- Преподавателю
- Другое
- «Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель» (по произведениям П. П. Бажова)»
«Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель» (по произведениям П. П. Бажова)»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колганова Е.И. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий мероприятия
«Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель»
(по произведениям П.П. Бажова)»
Задачи конкурса:
- выявление и пропаганда юных дарований и талантов в художественном чтении;
- пропаганда поэтического художественного слова;
- расширение творческих контактов между учащимися;
- создание условий для эстетичного воспитания учащихся.
Ход мероприятия
-Три года назад 2012 год был объявлен в России Годом российской истории. 2013 год - Годом семьи. А 2014 год был объявлен каким годом? Кто знает ответ? (Год культуры) А 2015?
- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года № 426, а также в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, в 2015 году в России будет проведен Год литературы. (Слайд 1)
- Ребята, а как повысить свой культурный уровень? (Для этого нужно много читать, интересоваться литературой)
- На дворе пурга в окно стучится. (Слайд 2)
В комнате уютно и темно, (Слайд 3)
Мне сегодня что-то вдруг не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно. (Слайд 4)
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живет в горе. (Слайд 5)
Вижу я Данилушку - и сразу (Слайд 6)
Ящерки мелькнули на заре. (Слайд 7)
Вижу я, как девочка Татьяна (Слайд 8)
На шкатулку новую глядит, (Слайд 9)
Как горы Хозяйка Северьяна(Слайд 10)
Заковала в древний малахит... (Слайд 11)
И от этих сказов стало снова (Слайд 12)
На душе так чисто и светло... (Слайд 13)
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло! (Слайд 14)
- Эти стихи маленькая девочка Наташа написала в одну из последних своих ночей.
- Это о его сказах писала больная девочка. Его «побывальщины» многие годы волнуют читателей. К нему, народному депутату обращались за помощью разные люди. Он - Павел Петрович Бажов - великий писатель, народный депутат. (Слайд 15)
- Родился Павел в городе Сысерть, в семье рабочих. (Слайд 16)
- Рос Павлуша в рабочей среде, видел и познавал нравы и обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах.
- В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке, что охраняют богатства уральских недр пока не придет за ними «первый добытчик». (Слайд 17)
- Мальчик рос смышленым - ну как такого не выучить? Родители постарались дать сыну образование. (Слайд 18)
- Павел Петрович странствовал по родному краю, беседовал с мастерами, вел обширные записи, которые легли в основу его творчества. (Слайд 19)
- Был собран ценнейший материал, который не хотел лежать, который подталкивал Павла Петровича заняться уральскими сказами (Слайд 20)
- Бажов любил и ценил семью, стараясь больше времени бывать с родными. Жена Валентина была ему настоящим другом и помощницей. (Слайд 21)
- Его близкие родные люди были и его первыми читателями, а вернее слушателями. Все свои сказы Павел Петрович прежде всех читал для них. Появление книги «Малахитовая шкатулка в 1936 году стало большим событием в литературе. Сказов становилось все больше, книга переиздавалась много раз. (Слайд 22)
- Он всегда находил время встречаться с молодежью, старыми мастерами и коллегами - писателями. (Слайд 23)
- Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой. (Слайд 24)
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник -
Мудрый сказочник седой... (Слайд 25)
След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком... (Слайд 26)
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год... (Слайд 27)
...К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт.
- Сегодня мы вспомним сказы Павла Петровича Бажова. А какие сказы знаете вы?
- Это Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Хрупкая веточка, Голубая змейка, Иванко-Крылатко, Про Великого Полоза, Серебряное копытце, Синюшкин колодец, Медной горы хозяйка и еще много сказов. (Слайд 28)
- А для того, чтобы проверить, как вы знаете творчество Павла Петровича Бажова, мы, школьный пресс-центр «Большая перемена», решили провести конкурс интерактивного чтения.
- Вы спросите, что такое интерактивное чтение? (Слайд 29)
- А мы ответим: читатель не просто читает текст, а работает с ним. Ребята, работающие в группах, приобретают знания не только из того, что они прочитали, но и от совместной работы, в ходе которой они учатся выражать свое отношение к тексту, развивать и обогащать свои знания.
- Итак, все сегодня будут заняты делом, и команды, и болельщики.
- Представляем наше жюри:
- Итак, 1 задание. Каждой группе выдается на отдельном листе отрывок из текста. После прочтения отрывка ребята должны догадаться, из какого сказа П.П.Бажова этот отрывок. На выполнение задания дается 3 мин.
- Пока наши участники работают, болельщики тоже немного поиграют. Вам предлагаем вопросы викторины. Вы можете помочь своим классам набрать баллы. За правильный ответ класс получает 1 балл.
- Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
- Как звали девочку-сиротку из сказа Бажова «Серебряное копытце»? (Даренка)
- Кто и из какого сказа говорил: «Чаша мне покоя не дает. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел»? (Данило-мастер, «Каменный цветок»)
- Назовите имя невесты Данилы. (Катя).
- Назовите сказочных животных из сказа «Серебряное копытце». (Козлик, змейки, кошка Мурёнка, филин).
- Ещё вопрос по этому произведению: «А по тем покосным лужкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше». А как они называются? (Хризолиты).
- Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку, героиню сказа «Малахитовая шкатулка»? (Вышивать шелком)
- А теперь просим команды дать правильные ответы. (Выслушиваем ответы детей по параллелям)
- Задание 2. Ребятам необходимо восстановить диалог, переставить реплики в логическом порядке. На выполнение работы дается 5 мин.
(Дан отрывок, восстановить реплики диалога в логическом порядке. Листочки с ответами сдаются на стол жюри)
- Пока участники думают, болельщики немного поиграют. Приглашаем на сцену трех желающих участников игры. Каждому участнику необходимо изобразить то, что записано на листочке бумаги. Зрители отгадывают.
- Задание 3. Словесное рисование по иллюстрации. Ребята получают иллюстрации. Составить предложения-описания. На выполнение творческой работы - 5 мин. Выбрать одного из участников для ответа.
- Игра со зрителями. Среди участников распределяются листочки с ответами. Ведущий задает вопрос, а зрители ищут правильный ответ. Тот, кто считает, что на его листочке правильный ответ, поднимает руку и зачитывает вслух написанный ответ.
- Занятия людей из сказов
- Исполнение вещей ручным трудом. (Рукоделие. Этим любила заниматься Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка»)
- Добыча диких зверей и птиц. (Охота .В зависимости от целей бывает промысловая - добыча животных ради пушнины и мяса. Это основное занятие Коковани из сказа «Серебряное копытце»)
- Рабочий, придающий природному камню требуемую форму и внешнюю отделку. (Камнерез Данила из сказа «Каменный цветок»)
-Рабочий по добыче золота. (Старатель. Описывается эта профессия в сказе «Огневушка - Поскакушка»)
- Выработка ткани на ткацком станке. Основное занятие женщин. (Ткачество Упоминается в сказе «Каменный цветок»)
- Рабочий, который пасет коров и овец. (Пастух. Работал им Данила из сказа «Каменный цветок»)
- Изготовление чего-либо из расплавленного вещества. (Литье. В те времена в основном изготавливали металлические изделия из чугуна.)
- Место разработки драгоценного камня, золота. (Прииск . Встречается в сказах «Огневушка - Посакушка» и «Синюшкин колодец»)
- Место добычи полезного ископаемого (преемственно руды) открытым или подземным способом. (Рудник . Встречается в сказе «Медной Горы Хозяйка»)
- Горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ. (Штольня. В сказе «Медной Горы Хозяйка» использовалась для добычи малахита.)
- А теперь послушаем ответы наших команд.
- Пока жюри подводит итог и подсчитывает баллы, предлагаем ребятам посмотреть мультфильм по сказу Павла Петровича Бажова.
- Мы благодарим всех, кто принял участие в конкурсе интерактивного чтения. Мы надеемся, что вы, ребята, полюбите книги. И пусть девизом в вашей жизни станут слова детской писательницы Лилии Охотницкой:
Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!
Объявление результатов. Награждение.