно - ничего сами делать они не могли, и приходилось Анютке выполнять за них всю работу. Как же маленькая девочка мечтала, чтобы кукла Маша сама написала примеры и слова в тетрадь…, но, увы, чуда так и не произошло. Шли годы. Анютка подросла, закончила школу и встал выбор куда же пойти учиться. Долго думать не пришлось, конечно, туда, где учат УЧИТЬ детей. Так, поступила Аня в педагогический университет. Прошли положенные пять лет, окончила Аня обучение и пришла работать к замечательным ребятам. И не заметила она, как из Анютки выросла Анна Евгеньевна…
Став учителем-дефектологом, и придя работать в школу-интернат, я приоткрыла новую страничку в книге под названием «Жизнь». И эта страница для меня увлекательна и интересна. Я не просто учитель, а опора и поддержка для своих учеников: дети идут ко мне со своими радостями, горестями, успехами и неудачами.
Каков же идеальный учитель? Думаю, что идеальному учителю интересен сам ребенок, его результаты, он удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что учителю важно то, что с ним происходит. Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать, что каждого из них сопровождают те или иные обстоятельства жизни - родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, страхи, лидерские качества.
Для школьной системы идеальный учитель - это человек, который может легко и бесконфликтно влиться в педагогический коллектив, безропотно заполнять все документы, участвовать в различных собраниях, с радостью проходить многочисленные курсы повышения квалификации и прочие мероприятия; у которого в классе не будет происшествий, а дети начнут с удовольствием посещать его уроки и без переутомления выходить после них… В идеале, этот идеальный учитель подмечает несколько учеников, которые лучше остальных способны освоить предмет, и готовит их к участию в предметных олимпиадах. Однако если посмотреть глубже, это не идеальный, а удобный учитель.
Для учеников идеальный учитель - это человек, который не требует много, отпускает пораньше с урока, не ругает за опоздания и не сделанные домашние задания. Только это не идеал, а попустительство…
И все же, идеальный учитель - это тот, который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются нужным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…
Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе - унижать ученика, оскорблять, особенно в присутствии сверстником, показывая свое превосходство или свою власть над ним при этом, показывая ему, что он стоит на какой-то нижней планке, принижать его умственные способности или обсуждать эти способности при других.
Все дети талантливы. И задача идеального учителя - в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе. Со временем я поняла, что оценивать работы моих учеников нужно более тактично. В результате учащиеся становятся более самостоятельными и уверенными в себе, перестают бояться получить на уроке плохую отметку. Духовный мир ребенка - как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, и всегда чистый, как лист бумаги. Специфика моей профессии предполагает обостренное чувство такта, умение взрастить положительные качества личности и вовремя предотвратить развитие отрицательных.
Идеальный учитель - это еще и тонкий психолог, хорошо разбирающийся в людях, способный видеть достоинства и недостатки каждого, находить методы обучения и воспитания, которые будут наиболее эффективны для каждого отдельно взятого ученика, оценивать не только внешние проявления его натуры, но и видеть внутренние потребности и склонности.
К учителям, особенно в современном обществе, предъявляются высокие моральные требования. Ученики порой проказничают, и лишь великодушный человек способен простить и не таить зла. Кроме того, учителя должны уметь разрешать конфликтные ситуации и быть объективными. На педагога возлагается серьезная задача: вырастить из ребенка настоящего человека, дать ему знания, открыть двери в большой мир, однако важно, чтобы каждый ученик вошел в эти двери уверенной походкой.
Настоящий учитель во многом становится для ребенка таким же близким человеком, как родители, а иногда и ближе. Часто с наставником делятся теми тайнами и проблемами, о которых не решаются рассказать кому-то другому. И учитель должен всегда найти нужные слова, объяснить, помочь, подсказать, ободрить или пожалеть.
Возвращаясь к заданной теме про ИДЕАЛЬНОГО учителя, невольно вспоминаешь о том, что ИДЕАЛА, как такового, не существует. Да и нужен ли он? Недостатки человека делают его особенным, ни на кого не похожим. Я согласна с тем, что такая ответственная профессия как педагог, требует особых навыков, определенной степени образованности и большого желания поделиться своими знаниями с младшим поколением, но на то, что должен существовать какой-то идеал могу сказать только одно: нет предела совершенству.