- Преподавателю
- Другое
- Краеведение ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Лоцманы»
Краеведение ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Лоцманы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Екимова Т.Н. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Лоцманы»
Разработчик:
Екимова Татьяна Николаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» г. Боровичи Новгородской области
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3-7
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
8-14
-
условия реализации ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
15-16
-
Контроль и оценка результатов Освоения ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
17-18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЛОЦМАНЫ»
-
Область применения программы
Краеведение в системе дополнительного образования формирует у обучающихся качества, необходимые им как в процессе обучения, так и в других областях деятельности, даёт возможность научиться самостоятельно, мыслить, находить и решать проблемы, учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи.
В данной экспериментальной программе «Лоцманы» рассматриваются три аспекта исторического краеведения:
-
сопоставление исторических событий местного значения в их общероссийском культурно-историческом контексте;
-
выявление местных особенностей протекания общероссийских исторических процессов;
-
изучение уникальности данного места в истории страны, его роли в культуре, экономике, формировании гражданских и духовных традиций России.
Направленность данной экспериментальной программы «Лоцманы» -туристко-краеведческая, историческое краеведение;
- возраст обучающихся -15-17 лет;
- срок реализации образовательной программы-12 месяцев;
- дополнительная образовательная программа реализуется в ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» г. Боровичи Новгородской области;
- образовательная программа разработана в 2013 году;
- форма подведения итогов реализации образовательной программы:
1. Презентация экскурсии «По Боровичским порогам» ( р. Мста Боровичский район. Новгородской области);
2. Презентация экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» (усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области).
Актуальность программы:
Данная экспериментальная программа позволяет соединить цели и задачи образовательного и воспитательного процесса в единое целое. Результатом, которой является сформированная, социально - активная, обладающая чувством национальной гордости, гражданского достоинства и любви к Родине, личность.
Новизна программы:
Программа «Лоцманы» опирается на
1.Историческое краеведение (создание и эксплуатация Вышневолоцкой водной системы, участка р. Мсты от с. Опеченский Посад до г. Боровичи);
2. Палеонтологические исследования берегов р. Мсты;
3. Экскурсионную деятельность обучающихся.
Материал программы представлен не в плоскостном варианте описания, а в проблемной технологии, заставляющей обучающихся формировать целостное представление о событиях, давать им самостоятельную оценку и выстраивать собственную рефлексию и установки на стратегию действий и отношений.
В данной экспериментальной программе в качестве основных подходов к организации педагогической деятельности приняты:
- культурологический;
- системный;
-личностно-деятельностный;
- компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание обучающихся на мотивационно - исторической ценности изучаемого материала.
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды во взаимодействии элементов:
образовательной системы, а также в педагогических и социально-психологических характеристиках.
Личностно - деятельностный подход ориентирует обучающихся на активное участие, усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании исторической культуры и нравственных позиций, модели социальноодобряемого поведения и мышления.
Компетентностный подход ориентирован на личность обучающихся и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека.
По технологиям занятия реализую через такие технологии:
- проблемную технологию;
- проектную технологию;
- развивающую технологию,
- исследовательскую технологию;
- информационно - коммуникативную технологию;
- технологию сотрудничества.
По формам организации занятий программа представлена:
- круглый стол;
- экологическая тропа;
- экскурсии;
- музейная педагогика;
- презентация проекта экскурсии;
Модульная структура программы выстраивалась с учетом следующих принципов:
- системности, в соответствии с которым все элементы программы (цели, задачи, содержание, ожидаемые результаты) четко взаимосвязаны, имеют внутреннюю логическую структуру;
- доступности, на основе которого осуществляется отбор регионального содержания;
- преемственности и перспективности, положенные в основу структурирования содержания программы, как целостный, непрерывный процесс;
Обучающиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии, проводят психологический анализ личностей и событий, формируют аналитико-деятельностную и рефлексивную компетентности.
-
Цели и задачи экспериментальной программы - требования к результатам освоения экспериментальной программы
Цель изучения экспериментальной программы «Лоцманы»:
становление личности - социально - активной, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родине, отчему краю, дому;
- воспитание толерантности к иному мировоззрению и образу жизни;
- дать обучающимся знания, необходимые для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы (навыками работы с письменными источниками в архиве, в музее, в библиотеке, методикой полевых и камеральных палеонтологических исследований, основами знаний в области исторической топонимики, архивного дела).
- развить навыки устной речи на основе показа мест и объектов, связанных с историческими и памятными событиями;
- подготовить экскурсоводов для общества с ограниченной ответственностью «Горная Мста», занимающеюся организацией активного отдыха на территории Боровичского района.
Для реализации поставленных целей должны быть решены определенные задачи:
I. Образовательные:
-
Создать целостное научное мировоззрение и гуманистическую направленность личности обучающегося.
-
Сформировать основные представления о науке и научных методах проведения исследовательских работ.
-
Развить навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой.
II. Развивающие:
-
Личностное развитие;
-
Развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования обучающихся.
III. Воспитательные:
1. Совершенствование нравственных основ культуры обучающихся: экономической, экологической, исторической, культуры жизненного определения.
2. Воспитание у обучающихся детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
4.Включение обучающихся в значимую общественно-полезную деятельность.
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность исторического краеведения;
-
особенности исторического пути развития Боровичского края;
-
основы палеонтологических знаний;
-
основы экскурсионной работы;
-
правила оказания доврачебной помощи;
-
технику безопасности на воде.
Уметь:
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, архивной информации, презентации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- создание презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста Боровичского района Новгородской области;
- создание презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области.
Практические и лекционные занятия проводятся в сотрудничестве с обществом краеведов Боровичского района, сотрудниками музея истории г. Боровичей и Боровичского края, представителями общества с ограниченной ответственностью «Горная Мста», занимающейся организацией активного отдыха на территории Боровичского района.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение экспериментальной программы
Максимальная учебная нагрузка (всего часов)- 97, аудиторные занятия-72 часа, в том числе практические занятия - 16 часа, экскурсии - 10часов.
2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
97
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
В том числе:
Практические занятия
16
Экскурсии
10
Другие формы работы (всего):
14
В том числе:
Экологическая тропа
4
Круглый стол
4
Рафтинг Опеченский Посад - кемпинг «У порога Бели»
4
Палеонтологические изыскания
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
25
В том числе:
Подготовка к практическим занятиям
12
Работа с литературой (сбор материалов для проекта)
13
Презентация экскурсии
2
2.2 Тематический план и содержание экспериментальной программы «Лоцманы»
Наименование разделов и тем
Макс.
учебн.
нагрузка
час.
Количество ауд. часов
Сам. раб. студ.
всего
прак.
зан.
экскур
сии
др. формы раб.
1
2
3
5
6
Модуль 1 Историческое краеведение
62
44
8
8
8
18
Раздел 1 Вышневолоцкая водная система
28
20
4
2
2
8
Введение
2
2
-
-
-
-
Тема 1.1 Строительство и первый период казенного управления
4
2
-
-
-
2
Тема 1.2 Период частного управления Вышневолоцкой водной системой
6
4
2
-
-
2
Тема 1.3 Период смешанного управления Вышневолоцкой водной системой
6
4
2
-
-
2
Тема 1.4 Второй период казенного управления ВВС
2
2
-
-
2
-
Тема 1.5 Уральские железные караваны на Мсте
4
4
-
2
-
-
Тема 1.6 Советский период эксплуатации ВВС
4
2
-
-
-
2
Раздел 2 «Горная Мста»
20
14
2
4
4
6
Тема 2.1 Подземная река Понеретка
10
6
4
4
Тема 2.2 Боровичские пороги
10
8
2
4
2
Раздел 3
14
10
2
2
2
4
Тема 3.1 Опеченская пристань
8
6
2
2
2
Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное
6
4
-
-
2
2
Модуль 2 Палеонтология
12
10
4
-
2
2
Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника
4
2
-
-
-
2
Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»
8
8
4
-
2
-
Модуль 3 Экскурсоведение
21
16
4
2
4
5
Тема 1 Экскурсоведение
6
4
-
2
-
2
Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи
7
4
2
3
Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте
8
8
2
-
4
-
Презентация экскурсии
2
2
-
-
-
-
Всего часов по дисциплине
97
72
16
10
14
25
2. 3 Содержание экспериментальной программы
Модуль 1 Историческое краеведение
Раздел 1 Вышневолоцкая водная система
Введение
Содержание учебного материала
Историческое краеведение. «Путь из Варяг в арабы. Озеро Мстино и река Мста. Княгиня Ольга.
Тема 1.1 Строительство и первый период казенного управления
Содержание учебного материала
Указ Петра 1. Начало строительства водного пути. Руководство строительством - князь М. П. Гагарина, техническое руководство Адриан Гаутер. Эксплуатация гидротехнической системы.
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Тема 1.2 Период частного управления Вышневолоцкой водной системой
Содержание учебного материала
Михаил Иванович Сердюков (1678-1754). Его роль в создании Вышневолоцкой водной системы. Функционирование системы. Суда и судоходство.
Практическое занятие: №1 М.И. Сердюков
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Тема 1.3 Период смешанного управления Вышневолоцкой водной системой
Содержание учебного материала
Сердюков - внук. Внешнее управление от казны. Система управления ВВС. 1766-68г.- работы на ВВС. Прохождение караванов. Транспортное использование.
Практическое занятие: №2 «Транспортное использование, прохождение караванов».
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Тема 1.4 Второй период казенного управления ВВС
Содержание учебного материала
1773 г. Деятельность Новгородского губернатора графа Якова Сиверса, как директора водяных коммуникаций. 1785г. Екатерина II - путешествие по водному пути. 1824 г. гидротехническая деятельность О.И. Корицкого. 1826-1836 г.г. строительство Вишерского канала 1890г.- перестройка шлюзов в водостпусков с лотками для пропуска леса. Тихвинская водная система. Назначение и особенности. Мариинская водная система. Назначение и особенности.
Круглый стол: «Гидротехническая деятельность Новгородского губернатора графа Якова Сиверса»;
Тема 1.5 Уральские железные караваны на Мсте. Никифор Клеопин (1700-1770), его роль в истории
Содержание учебного материала
Биография Никифора Клеопина. Уральские железные караваны на Мсте. Водный путь караванов с железом с Урала до Петербурга.
Экскурсионно-интерактивная программа «По Мстинским порогам»
Экскурсия в музей «Истории г. Боровичей и Боровичского края»
Тема 1.6 Советский период эксплуатации ВВС
Содержание учебного материала
1943-1947 г.г. реконструкция Вышневолоцкой водной системы. Строительство Ново-Тверецкого канала, Ново-Тверецкая ГЭС, Ново-Цнинская ГЭС.
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Раздел 2 «Горная Мста»
Тема 2.1 Подземная река Понеретка
Содержание учебного материала
Экологическая тропа «Подземная река Понеретка», Урочище Лучки. Природно-культурный ландшафт долины Горной Мсты.
Практическое занятие №2 Экологическая тропа.
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию; работа с литературой.
Тема 2.2 Боровичские пороги
Содержание учебного материала
Пороги - главная достопримечательность реки Мсты, большие и малые пороги. Описание порогов. Малый порог. Большой порог. Шивера у Понеретки. Лестница (Бели). Ёгла. Углинский. Шиботово. Гидротехнические сооружения на Боровицких порогах.
Практическое занятие: №3 Боровичские пороги
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Раздел 3 Исторические хроники
Тема 3.1 Опеченская пристань
Содержание учебного материала
Исторические сведения: первые упоминания, лоцманский центр Вышневолоцкой водной системы, набережная реки. Боровицкие лоцманы. Барки. Русские писатели: В.Я. Шишков, П.В. Засодимский и Опеченский Посад. Храм Успения Божией Матери.
Практические занятия: №4 Опеченская пристань
Экскурсия в с. Опеченский Посад
Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературой
Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное
Содержание учебного материала
Владельцы усадьбы Ровное-Новоблагодатное . Ольга Александровна Зубова - Жеребцова, её роль в истории. А.В. Суворов. Вербицкий Юрий Всеволодович.
Круглый стол: «Владельцы усадьбы Ровное-Новоблагодатное»
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Модуль 2 Палеонтология
Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника
Содержание учебного материала
Палеонтология докембрия. Современноя палеонтология. Палезоология. Позвоночные, беспозвоночные, биологическое разнообразие. Палеоботаника. Фосси́лии. Фоссилизация. Субфоссилии
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»
Содержание учебного материала
Донное животное брахеопода гигантопродуктус; Коралл хететес; Коралл литострацион; Брюхоногий моллюск беллерофон; Тилобит-кутений; Стигмария - корень лепидодендрона; Донные черви илоеды; Моллюск наутилодея; Брюхоногий моллюск викария.
Практическое занятие: №5 Окаменелости на «Горной Мсте».
Палеонтологические изыскания на р. Мста.
Модуль 3 Экскурсоведение
Тема 1 Экскурсоведение
Содержание учебного материала
Требования к профессии- экскурсовод. Трудовые обязанности экскурсовода.
Экскурсия в музей «Истории г. Боровичей и Боровичского края».
Самостоятельная работа: работа с литературой.
Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи
Практические занятия: Названия и назначение к применению медикаментозных препаратов, правила оказания первой помощи.
Практические занятия: №6 Правила оказания первой доврачебной помощи.
Самостоятельная работа: работа с литературой подготовка к практическому занятию.
Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте
Правила техники безопасности на воде.
Содержание учебного материала
Обязанности экскурсовода на водном маршруте. Правила техники безопасности на воде.
Рафтинг Опеченский Посад - кемпинг «У порога Бели»
Практическое занятие: №7 Обязанности экскурсовода на водном маршруте.
Итоговое занятие: Презентация экскурсии.
Практическое занятие нацелено, в первую очередь на подготовку обучающегося к выполнению:
1. Задания по созданию презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста, Боровичский район, Новгородская область;
2. Задания по созданию презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородская область.
Практические занятия - конференции проводятся с участием представителей ОО общества краеведов Боровичского района;
Практические занятия: Модуль 2 Палеонтология Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте». Проводятся в кемпинге «У порога Бели», усадьба Ровное- Новоблагодатное, музейная палеонтологическая экспозиция;
Практические занятия Модуль 3: Тема 1 Экскурсоведение проводит представитель музея г. Боровичи;
Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи проводит медицинская сестра Боровичского автомобильно-дорожного колледжа;
Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте, проводит представитель фирмы по организации активного отдыха ООО «Горная Мста»;
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы осуществляется в кабинете гуманитарного цикла.
Оборудование учебного кабинета:
- учебно-методическая документация: учебники, учебные пособия;
- видеоматериал по темам:
Модуль 1 Вышневолоцкая водная система;
Раздел 1 Вышневолоцкая водная система;
Раздел 2 «Горная Мста»;
Тема 2.1 Подземная река Понеретка;
Тема 2.2 Боровичские пороги;
Раздел3 Исторические хроники
Тема 3.1 Опеченская пристань;
Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное;
Модуль 2 Палеонтология
Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника;
Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»;
Модуль3 Экскурсоведение
Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи
Техника безопасности на водных экскурсиях
Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте
Наглядные пособия: географические карты, схемы водных путей, фотографии, эскизы плана строительных работ ВВС.
-
Информационное обеспечение обучения
Технические средства обучения: компьютер, проектор, телевизор.
3.3 Литература
-
Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон Библиографический указатель энциклопедический словарь
-
Горелов В. А. Речные каналы в России: К истории русских каналов в XVIII веке. - Л. ; М.: Речиздат, 1953. - 176 с.
-
Вышневолоцкая водная система. // Большая советская энциклопедия. - М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.5.-С.574.
-
Плечко Л. А. Вышневолоцкая система. // Плечко Л. А. Старинные водные пути. - М.: «Физкультура и спорт», 1985.-С.61-69.
-
Быков Л. С. По Петровскому указу - канал на древнем волоке. - М.: «Транспорт», 1994.-219 с.
-
Виргинский В. С., Либерман М. Я. Михаил Иванович Сердюков. - М.: Наука, 1979.-125 с.
-
Вышний Волочёк. - М.: Изд-во «ПанЪинтер», 2000.-20 с.
-
Е.И. Ступкин, председатель Вышневолоцкая водная система 17003-2003 Вышневолоцкого краеведческого
общества им. М.И. Сердюкова -
Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах
-
Э.Г. Истомина. Границы, население, города Новгородской губернии (1727 - 1917 гг.). Очерки по административно-территориальному делению. Лениздат, 1972.
11. В.В. Гарновский и еще 5 авторов. Боровичи. Лениздат, 1968.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга V, том 10, глава II (с. 131). Изд-во социально-экономической литературы, М., 1961.
12.Новгородская область. Окрестности Боровичей и Окуловки. Топографическая карта. Масштаб 1 : 100000. ФГУП «Новгород АГП», Роскартография, 2002 г.
13.Михайлова И.А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П.
Учебник Общая палеонтология1989 изд. М; МГУ
14.Воробьёва Э.И. Проблема происхождения наземных позвоночных. М.: Наука, 1992.
15.Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.: Наука, 1986.
15. Современная палеонтология. М.: Недра, 1988. Т. 1..
16. Современная палеонтология. М.: Недра, 1988. Т. 2..
17. Газета «Мстинская Волна»
-
Мстинский Альманах№1; №2 Общества краеведов Боровичского района 2011, 2012 г.г.
-
velikijporog.narod.ru/v_volozka_sist.htm
-
Архивное управления комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛОЦМАНЫ»
Результаты (освоенные общие компетенции)
Формы и методы контроля и оценки
Знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность исторического краеведения;
- особенности исторического пути развития Боровичского края;
- основы палеонтологических знаний;
- основы экскурсионной работы;
- правила оказания доврачебной помощи;
- технику безопасности на воде.
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, архивной информации, презентации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- создания презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста Боровичский район. Новгородской области;
- создания презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области.
- провести экскурсию «По Боровичским порогам»;
- провести экскурсию по музею в кемпинге «У порога Бели»;
- оказать первую доврачебную помощь.
Оценка индивидуальных заданий, оценка выполнения действий на практическом занятии