Игротерапия с детьми задержкой психического развития

Направление коррекции «Игротерапия» в ДОУ используется для осуществления коррекционной помощи дошкольникам группы риска. В группу риска входят дети, для которых характерны негативные проявления в поведенческой и эмоционально-личностной сфере двигательная и речевая расторможенность, конфликтность, драчливость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, дефицит активного внимания, часто сопровождающийся проявлениями гиперактивности и др. Особое место в этом перечне занимает агрессивность, которую ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направление коррекции «Игротерапия» в ДОУ используется для осуществления коррекционной помощи дошкольникам группы риска. В группу риска входят дети, для которых характерны негативные проявления в поведенческой и эмоционально-личностной сфере двигательная и речевая расторможенность, конфликтность, драчливость, тревожность, эмоциональная неустойчивость, дефицит активного внимания, часто сопровождающийся проявлениями гиперактивности и др. Особое место в этом перечне занимает агрессивность, которую на сегодняшний день можно рассматривать как наиболее острую проблему.

В качестве ведущего метода коррекционного воздействия используется «лечебная » игра. Во-первых, игра на протяжении всего дошкольного детства остается ведущей деятельностью детей, а во-вторых, элементы игротерапии давно и эффективно применяются в работе с детьми разной диагностической категории. В основе игры лежат положительные эмоции и непосредственные ощущения, что намного быстрее и надежнее позволяет достичь намеченной цели.

Цели и задачи коррекционной работы.

Цель коррекционной работы - устранить или ослабить недостатки в эмоционально- личностной и поведенческой сфере детей игровыми средствами воздействия.

Структура коррекционной программы:

Коррекционная программа включает в себя пять блоков:

  • эмоциональная сфера;

  • коммуникативная сфера;

  • личностная сфера;

  • волевая сфера;

психофизическая сфера.

Программа психокоррекционного клуба «Игротерапия» представляет собой цикл практических занятий. В него входят специально подобранные психологические игры и упражнения коррекционной направленности, воздействующие на эмоциональную, коммуникативную и поведенческую сферы.

Реализация программы рассчитана на 2 года, но при необходимости она может быть сокращена (определяется по результатам психодиагностики в конце учебного года). Задачи психокоррекционного клуба в течении первого года реализации программы:

  • познакомить детей с базовыми человеческими эмоциями;

развивать позитивные формы общения и навыки доброжелательного поведения;

  • способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.

Задачи психокоррекционного клуба в течении второго года реализации программы:

  • расширять поведенческий репертуар детей;

  • скорректировать негативные личностные проявления;

  • обучить детей самостоятельно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

В завершение двухгодичного цикла психологических занятий дети должны:

  • знать названия базовых эмоций человека, понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, изображать эмоции графически;

  • владеть навыками доброжелательного поведения, взаимодействия и сотрудничества;

  • уметь вступать в контакт, использовать речевые этикетные формулы (приветствие, проявлять доброжелательное отношение к ним, уметь слушать и слышать собеседника;

  • понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей, через мимику, жесты, интонации;

  • владеть достаточным словарным запасом в области чувств и эмоций, первоначальными навыками рефлексии;

  • обладать высоким уровнем самоконтроля, уметь регулировать свое поведение и расслабляться.

Формирование коррекционной группы:

Коррекционная группа формируется по результатам предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции.

Оптимальный состав коррекционной группы 6 человек.

Распределение детей происходит с учетом их индивидуальных особенностей. Группы подбирают из воспитанников с различными симптомами, чтобы у детей существовала возможность встретить непохожие проявления поведения.

Содержание коррекционной программы:

Содержание программы ориентировано на коррекционно-развивающую работу с дошкольниками разных диагностических категорий по пяти основным блокам. Блок «Эмоциональная сфера» включает в себя знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, обида, спокойствие, гнев); обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств; развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние приемлемыми способами; формирование позитивного эмоционального отношения к самому себе, к членам своей семьи, своим друзьям и т.п.

В работе по развитию эмоциональной сферы детей используются следующие игры: «Клубок эмоций», «Контрасты», «Изобрази эмоцию», «Азбука настроения», «Школа улыбок», «Заколдованный ребенок», «На что похоже мое имя», «Угадай, что я хочу тебе сказать!» «Запомни мое лицо», «Фотограф», «Закончи предложение (Я радуюсь, когда ..», «Я волнуюсь, когда ..», «Я плачу, когда ..»), «Угадай мое настроение», «Поезд эмоций», «Мое настроение», «Лекарство от грусти».

Структура коррекционной программы:

Коррекционная программа включает в себя пять блоков:

  • эмоциональная сфера;

коммуникативная сфера;

  • личностная сфера;

  • волевая сфера;

психофизическая сфера.

При проведении разминки осуществляется тренинг эмоций посредством следующих упражнений: «Девочка улыбнулась - девочка загрустила», «Поссорились помирились», «Улыбнулись - нахмурились», «Испуганный зайка - сердитый волк», «Разозлились - одумались», «Нахмурить брови, оскалить зубы, наморщить лоб», «Поговорить, попеть, покричать как рассерженный волк», «Зарядка для лица», «Улыбнись как солнышко, нахмурься как тучка», «Произнеси свое имя с разной интонацией», «Заупрямились - успокоились», «Мимическая гимнастика». Основные базовые эмоции отрабатываются в рисовании на темы: «Веселые мячики», «Радостные и грустные фрукты», «Воздушные шарики», «Рисуем радость», «Грустный ребенок», «Нарисуй детям лица, чтобы они не были похожи друг на друга», «Удивленный человек», «Поезд эмоций», « Хорошее настроение»,

Содержание программы ориентировано на коррекционно-развивающую работу с дошкольниками разных диагностических категорий по пяти основным блокам. Блок «Эмоциональная сфера» включает в себя знакомство с некоторыми базовыми эмоциями (радость, грусть, удивление, страх, обида, спокойствие, гнев); обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств; развитие способности определять и выражать свое эмоциональное состояние приемлемыми способами; формирование позитивного эмоционального отношения к самому себе, к членам своей семьи, своим друзьям и т.п.

В работе по развитию эмоциональной сферы детей используются следующие игры: «Клубок эмоций», «Контрасты», «Изобрази эмоцию», «Азбука настроения», «Школа улыбок», «Заколдованный ребенок», «На что похоже мое имя», «Угадай, что я хочу тебе сказать!» «Запомни мое лицо», «Фотограф», «Закончи предложение (Я радуюсь, когда ..», «Я волнуюсь, когда ..», «Я плачу, когда ..»), «Угадай мое настроение», «Поезд эмоций», «Мое настроение», «Лекарство от грусти».

Структура коррекционной программы:

Коррекционная программа включает в себя пять блоков:

  • эмоциональная сфера;

коммуникативная сфера;

  • личностная сфера;

  • волевая сфера;

психофизическая сфера.

При проведении разминки осуществляется тренинг эмоций посредством следующих упражнений: «Девочка улыбнулась - девочка загрустила», «Поссорились помирились», «Улыбнулись - нахмурились», «Испуганный зайка - сердитый волк», «Разозлились - одумались», «Нахмурить брови, оскалить зубы, наморщить лоб», «Поговорить, попеть, покричать как рассерженный волк», «Зарядка для лица», «Улыбнись как солнышко, нахмурься как тучка», «Произнеси свое имя с разной интонацией», «Заупрямились - успокоились», «Мимическая гимнастика». Основные базовые эмоции отрабатываются в рисовании на темы: «Веселые мячики», «Радостные и грустные фрукты», «Воздушные шарики», «Рисуем радость», «Грустный ребенок», «Нарисуй детям лица, чтобы они не были похожи друг на друга», «Удивленный человек», «Поезд эмоций», « Хорошее настроение», «Радостные и грустные человечки», «Настроение моего друга», «Дерево радости», «Мое настроение в цвете».

Для проигрывания равных эмоциональных состояний в занятия включаются этюды: «Встреча с другом», «Грустная мама», «Кто съел варенье?», «Разбитая ваза», «Злой ребенок», «Брезгливый ребенок», «Новая игрушка».

Блок «Коммуникативная сфера» направлен на формирование позитивной мотивации общения, развитие умения учитывать эмоциональное состояние другого человека в процессе общения, формирование навыков уверенного поведения, регулирование поведения и характера, знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций, формирование чувств принадлежности к группе; коррекцию поведенческих реакций (тревожность, агрессивность, гиперактивность). У детей формируются представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, отзывчивости, справедливости, воспитывается элементарная культура общения, умение приветливо разговаривать друг с другом, внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на его вопрос, просьбу. Блок «Личностная сфера» включает в себя формирование личностных позитивных качеств, ознакомление детей с некоторыми чертами характера (доброта, злость, жадность, лень, трудолюбие, храбрость, хитрость, грубость, обидчивость, робость, хвастовство, честность, справедливость, упрямство), преодоление эгоцентризма, формирование адекватной самооценки. Ведущая роль при воздействии на личностную сферу ребенка отводится беседам: «Что такое дружба?», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какие бывают привычки?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Расскажи о себе», «Наши отношения», «С каким человеком приятно общаться.

Блок «Волевая сфера» нацелен на развитие умения действовать по правилам, формирование саморегуляции в процессе освоения способов общения, проведение анализа своего характера и поступков в конфликтных ситуациях. Тренаж эмоционально-волевой сферы психики у дошкольников осуществляется с помощью игр: «Пожалуйста!», «Делай, как я», «Кричалки-шепталки-молчалки» «Земля, вода, воздух, огонь», «Раз, два, три, начни!», «Делайте, что я говорю», «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».

Блек «Психофизиологическая сфера» направлен на развитие мимической выразительности, обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, развитие умения управлять своим дыханием, обучение различным техникам дыхания, приемам релаксации.

Особенности проведения занятий.

Предпочтительной формой проведения занятий психокоррекционного клуба «Игротерапия» является тренинг. Организовать тренинг нужно так, чтобы дети хотели в нем участвовать. При этом необходимо помнить, что ребенок имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения.

На тренинговых занятиях дети рассаживаются на стульчики, поставленные кругом, что позволяет им видеть глаза друг друга; высказываться с места, не вставая; передавать игрушку своему соседу; работать как в направлении часовой стрелки, так и против.

Необходимо предоставить каждому ребенку возможность эмоционально выразить свои чувства, пробудить в детях творческое начало. Перед занятием следует давать детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение друг к другу; при необходимости можно успокоить детей с помощью приемов «Послушаем музыку», «Послушаем звуки в помещении», «Послушаем звуки на улице», «Послушаем свое дыхание». Переход от одной части занятий к другой должен быть быстрым и органичным. Важно не дать детям уйти из-под контроля, отвлечься. При общении с воспитанниками стоит избирать доброжелательный тон, демонстрировать положительное эмоционально выраженное отношение к ним. В беседе нужно соблюдать правило активного слушания, когда взрослый смотрит в лицо ребенку, глаза обоих находятся на одном уровне. Для этого большая часть занятия проводится на мягком ковре или на низких стульчиках.

Для поддержания внимания и интереса детей на занятиях следует использовать различные приемы: чередование видов деятельности (подвижная - статичная (сидя на стульчиках, стоя, сидя на ковре), прием голосовой интонации, мимика и жесты ведущего.

Структура занятий:

Обычно все занятия начинаются с ритуального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность и общение, а также для создания в группе положительного эмоционального настроя.

Затем проводят разминку, которая позволяет сбросить инертность физического и психофизического самочувствия, поднять мышечный тонус, вызвать интерес ребенка к совместному занятию, настроить на активную работу с другими детьми. После разминки - основная часть занятия, в течении которой осуществляется эмоциональное включение детей в тему, обеспечивается возможность ее осмысления, происходит выход на поверхность проявляемых чувств. На данном этапе детей побуждают к высказыванию своей точки зрения, давая понять, что каждый человек вправе иметь мнение по любому вопросу, проявлять индивидуальность. Когда устанавливается доверительная атмосфера, дети сами переходят от общей темы к обсуждению собственных проблем. Участники занятия общаются в круге, сидя на мягком ковре или маленьких стульчиках. В конце основной части следует психогимнастические этюды, игры коммуникативного блока, малоподвижные игры, рисование и обсуждение нарисованного.

Перед окончанием занятия применяются особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокоить детей, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Заканчиваются всегда занятия прощальным ритуалом, позволяющим настроить детей на окончание работы.












































































































© 2010-2022