• Преподавателю
  • Другое
  • «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения»

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».

Подготовила педагог д.о. Пащенко Т.Ф.

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве Толковый словарь.

Образовательная технология - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность.

Критерии, составляющие сущность образовательной технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

объективные методы оценки результатов обучения (так ли это);

обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Классификация образовательных технологий.


Приоритетные технологии:

развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективная система обучения (КСО);

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

-информационно - коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- систему инновационной оценки « портфолио»;

- технологию дистанционного обучения

технология мастерских

групповое обучение и др.

Технология проектного обучения.

Основоположники.

В основе технологии проектного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США.

Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик.

В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская.

Основные идеи

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".

Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим;

деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей.

Актуальность

Результат образовательного процесса - не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления.

Требования к применению технологии проектного обучения.

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.

Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Этапы проекта: подготовительный, практический, заключительный.

Подготовительный.
Определить дидактические цели проекта.

Продумать конечный продукт и форму его представления.

Написать план оценивания.

Сформулировать триаду направляющих вопросов. Придумать задания, выводящие учащихся на триаду (предпроектная ситуация).

Триада:

1. основополагающий вопрос;

2.проблемный вопрос ;

3.частные вопросы.

Основополагающий вопрос.

- это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа, служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем, для всего предмета в целом или ряда предметов.

Проблемный вопрос - вопрос учебной темы четко связанный с учебной темой и поддерживающий исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом.

Частные вопросы - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Частные вопросы связаны с темами исследований.

Исследование.

Одной из важнейших целей ученика: сравнить планируемые (цели, задачи исследования) и реальные результаты, сделать обобщения и выводы по своей работе.

Заключительный.

Цель данного этапа: решение проблемы и создание портфолио проекта учащихся, рефлексия по проекту и пути его возможного расширения.

Целевые ориентации.

Создание условий, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Особенности образовательного процесса.

Интеграция

учебные + внеучебные

предметы формы работы

Индивидуализация

интересы личностный индивидуальный

каждого смысл темп

уровень мотивация ситуация успеха

возможностей

Поиск решения поставленной проблемы; необходимость в приобретении новых знаний.

Использование полученных знаний в разных ситуациях; осознанное усвоение ЗУН



Что желание спрашивать, столь естественное для детей раннего возраста, вдруг куда-то улетучивается после 2-4 лет пребывания к школе. У блистательных почемучек с порога школы эту инициативу перехватывает взрослый.

Отныне им предстоит преимущественно слушать и отвечать. Вскоре эти перемены станут настолько привычными и обыденными, что про былое неуёмное детское стремление - все знать, все испытать, исследовать - в школе уже не вспомнят.

Как так получилось, что спрашивает в <школе> не тот, кто учится, а тот, кто учит? Разве не должно быть наоборот? И можно ли назвать вопросами в собственном смысле слова те, на которые спрашивающий знает ответ? Многие ученые-педагоги отмечают, что в процессе учения решающее значение имеет "количество и качество" задаваемых на занятиях вопросов.

Наибольший эффект получается благодаря ученическим вопросам, но их число, как подтверждает практика, с взрослением школьников уменьшается. Вопросы же учителей относятся чаще к контролирующей, а не познавательной функции обучения.

Почему же так получается? Что мешает? Иллюзия, будто знания можно передать другому…

На самом деле нужна такая форма организации учебных занятий, которая предусматривала бы комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Под проектом подразумевается специально организованный редагогом и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления.



© 2010-2022