• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Формирование социальной успешности у лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья на тему: Формирование социальной успешности у лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье речь идет о проблемах социальной успешности у детей инвалидов. Проблема социальной адаптации и социальной успешности остается актуальной, несмотря на то, что создаются всевозможные реабилитационные центры для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, меняется в лучшую сторону общественное сознание и принимаются законодательные акты. Определены причины незанятости инвалидов. Раскрыли категориальный ряд таких понятий как, «успех» - «успешность»− «успешность жизненного ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Проблема социальной успешности у детей инвалидов

Шерсткина Елена Анатольевна,

преподаватель педагогики и психологии, к. филос. н.

ГАОУ СПО Салаватский колледж образования

и профессиональных технологий

Проблемой 21 века является рост числа детей с различными нарушениями в психическом, соматическом, физическом развитии.

В России рождается более 50 тысяч детей, которые впоследствии признаются инвалидами. И такая ситуация становится типичной не только для России. Увеличение количества детей инвалидов заставляет органы государственной власти обратить особе внимание на эту категорию детей. В результате такого внимание стали создаваться условия, которые способствуют получению образования, свободе передвижения, а также их социализации и адаптации.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ является их обучение и образование. Дети с ограниченными возможностями должны иметь жизненный шанс в собственной реализации, возможность получить профессию и быть полезными тому обществу, в котором они родились.

Проблема социальной адаптации и социальной успешности остается актуальной, несмотря на то, что создаются всевозможные реабилитационные центры для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, меняется в лучшую сторону общественное сознание и принимаются законодательные акты. Но проблема остается в силу того, что существуют экономические, социальные и культурные барьеры, которые препятствуют получению высокооплачиваемой работы. Именно устранение этих барьеров должно являться одним из приоритетных направлений, которое направлено на социальную интеграцию инвалидов и лиц с особыми образовательными возможностями. Эксперты выделили несколько причин незанятости инвалидов:

  1. недостаточно высокий уровень общего образования;

  2. неумение выстраивать межличностные отношения;

  3. отсутствие профессиональной подготовки инвалидов по востребованным специальностям;

  4. нежелание работодателей принимать на работу инвалида из-за низкой производительности труда;

  5. отсутствие приспособленных рабочих мест для инвалидов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что основной причиной низкой социализации и адаптации инвалидов является отсутствие социальной успешности, которое определяется нами как объективный показатель социальных достижение, который признается в обществе и стране в целом.

За основу исследования мы взяли категориальный ряд таких понятий как, «успех» - «успешность»− «успешность жизненного старта» −«социальная успешность» − «социализация» (по методу И.С. Ладенко).

Успех по С.И. Ожегову трактуется как удача в достижении чего−нибудь; общественное признание; хорошие результаты в работе, учебе. Анализ этого понятия «успех» позволил более полно и содержательно определить понятия «социальная успешность» и «успешность жизненного старта» обучающихся. Личная успешность в общечеловеческом понимании может рассматриваться как базовая существенная характеристика индивидуума (Б.Г. Ананьев).

Успешность может трактоваться с позиций различных психолого−педагогических концепций: в рамках ЗУН−концепции - как академическая учебная успешность, выражающаяся в оценочных баллах и отражающая количественный и качественный рост обученности учащихся; в контексте концепции развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.А. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Менчинская, Б.М. Неменский, А.Н. Тубельский) − как личный успех и индивидуальные учебные достижения ученика; в рамках концепций культуро− и социально−ориентированного образования (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, В.Г.Бочарова, И.Е. Видт, Н.Б. Крылова, И.А.Маврина, В.А.Петровский, Г.К.Селевко, Ю.В. Сенько, М.И.Шилова) успешность анализируется с двух сторон: индивидуальной - как переживание человеком радости, личной удовлетворенности и коллективной - как позитивная оценка достижений личности со стороны окружающих, детского и взрослого сообщества. В контексте данного исследования успешность рассматривается с первой позиции, поскольку ведущим принципом достижения успеха нами рассматривается принцип личностной активности обучающегося.

В системе образования большое внимание уделяется понятию «ситуация успеха», то есть такому целенаправленному сочетанию условий, при котором создается возможность удовлетворить потребность в достижении результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом (А.С. Белкин).

Жизненный старт в педагогической литературе трактуется как начальный период становления индивида в качестве субъекта общественного воспроизводства (В.И. Чупров). Жизненный старт - это культурная традиция и материальные условия жизнедеятельности, передающиеся индивиду родительскими поколениями для воспроизведения в течение его жизни.

Успешность жизненного старта обусловливается многократно подтвержденным позитивным жизненным опытом, который формируется благодаря положительному образу мышления и оптимистичному способу жизни, а также развитию мотивации достижений.

Социальная успешность трактуется Е.Ю.Варламовой как приобретение индивидом в результате включения в систему социальных отношений социальных статусов и ролей, объективно значимых для общества, соответствующих сложившимся у личности интересам, адекватных ее способностям, и, следовательно, приносящим ей социальное признание и личностное удовлетворение.

Нами было выделено и взято за основу следующее определение социальной успешности - это субъективная оценка личности своих результатов взаимодействия с социумом (вмещающей средой), в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденды.

В качестве критериев и приемлемых показателей социальной успешности нами выделены:

объективные показатели: качество знаний в профессионально ориентированных предметах; высокий уровень в межличностных отношениях; благоприятные отношения в коллективе; общественное признание; принятие со стороны коллектива учителей;

субъективные показатели: активная жизненная позиция; высокий уровень самооценки; удовлетворенность социальным статусом, достижение поставленных целей; готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними.

К основным критериям успешной социальной адаптации мы предлагаем отнести следующие показатели:

  • наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

  • степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

  • уровень развития учебных, трудовых, технических, творческих знаний, умений и навыков;

  • эрудированность и глубина интересов;

  • адекватная реакция на педагогические воздействия, оказываемым преподавателями;

  • способность считаться с интересами коллектива, нормами коллективной жизни;

  • способность критически оценивать свои поступки, поступки окружающих, друзей, сверстников;

  • самокритичность, наличие навыков самоанализа;

  • сформированность чувства эмпатии;

  • произвольный характер психической активности;

  • внешняя культура поведения;

  • стремление к достижению хороших результатов в значимой деятельности и связанных с ними авторитета и уважения окружающих;

  • стремление к завоеванию высокого общественного положения, престижа и влияния среди окружающих;

  • стремления к получению общественного признания своих достижений.

Итак, социализация молодого человека с ОВЗ это более емкий процесс взаимодействия с окружающим миром посредством реализации индивидуального жизненного сценария. И задача системы образования помочь ребенку инвалиду реализовать этот жизненный сценарий в полном объеме.

Список использованной литературы:

  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. М., 2006.

  2. Варламова Елена Юрьевна. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Кострома, 2004 235 c.

  3. Олтаржевская Л. Е. Ресурсные возможности инклюзивного образования // Материалы научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» (20‒22 июня 2011, Москва) / Редкол. Алехина С. В. и др. М., МГППУ, 2011.

  4. Толковый словарь Ожегова - (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 1949-1992.

  5. Чупров В.И Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие. М.: Наука, 1992. С. 9-10.

  6. Шакирова Э. Ф. Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. 2011: Материалы международной научно-практической конференции 20‒22 июня 2011 / под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011.

  7. Шумских М. А. Особенности организации инклюзивного образования в ссузе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. 2011: Материалы Международной научно-практической конференции 20‒22 июня 2011 / под ред. С. В. Алехиной. М.: МГППУ, 2011.

  8. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: [email protected]


© 2010-2022