Карта интересов ребенка с ДЦП как условие тьюторского сопровождения

Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка- дошкольника с ДЦП в общество сверстников и образовательное  пространство учреждения в целом. Успешность включенности ребенка в жизнь группы определяется с точки зрения развития его: - когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков; -коммуникативной сферы: психологической адаптации к процессу обучения и воспитания в ДОУ;   -самостоятельности. В статье представлена "карта интересов" детей дошкольного возра...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тарских Светлана Дмитриевна

кан. пед. наук, тьютор

МБДОУ № 59 «Ягодка»

Г. Тамбов, Тамбовская область

Карта интересов ребенка с ДЦП как условие

тьюторского сопровождения

Важным условием успешности инклюзивного образования является система психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ДЦП. Одним из вариантов сопровождения является тьюторство.

В рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.) в статье 5. пункте. 5. говорится о создании необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. В связи с актуальной тенденцией в области тьюторского сопровождения, все больше образовательных учреждений для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) приходят к данной практико-ориентированной деятельности.

Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка- дошкольника с ДЦП в общество сверстников и образовательное пространство учреждения в целом.

Успешность включенности ребенка в жизнь группы определяется с точки зрения развития его:

- когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

-коммуникативной сферы: психологической адаптации к процессу обучения и воспитания в ДОУ;

-самостоятельности.

С целью определения познавательных интересов старших дошкольников с ДЦП (со спастической диплегией) нами была разработана «карта интересов», позволяющая получить информацию о направленности интересов детей дошкольного возраста и старше, как одно из условий реализации тьюторского сопровождения. В свою очередь полученная информация раскрывает потенциальные возможности для более объективной оценки способностей и увлечений детей данной категории и детей с ОВЗ в целом.

Данная карта интересов может оказать помощь в решении коррекционно-педагогических задач. С ее помощью развитие ребенка с ДЦП может осуществляться более гармонично и целенаправленно.

Карта интересов составлена в соответствии с основными сферами возможностей детей с ДЦП и включает следующие области:

- математическую (1 столбик);

- гуманистическую (2 столбик);

-художественную (3 столбик);

-коммуникативную (4 столбик);

-природы и естествознания (5 столбик);

-труда по самообслуживанию и домашним обязанностям (6 столбик).

Опросный лист включает в себя 24 вопроса по основным областям интересов, которым соответствует определенный номер, представленный в бланке ответов (рисунок 1). В бланк заносятся как положительные, так и отрицательные ответы ребенка с ДЦП. Подсчитывается в каждой области интересов общее количество положительных ответов, и чем больше ребенок набирает ответов со знаком «+», та область и является наиболее значимой и интересной ребенку.

Вопросы опросного листа:

1.Нравится ли тебе решать ребусы и задачи на сообразительность.

2. Нравиться ли слушать или читать самостоятельно книги.

3. Нравиться ли тебе петь.

4. Нравится вместе с другими детьми играть в коллективные игры.

5. Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.

6. Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать, готовить пищу).

7. Нравится ли играть с конструктором и собирать объекты из деталей.

8. Хотел бы ты изучать иностранный язык.

9. Нравится тебе рисовать.

10. Нравится ли руководить играми.

11. Нравится бывать в лесу, наблюдать за растениями, животными.

12. Нравится ходить в магазин за продуктами.

13. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

14. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов и др.).

15. Нравится сочинять истории, рассказы, сказки.

16. Нравится разговаривать с интересными людьми.

17. Нравится ли тебе ухаживать за растениями, за домашними животными.

18. Нравится ли убирать за собой книги, игрушки.

19. Нравится ли тебе решать задачки с цифрами.

20. Нравится ли тебе ходить в музеи, на выставки.

21. Нравится ли тебе лепить и раскрашивать.

22. Нравится объяснять другим детям или взрослым людям что-нибудь.

23. Нравится поливать цветы дома.

24. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире.

Бланк ответов

Области интересов

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Рисунок 1. Карта интересов ребенка с ДЦП

Таким образом, интересы являются важной составной частью направленности личности, ее мотивационной сферы и представляют собой форму проявления потребностей, которые у ребенка с ДЦП поможет реализовать тьютор в процессе инклюзивного образования.

© 2010-2022