• Преподавателю
  • Другое
  • «Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель» (по произведениям П. П. Бажова)»

«Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель» (по произведениям П. П. Бажова)»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий мероприятия

«Конкурс интерактивного чтения «Уральской старины сказитель»

(по произведениям П.П. Бажова)»

Задачи конкурса:

- выявление и пропаганда юных дарований и талантов в художественном чтении;

- пропаганда поэтического художественного слова;

- расширение творческих контактов между учащимися;

- создание условий для эстетичного воспитания учащихся.

Ход мероприятия

-Три года назад 2012 год был объявлен в России Годом российской истории. 2013 год - Годом семьи. А 2014 год был объявлен каким годом? Кто знает ответ? (Год культуры) А 2015?

- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 года № 426, а также в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению, в 2015 году в России будет проведен Год литературы. (Слайд 1)

- Ребята, а как повысить свой культурный уровень? (Для этого нужно много читать, интересоваться литературой)

- На дворе пурга в окно стучится. (Слайд 2)

В комнате уютно и темно, (Слайд 3)

Мне сегодня что-то вдруг не спится.

Ночь уж на дворе стоит давно. (Слайд 4)

Начинает мама тихо сказы

О Хозяйке, что живет в горе. (Слайд 5)

Вижу я Данилушку - и сразу (Слайд 6)

Ящерки мелькнули на заре. (Слайд 7)

Вижу я, как девочка Татьяна (Слайд 8)

На шкатулку новую глядит, (Слайд 9)

Как горы Хозяйка Северьяна(Слайд 10)

Заковала в древний малахит... (Слайд 11)

И от этих сказов стало снова (Слайд 12)

На душе так чисто и светло... (Слайд 13)

В дальний домик дедушки Бажова

На Урал меня перенесло! (Слайд 14)

- Эти стихи маленькая девочка Наташа написала в одну из последних своих ночей.

- Это о его сказах писала больная девочка. Его «побывальщины» многие годы волнуют читателей. К нему, народному депутату обращались за помощью разные люди. Он - Павел Петрович Бажов - великий писатель, народный депутат. (Слайд 15)

- Родился Павел в городе Сысерть, в семье рабочих. (Слайд 16)

- Рос Павлуша в рабочей среде, видел и познавал нравы и обычаи людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал он рассказы заводских стариков о даровитых мастерах.

- В тихие вечерние часы заводский сторож в Полевском рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы или Девке-Азовке, что охраняют богатства уральских недр пока не придет за ними «первый добытчик». (Слайд 17)

- Мальчик рос смышленым - ну как такого не выучить? Родители постарались дать сыну образование. (Слайд 18)

- Павел Петрович странствовал по родному краю, беседовал с мастерами, вел обширные записи, которые легли в основу его творчества. (Слайд 19)

- Был собран ценнейший материал, который не хотел лежать, который подталкивал Павла Петровича заняться уральскими сказами (Слайд 20)

- Бажов любил и ценил семью, стараясь больше времени бывать с родными. Жена Валентина была ему настоящим другом и помощницей. (Слайд 21)

- Его близкие родные люди были и его первыми читателями, а вернее слушателями. Все свои сказы Павел Петрович прежде всех читал для них. Появление книги «Малахитовая шкатулка в 1936 году стало большим событием в литературе. Сказов становилось все больше, книга переиздавалась много раз. (Слайд 22)

- Он всегда находил время встречаться с молодежью, старыми мастерами и коллегами - писателями. (Слайд 23)

- Недалёко от Исети -

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой. (Слайд 24)

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник -

Мудрый сказочник седой... (Слайд 25)

След Копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи,

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данила над цветком... (Слайд 26)

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

И шумит листвой рябинка,

Зеленеет каждый год... (Слайд 27)

...К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт.

- Сегодня мы вспомним сказы Павла Петровича Бажова. А какие сказы знаете вы?

- Это Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Хрупкая веточка, Голубая змейка, Иванко-Крылатко, Про Великого Полоза, Серебряное копытце, Синюшкин колодец, Медной горы хозяйка и еще много сказов. (Слайд 28)

- А для того, чтобы проверить, как вы знаете творчество Павла Петровича Бажова, мы, школьный пресс-центр «Большая перемена», решили провести конкурс интерактивного чтения.

- Вы спросите, что такое интерактивное чтение? (Слайд 29)

- А мы ответим: читатель не просто читает текст, а работает с ним. Ребята, работающие в группах, приобретают знания не только из того, что они прочитали, но и от совместной работы, в ходе которой они учатся выражать свое отношение к тексту, развивать и обогащать свои знания.

- Итак, все сегодня будут заняты делом, и команды, и болельщики.

- Представляем наше жюри:

- Итак, 1 задание. Каждой группе выдается на отдельном листе отрывок из текста. После прочтения отрывка ребята должны догадаться, из какого сказа П.П.Бажова этот отрывок. На выполнение задания дается 3 мин.

- Пока наши участники работают, болельщики тоже немного поиграют. Вам предлагаем вопросы викторины. Вы можете помочь своим классам набрать баллы. За правильный ответ класс получает 1 балл.

- Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)

- Как звали девочку-сиротку из сказа Бажова «Серебряное копытце»? (Даренка)

- Кто и из какого сказа говорил: «Чаша мне покоя не дает. Охота так её сделать, чтобы камень полную силу имел»? (Данило-мастер, «Каменный цветок»)

- Назовите имя невесты Данилы. (Катя).


- Назовите сказочных животных из сказа «Серебряное копытце». (Козлик, змейки, кошка Мурёнка, филин).


- Ещё вопрос по этому произведению: «А по тем покосным лужкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше». А как они называются? (Хризолиты).

- Чему Хозяйка медной горы научила Танюшку, героиню сказа «Малахитовая шкатулка»? (Вышивать шелком)

- А теперь просим команды дать правильные ответы. (Выслушиваем ответы детей по параллелям)

- Задание 2. Ребятам необходимо восстановить диалог, переставить реплики в логическом порядке. На выполнение работы дается 5 мин.

(Дан отрывок, восстановить реплики диалога в логическом порядке. Листочки с ответами сдаются на стол жюри)

- Пока участники думают, болельщики немного поиграют. Приглашаем на сцену трех желающих участников игры. Каждому участнику необходимо изобразить то, что записано на листочке бумаги. Зрители отгадывают.

- Задание 3. Словесное рисование по иллюстрации. Ребята получают иллюстрации. Составить предложения-описания. На выполнение творческой работы - 5 мин. Выбрать одного из участников для ответа.

- Игра со зрителями. Среди участников распределяются листочки с ответами. Ведущий задает вопрос, а зрители ищут правильный ответ. Тот, кто считает, что на его листочке правильный ответ, поднимает руку и зачитывает вслух написанный ответ.

- Занятия людей из сказов

- Исполнение вещей ручным трудом. (Рукоделие. Этим любила заниматься Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка»)

- Добыча диких зверей и птиц. (Охота .В зависимости от целей бывает промысловая - добыча животных ради пушнины и мяса. Это основное занятие Коковани из сказа «Серебряное копытце»)

- Рабочий, придающий природному камню требуемую форму и внешнюю отделку. (Камнерез Данила из сказа «Каменный цветок»)

-Рабочий по добыче золота. (Старатель. Описывается эта профессия в сказе «Огневушка - Поскакушка»)

- Выработка ткани на ткацком станке. Основное занятие женщин. (Ткачество Упоминается в сказе «Каменный цветок»)

- Рабочий, который пасет коров и овец. (Пастух. Работал им Данила из сказа «Каменный цветок»)

- Изготовление чего-либо из расплавленного вещества. (Литье. В те времена в основном изготавливали металлические изделия из чугуна.)

- Место разработки драгоценного камня, золота. (Прииск . Встречается в сказах «Огневушка - Посакушка» и «Синюшкин колодец»)

- Место добычи полезного ископаемого (преемственно руды) открытым или подземным способом. (Рудник . Встречается в сказе «Медной Горы Хозяйка»)

- Горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ. (Штольня. В сказе «Медной Горы Хозяйка» использовалась для добычи малахита.)

- А теперь послушаем ответы наших команд.

- Пока жюри подводит итог и подсчитывает баллы, предлагаем ребятам посмотреть мультфильм по сказу Павла Петровича Бажова.

- Мы благодарим всех, кто принял участие в конкурсе интерактивного чтения. Мы надеемся, что вы, ребята, полюбите книги. И пусть девизом в вашей жизни станут слова детской писательницы Лилии Охотницкой:

Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!

Объявление результатов. Награждение.

© 2010-2022