• Преподавателю
  • Другое
  • Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества

Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и общества.

Лёвкина Н.В.,

Преподаватель английского языка

Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К.Лысенко, г. Лиски

E-mail: [email protected] и [email protected]


В данной статье рассматривается широко обсуждаемая в настоящее время проблема недостатка квалифицированных рабочих кадров для удовлетворения нужд инновационной экономики России. Для исследования были использованы несколько источников открытой информации :

О кадровом голоде в профессиональном сообществе заговорили уже давно. Тема очевидная и не слишком приятная.
Основные причины кадрового голода вполне понятны. Во-первых, это результат демографической ямы 1990-х годов. Во-вторых, старая советская система образования, при своих высоких стандартах, не готовила выпускников для постсоветской эпохи. Что касается молодых специалистов - образовательные учреждения слишком медленно реагируют на изменения рынка труда. При активном развитии российского рынка появляются новые сферы и направления бизнеса, однако подготовленных кадров к новым реалиям оказывается недостаточно.
Спрос и предложение на региональном рынке труда соотносятся как один к одному. В теории - на каждую вакантную должность есть человек, нуждающийся в работе. На практике же получается совсем по-другому: руководителям компаний требуются квалифицированные кадры, однако найти их не так-то и просто. И дело тут не в их отсутствии, а скорее в плохо налаженной связи между работодателями, специалистами и вузами.
В нашей стране 44% компаний испытывают сложности при поиске и подборе персонала необходимой квалификации. В Воронежской области ситуация не лучше. По данным опроса, в нашем регионе больше всего не хватает технических специалистов, инженеров, рабочих, административных кадров, финансистов и IT-специалистов. И с каждым годом нехватка квалифицированных работников ощущается все больше. Мало того, что из-за демографической ямы количество трудоспособного населения резко уменьшилось, так еще и подготовка специалистов почти во всех областях не соответствует запросам бизнеса. Большинство молодых выпускников учебных заведений при трудоустройстве слышат: «Можете забыть все, чему вас учили». Компании стараются брать людей, получивших высшее или среднее специальное образование, и обучать их навыкам работы собственными силами на практике. Некоторые даже создают собственные учебные центры на базе своей фирмы.

Нужно понимать, что вопрос кадрового голода не решается сам по себе, его корни лежат в смежных сферах - социальной, экономической и образовательной. Эту проблему нужно решать путем взаимодействия предприятий Воронежской области, органов государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, а также рекрутинговых компаний, иначе кадровый голод будет только расти…

В апреле 2011 года на совещании по вопросам социального положения рабочих и развития профтехобразования Президент Российской Федерации Д.А. Медведев говорил о необходимости привлечения молодежи к рабочим профессиям путем улучшения статуса рабочих: «Мы должны создать необходимые условия для того, чтобы молодежь выбирала рабочие профессии. Системе профессионального образования здесь принадлежит ведущая роль»

Для повышения престижа рабочих профессий в ноябре 2012 года состоялся I Открытый чемпионат Москвы по профессиональному мастерству WorldSkills Russia, призванный популяризировать рабочие профессии.

В настоящее время проблема недостатка рабочих кадров привлекает все больше внимания. Для оценки справедливости постановки этой проблемы проанализируем несколько источников открытой информации

В октябре 2014 года состоялся ежегодный круглый стол, посвященный взаимодействию учебных заведений и промышленных предприятий в Воронежской области. Собравшиеся (а это представители департамента промышленности, образования, руководители предприятий, учебных заведений и объединения работодателей) старались определить пути наиболее эффективной и мобильной работы в вопросах обеспечения производства высококвалифицированными кадрами. В ближайшее время в области начинает реализовываться модель производственно-образовательных кластеров, которая, более эффективно сможет отвечать запросам работодателей и позволит активнее привлечь их к процессу подготовки кадров. В ближайшее время она будет реализована на базе образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики Воронежской области. В настоящий момент постоянно проводится мониторинг потребности в кадрах. Для этого привлекаются работодатели и специалисты центра занятости, в чью компетенцию входит разработка среднесрочных и дальнесрочных перспектив кадровой потребности. Сейчас все развивается более ускоренными темпами. Все, что происходило раньше, было направлено на анализ ситуации и подготовило почву для дальнейшего развития в ближайшем будущем когда нужно делать такую образовательную систему, которая могла бы моментально реагировать на вызовы рынка. Промышленное производство будет идти семимильными шагами, потому что ему надо зарабатывать деньги и развиваться, а образование будет все время оглядываться на регламенты. Нужно делать систему мобильной. Необходимо понимать, что в условиях существующих санкций и ограничений для нашей страны есть только один выход - развивать собственную промышленность. Да и специалисты нам нужны новой формации - умеющие работать на высокотехнологичных центрах. Чтобы справиться с таким умным оборудованием, требуется среднее специальное и высшее образование. Нам ведь нужна ведь не корочка, а реальные умелые рабочие руки и головы!

Выпускники систему профтехобразования востребованы сегодня на рынке труда. Электромонтажники, сантехники и др. - специальности, без которых производству не обойтись. Потому, когда мы говорим об оптимизации учебного процесса и всей системы образования в целом, необходим детальный подход. Чтобы были учтены все ниши, куда могут быть приложены руки наших учащихся.

Профессиональных людей не хватает, особенно в районах области, их надо учить по месту, чтобы снизить процент их утечки. Образовательным учреждениям не потянуть в одиночку отработку практических навыков. Нужна производственная база. Это сейчас очень дорого. На производстве процессы обновления оборудования непрерывны. Практически на всех предприятиях созданы высокотехнологичные центры. Многие предприятия предлагают пройти практику, но среди желающих проводят отбор. Если предприятие хочет приобрести для себя готового специалиста, который бы практически сразу включился в производственный процесс, то даже готовы его обучить.

Новые образовательные стандарты четвертого поколения содержат определенные блоки, называемые региональными особенностями, которые можно смело отдать работодателям. И работой в этом направлении можно снять многие возникшие сегодня вопросы. По новому проекту работодатели самостоятельно могут определить перечень дисциплин, лабораторных работ, которые будут проводиться на предприятии. Им не надо платить лишних денег. Они могут потратить их на собственные производства, организуя на предприятии базовую кафедру, тем самым переведя к себе часть учебного процесса. В новых ГОСТах рекомендовано использовать в обязательном порядке в обучении студентов действующий персонал предприятий. Конечно же, в учебных заведениях не хватает оборудования, и надо поворачиваться лицом к предприятиям и налаживать тесное взаимодействие. Базовые кафедры - это один из механизмов, когда учебный процесс непосредственно переходит в производственную среду. Причем организовать учебный процесс можно так, что практика у студента будет не менее года, что позволит студентам лучше реализоваться, а работодателям точнее выбрать того, кто им нужен.

Говоря о профориентационной работе, необходимо отметить, что она ведется в нескольких направлениях. Проводятся уроки карьеры, ярмарки вакансий, экскурсии на предприятия. Особенностью последних лет стало активное участие в профориентационных мероприятиях родителей. Они изучают рынок труда, узнают, какие профессии более востребованы.

Набирая студентов сегодня, мы понимаем, что они придут на предприятия через пять лет. То есть уже сегодня мы должны знать, не только какие специальности будут востребованы, но и насколько уровень подготовки будет отвечать потребностям развития общества того периода. Причем, согласитесь, многие, если не все, стороны нашего бытия развиваются весьма стремительно. И этот темп только нарастает. И хорошо разделять стратегическое и оперативное планирование.

Предприятия в обеспечении себя кадрами попробовало многие формы работы и постоянно взаимодействует практически со всеми профильными учебными заведениями Воронежа. Готовят специалистов и индивидуально, собственными силами, непосредственно на рабочих местах. Здесь обучающиеся получают практические навыки, а теорию они осваивают самостоятельно под руководством консультантов технологов. Этот механизм обучения уже отработан и дает в целом неплохие результаты. Оснащение предприятия современным оборудованием, сотрудничество с зарубежными фирмами ставят перед нами задачу не просто подготовить рабочих, владеющих определенной специальностью, а довести уровень подготовки до мировых стандартов.

Одним из наиболее важных вопросов для нас является адаптация молодого специалиста на производстве. Для этих целей работает «Школа молодого руководителя», на старших курсах введен факультативный курс «Технология трудоустройства», психологом колледжа разработаны специальные тренинги по адаптации на предприятии.

Минобрнауки России разработало прогноз потребностей экономики в квалифицированных кадрах с различными уровнями профессионального образования на период до 2015 года, опирающийся на отраслевые и региональные программы развития Российской Федерации.

Для абитуриентов полезно знать, по каким укрупненным группам специальностей будет высокая потребность в кадрах, а по каким - низкая.

Недостаток специалистов с высшим профессиональным образованием в ближайшие годы будет наблюдаться по следующим группам специальностей: «Физико-математические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». Специальности, которые относятся к данным группам специальностей, будут наиболее востребованные в будущем.

Потребность в специалистах системы среднего профессионального образования будет высокой практически по всем специальностям, за исключением групп специальностей «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Особо остро будет наблюдаться дефицит кадров со средним профессиональным образованием по укрупненным группам специальностей: «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Сфера обслуживания», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Химическая техника и биотехнологии», «Строительство и архитектура».

Остро востребованными в 2015 году будут все специалисты с начальным профессиональным образованием.

Анализ крупных российских сайтов вакансий показал, что существует достаточное количество вакансий по рабочим профессиям таких как: слесарь, монтажник, газосварщик, наладчик, товаровед, повар , наладчик оборудования, электромонтер сигнализации.

К сожалению, мы по-прежнему обучаем значительную часть инженеров в вузах, которые давно оторвались от реальной производственной базы, от передовых исследований и разработок в своих областях. Пора перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах.

Требование качества в полной мере относится и к рабочим кадрам. К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований уже давно существует в мире. Россия в нее активно включилась. Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты.

Мы сейчас принимаем участие в различных международных соревнованиях по рабочим профессиям. Данные очень интересные: Было создано три команды с ведущих предприятий, потом студенты и совсем школьники от 14 до 17 лет. Они выполняли разные задачи, однотипные. Наиболее сложные задачи с наибольшим эффектом решили школьники от 14 до 17 лет. Это касалось и космической отрасли, где они формировали космические аппараты. Это касалось и чисто рабочих направлений деятельности, хотя и это высококвалифицированные рабочие делали. Они обогнали не только специалистов с ведущих наших предприятий, но и студентов из ведущих вузов, причем обогнали по количеству баллов в разы. Это о чем говорит? Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть хорошие заделы, есть молодые люди очень талантливые и перспективные. Но это говорит также и о том, что нам нужно многое сделать по изменению системы подготовки рабочих кадров. Нужно только подойти к этому неформально. Все уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать. Начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению, потому что, как известно, как было раньше, так и сейчас, просто качество рабочих специальностей и подготовка рабочих людей изменились, но все равно самое базовое условие развития экономики - это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры. Об этом мы никогда не должны забывать. И нужно, конечно, создать сеть сертификационных центров, где каждый работник смог бы подтвердить свою квалификацию.

Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет - одна из самых высоких в развитых странах мира. Именно сейчас мы сможем открыть для этих поколений жизненную перспективу, трудиться на хорошей, интересной работе, строить бизнес, обзаводиться жильем, создавать большую и крепкую семью, воспитывать много детей.

Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа. И здесь нашим промышленникам могут серьезно помочь отечественные сырьевые и инфраструктурные компании. При реализации крупных нефтяных, энергетических, транспортных проектов они должны ориентироваться на отечественного производителя, формировать спрос на его продукцию.

Россия способна не только провести масштабное обновление своей промышленности, но и стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг, которые будут формировать глобальную технологическую повестку, чтобы достижения наших компаний служили символом национального успеха, национальной гордости, как в свое время атомный или космический проекты.

Правительство РФ поставила задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем ее решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания.

Список литературы:

  1. Дмитрий Медведев: рабочие кадры - не экспортный товар. - [Электронный ресурс]. - Торгово-промышленные ведомости: издание Торгово-промышленной палаты РФ. - Режим доступа: tpp-inform.ru/official/1199.html. - Дата обращения: 09.07.213

  2. Открытый чемпионат Москвы по профессиональному мастерству WorldSkills Russia. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: moscow2012.worldskills.ru/. - Дата обращения: 10.07.2013

  3. Кадровый голод Автор: Мащенко Юлия Викторовна Дата публикации: 20.05.2014 08:00 Категория: Трудоустройство

  4. Круглый стол по вопросам взаимодействия учебных заведений и промышленных предприятий от 13 ноября 2014 Валентина Тертерян promvesti-vrn.ru

  5. Минобрнауки России О прогнозе потребностей экономики в квалифицированных кадрах на период до 2015 года

  6. ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ informio.ru

  7. ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

  8. ПРИКАЗ от 31 июля 2014 года N 407 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В КАДРАХ С ВЫСШИМ И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ (СЛУЖАЩИХ)

  9. Постановление правительства Воронежской области от 30.12.2011 N 1148 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Воронежской области"

  10. Обращение с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Президента России Владимира Путина. Послание было оглашено в Георгиевском зале Кремля.2015 год

  11. superjob.ru/

  12. rabota.ru/

  13. hh.ru/



© 2010-2022