Краеведение ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Лоцманы»

Направленность данной экспериментальной  программы «Лоцманы» –туристко-краеведческая, историческое краеведение; - возраст  обучающихся -15-17 лет; - срок реализации образовательной программы-12 месяцев; - дополнительная образовательная программа реализуется в ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» г. Боровичи  Новгородской области; - образовательная  программа разработана в 2013 году; - форма подведения итогов реализации образовательной программы: 1. Презентация экскурсии «По Борови...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Лоцманы»









Разработчик:

Екимова Татьяна Николаевна, преподаватель социально-экономических дисциплин ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» г. Боровичи Новгородской области





2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3-7

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8-14

  1. условия реализации ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

15-16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

17-18







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЛОЦМАНЫ»


  1. Область применения программы

Краеведение в системе дополнительного образования формирует у обучающихся качества, необходимые им как в процессе обучения, так и в других областях деятельности, даёт возможность научиться самостоятельно, мыслить, находить и решать проблемы, учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи.

В данной экспериментальной программе «Лоцманы» рассматриваются три аспекта исторического краеведения:

  • сопоставление исторических событий местного значения в их общероссийском культурно-историческом контексте;

  • выявление местных особенностей протекания общероссийских исторических процессов;

  • изучение уникальности данного места в истории страны, его роли в культуре, экономике, формировании гражданских и духовных традиций России.

Направленность данной экспериментальной программы «Лоцманы» -туристко-краеведческая, историческое краеведение;

- возраст обучающихся -15-17 лет;

- срок реализации образовательной программы-12 месяцев;

- дополнительная образовательная программа реализуется в ОГБПОУ «Боровичский автомобильно-дорожный колледж» г. Боровичи Новгородской области;

- образовательная программа разработана в 2013 году;

- форма подведения итогов реализации образовательной программы:

1. Презентация экскурсии «По Боровичским порогам» ( р. Мста Боровичский район. Новгородской области);

2. Презентация экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» (усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области).

Актуальность программы:

Данная экспериментальная программа позволяет соединить цели и задачи образовательного и воспитательного процесса в единое целое. Результатом, которой является сформированная, социально - активная, обладающая чувством национальной гордости, гражданского достоинства и любви к Родине, личность.

Новизна программы:

Программа «Лоцманы» опирается на

1.Историческое краеведение (создание и эксплуатация Вышневолоцкой водной системы, участка р. Мсты от с. Опеченский Посад до г. Боровичи);

2. Палеонтологические исследования берегов р. Мсты;

3. Экскурсионную деятельность обучающихся.

Материал программы представлен не в плоскостном варианте описания, а в проблемной технологии, заставляющей обучающихся формировать целостное представление о событиях, давать им самостоятельную оценку и выстраивать собственную рефлексию и установки на стратегию действий и отношений.

В данной экспериментальной программе в качестве основных подходов к организации педагогической деятельности приняты:

- культурологический;

- системный;

-личностно-деятельностный;

- компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание обучающихся на мотивационно - исторической ценности изучаемого материала.

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды во взаимодействии элементов:

образовательной системы, а также в педагогических и социально-психологических характеристиках.

Личностно - деятельностный подход ориентирует обучающихся на активное участие, усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании исторической культуры и нравственных позиций, модели социальноодобряемого поведения и мышления.

Компетентностный подход ориентирован на личность обучающихся и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека.

По технологиям занятия реализую через такие технологии:

- проблемную технологию;

- проектную технологию;

- развивающую технологию,

- исследовательскую технологию;

- информационно - коммуникативную технологию;

- технологию сотрудничества.

По формам организации занятий программа представлена:

- круглый стол;

- экологическая тропа;

- экскурсии;

- музейная педагогика;

- презентация проекта экскурсии;

Модульная структура программы выстраивалась с учетом следующих принципов:

- системности, в соответствии с которым все элементы программы (цели, задачи, содержание, ожидаемые результаты) четко взаимосвязаны, имеют внутреннюю логическую структуру;

- доступности, на основе которого осуществляется отбор регионального содержания;

- преемственности и перспективности, положенные в основу структурирования содержания программы, как целостный, непрерывный процесс;

Обучающиеся активно участвуют в каждом занятии: дома подбирают через книги и Интернет тексты, фотографии, проводят психологический анализ личностей и событий, формируют аналитико-деятельностную и рефлексивную компетентности.


  1. Цели и задачи экспериментальной программы - требования к результатам освоения экспериментальной программы

Цель изучения экспериментальной программы «Лоцманы»:

становление личности - социально - активной, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родине, отчему краю, дому;

- воспитание толерантности к иному мировоззрению и образу жизни;

- дать обучающимся знания, необходимые для дальнейшей самостоятельной историко-краеведческой работы (навыками работы с письменными источниками в архиве, в музее, в библиотеке, методикой полевых и камеральных палеонтологических исследований, основами знаний в области исторической топонимики, архивного дела).

- развить навыки устной речи на основе показа мест и объектов, связанных с историческими и памятными событиями;

- подготовить экскурсоводов для общества с ограниченной ответственностью «Горная Мста», занимающеюся организацией активного отдыха на территории Боровичского района.
Для реализации поставленных целей должны быть решены определенные задачи:
I. Образовательные:

  1. Создать целостное научное мировоззрение и гуманистическую направленность личности обучающегося.

  2. Сформировать основные представления о науке и научных методах проведения исследовательских работ.

  3. Развить навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие;

  2. Развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования обучающихся.

III. Воспитательные:

1. Совершенствование нравственных основ культуры обучающихся: экономической, экологической, исторической, культуры жизненного определения.

2. Воспитание у обучающихся детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.

4.Включение обучающихся в значимую общественно-полезную деятельность.

В результате освоения программы обучающийся должен знать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность исторического краеведения;

  2. особенности исторического пути развития Боровичского края;

  3. основы палеонтологических знаний;

  4. основы экскурсионной работы;

  5. правила оказания доврачебной помощи;

  6. технику безопасности на воде.

Уметь:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  2. критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  5. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  6. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  7. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, архивной информации, презентации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- создание презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста Боровичского района Новгородской области;

- создание презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области.

Практические и лекционные занятия проводятся в сотрудничестве с обществом краеведов Боровичского района, сотрудниками музея истории г. Боровичей и Боровичского края, представителями общества с ограниченной ответственностью «Горная Мста», занимающейся организацией активного отдыха на территории Боровичского района.

1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение экспериментальной программы

Максимальная учебная нагрузка (всего часов)- 97, аудиторные занятия-72 часа, в том числе практические занятия - 16 часа, экскурсии - 10часов.































2 СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

97

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

В том числе:


Практические занятия

16

Экскурсии

10

Другие формы работы (всего):

14

В том числе:


Экологическая тропа

4

Круглый стол

4

Рафтинг Опеченский Посад - кемпинг «У порога Бели»

4

Палеонтологические изыскания

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

В том числе:


Подготовка к практическим занятиям

12

Работа с литературой (сбор материалов для проекта)

13

Презентация экскурсии

2

2.2 Тематический план и содержание экспериментальной программы «Лоцманы»

Наименование разделов и тем

Макс.

учебн.

нагрузка

час.

Количество ауд. часов

Сам. раб. студ.

всего

прак.

зан.

экскур

сии


др. формы раб.

1

2

3

5



6

Модуль 1 Историческое краеведение

62

44

8

8

8

18

Раздел 1 Вышневолоцкая водная система

28

20

4

2

2

8

Введение

2

2

-

-

-

-

Тема 1.1 Строительство и первый период казенного управления

4

2

-

-

-

2

Тема 1.2 Период частного управления Вышневолоцкой водной системой

6

4

2

-

-

2

Тема 1.3 Период смешанного управления Вышневолоцкой водной системой

6

4

2

-

-

2

Тема 1.4 Второй период казенного управления ВВС

2

2

-

-

2

-

Тема 1.5 Уральские железные караваны на Мсте

4

4

-

2

-

-

Тема 1.6 Советский период эксплуатации ВВС

4

2

-

-

-

2

Раздел 2 «Горная Мста»

20

14

2

4

4

6

Тема 2.1 Подземная река Понеретка

10

6



4

4

Тема 2.2 Боровичские пороги

10

8

2

4


2

Раздел 3

14

10

2

2

2

4

Тема 3.1 Опеченская пристань

8

6

2

2


2

Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное

6

4

-

-

2

2

Модуль 2 Палеонтология

12

10

4

-

2

2

Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника

4

2

-

-

-

2

Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»

8

8

4

-

2

-

Модуль 3 Экскурсоведение

21

16

4

2

4

5

Тема 1 Экскурсоведение

6

4

-

2

-

2

Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи

7

4

2



3

Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте

8

8

2

-

4

-

Презентация экскурсии

2

2

-

-

-

-

Всего часов по дисциплине

97

72

16

10

14

25

2. 3 Содержание экспериментальной программы

Модуль 1 Историческое краеведение

Раздел 1 Вышневолоцкая водная система

Введение

Содержание учебного материала

Историческое краеведение. «Путь из Варяг в арабы. Озеро Мстино и река Мста. Княгиня Ольга.

Тема 1.1 Строительство и первый период казенного управления

Содержание учебного материала

Указ Петра 1. Начало строительства водного пути. Руководство строительством - князь М. П. Гагарина, техническое руководство Адриан Гаутер. Эксплуатация гидротехнической системы.

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Тема 1.2 Период частного управления Вышневолоцкой водной системой

Содержание учебного материала

Михаил Иванович Сердюков (1678-1754). Его роль в создании Вышневолоцкой водной системы. Функционирование системы. Суда и судоходство.

Практическое занятие: №1 М.И. Сердюков

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Тема 1.3 Период смешанного управления Вышневолоцкой водной системой

Содержание учебного материала

Сердюков - внук. Внешнее управление от казны. Система управления ВВС. 1766-68г.- работы на ВВС. Прохождение караванов. Транспортное использование.

Практическое занятие: №2 «Транспортное использование, прохождение караванов».

Самостоятельная работа: работа с литературой.


Тема 1.4 Второй период казенного управления ВВС

Содержание учебного материала

1773 г. Деятельность Новгородского губернатора графа Якова Сиверса, как директора водяных коммуникаций. 1785г. Екатерина II - путешествие по водному пути. 1824 г. гидротехническая деятельность О.И. Корицкого. 1826-1836 г.г. строительство Вишерского канала 1890г.- перестройка шлюзов в водостпусков с лотками для пропуска леса. Тихвинская водная система. Назначение и особенности. Мариинская водная система. Назначение и особенности.

Круглый стол: «Гидротехническая деятельность Новгородского губернатора графа Якова Сиверса»;

Тема 1.5 Уральские железные караваны на Мсте. Никифор Клеопин (1700-1770), его роль в истории

Содержание учебного материала

Биография Никифора Клеопина. Уральские железные караваны на Мсте. Водный путь караванов с железом с Урала до Петербурга.

Экскурсионно-интерактивная программа «По Мстинским порогам»

Экскурсия в музей «Истории г. Боровичей и Боровичского края»


Тема 1.6 Советский период эксплуатации ВВС

Содержание учебного материала

1943-1947 г.г. реконструкция Вышневолоцкой водной системы. Строительство Ново-Тверецкого канала, Ново-Тверецкая ГЭС, Ново-Цнинская ГЭС.

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Раздел 2 «Горная Мста»

Тема 2.1 Подземная река Понеретка

Содержание учебного материала

Экологическая тропа «Подземная река Понеретка», Урочище Лучки. Природно-культурный ландшафт долины Горной Мсты.

Практическое занятие №2 Экологическая тропа.

Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию; работа с литературой.

Тема 2.2 Боровичские пороги

Содержание учебного материала

Пороги - главная достопримечательность реки Мсты, большие и малые пороги. Описание порогов. Малый порог. Большой порог. Шивера у Понеретки. Лестница (Бели). Ёгла. Углинский. Шиботово. Гидротехнические сооружения на Боровицких порогах.

Практическое занятие: №3 Боровичские пороги

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Раздел 3 Исторические хроники

Тема 3.1 Опеченская пристань

Содержание учебного материала

Исторические сведения: первые упоминания, лоцманский центр Вышневолоцкой водной системы, набережная реки. Боровицкие лоцманы. Барки. Русские писатели: В.Я. Шишков, П.В. Засодимский и Опеченский Посад. Храм Успения Божией Матери.

Практические занятия: №4 Опеченская пристань

Экскурсия в с. Опеченский Посад

Самостоятельная работа обучающихся: работа с литературой

Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное

Содержание учебного материала

Владельцы усадьбы Ровное-Новоблагодатное . Ольга Александровна Зубова - Жеребцова, её роль в истории. А.В. Суворов. Вербицкий Юрий Всеволодович.

Круглый стол: «Владельцы усадьбы Ровное-Новоблагодатное»

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Модуль 2 Палеонтология

Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника

Содержание учебного материала

Палеонтология докембрия. Современноя палеонтология. Палезоология. Позвоночные, беспозвоночные, биологическое разнообразие. Палеоботаника. Фосси́лии. Фоссилизация. Субфоссилии

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»

Содержание учебного материала

Донное животное брахеопода гигантопродуктус; Коралл хететес; Коралл литострацион; Брюхоногий моллюск беллерофон; Тилобит-кутений; Стигмария - корень лепидодендрона; Донные черви илоеды; Моллюск наутилодея; Брюхоногий моллюск викария.

Практическое занятие: №5 Окаменелости на «Горной Мсте».

Палеонтологические изыскания на р. Мста.

Модуль 3 Экскурсоведение

Тема 1 Экскурсоведение

Содержание учебного материала

Требования к профессии- экскурсовод. Трудовые обязанности экскурсовода.

Экскурсия в музей «Истории г. Боровичей и Боровичского края».

Самостоятельная работа: работа с литературой.

Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи

Практические занятия: Названия и назначение к применению медикаментозных препаратов, правила оказания первой помощи.

Практические занятия: №6 Правила оказания первой доврачебной помощи.

Самостоятельная работа: работа с литературой подготовка к практическому занятию.

Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте

Правила техники безопасности на воде.

Содержание учебного материала

Обязанности экскурсовода на водном маршруте. Правила техники безопасности на воде.

Рафтинг Опеченский Посад - кемпинг «У порога Бели»

Практическое занятие: №7 Обязанности экскурсовода на водном маршруте.

Итоговое занятие: Презентация экскурсии.

Практическое занятие нацелено, в первую очередь на подготовку обучающегося к выполнению:

1. Задания по созданию презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста, Боровичский район, Новгородская область;

2. Задания по созданию презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородская область.

Практические занятия - конференции проводятся с участием представителей ОО общества краеведов Боровичского района;

Практические занятия: Модуль 2 Палеонтология Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте». Проводятся в кемпинге «У порога Бели», усадьба Ровное- Новоблагодатное, музейная палеонтологическая экспозиция;

Практические занятия Модуль 3: Тема 1 Экскурсоведение проводит представитель музея г. Боровичи;

Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи проводит медицинская сестра Боровичского автомобильно-дорожного колледжа;

Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте, проводит представитель фирмы по организации активного отдыха ООО «Горная Мста»;



























3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы осуществляется в кабинете гуманитарного цикла.

Оборудование учебного кабинета:

- учебно-методическая документация: учебники, учебные пособия;

- видеоматериал по темам:

Модуль 1 Вышневолоцкая водная система;

Раздел 1 Вышневолоцкая водная система;

Раздел 2 «Горная Мста»;

Тема 2.1 Подземная река Понеретка;

Тема 2.2 Боровичские пороги;

Раздел3 Исторические хроники

Тема 3.1 Опеченская пристань;

Тема 3.2 Усадьба Ровное-Новоблагодатное;

Модуль 2 Палеонтология

Тема 1 Палеозоология. Палеоботаника;

Тема 2 Окаменелости на «Горной Мсте»;

Модуль3 Экскурсоведение

Тема 2 Правила оказания первой доврачебной помощи

Техника безопасности на водных экскурсиях

Тема 3 Обязанности экскурсовода на водном маршруте

Наглядные пособия: географические карты, схемы водных путей, фотографии, эскизы плана строительных работ ВВС.

  1. Информационное обеспечение обучения

Технические средства обучения: компьютер, проектор, телевизор.

3.3 Литература

  1. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон Библиографический указатель энциклопедический словарь

  2. Горелов В. А. Речные каналы в России: К истории русских каналов в XVIII веке. - Л. ; М.: Речиздат, 1953. - 176 с.

  3. Вышневолоцкая водная система. // Большая советская энциклопедия. - М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т.5.-С.574.

  4. Плечко Л. А. Вышневолоцкая система. // Плечко Л. А. Старинные водные пути. - М.: «Физкультура и спорт», 1985.-С.61-69.

  5. Быков Л. С. По Петровскому указу - канал на древнем волоке. - М.: «Транспорт», 1994.-219 с.

  6. Виргинский В. С., Либерман М. Я. Михаил Иванович Сердюков. - М.: Наука, 1979.-125 с.

  7. Вышний Волочёк. - М.: Изд-во «ПанЪинтер», 2000.-20 с.

  8. Е.И. Ступкин, председатель Вышневолоцкая водная система 17003-2003 Вышневолоцкого краеведческого
    общества им. М.И. Сердюкова

  9. Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах

  10. Э.Г. Истомина. Границы, население, города Новгородской губернии (1727 - 1917 гг.). Очерки по административно-территориальному делению. Лениздат, 1972.

11. В.В. Гарновский и еще 5 авторов. Боровичи. Лениздат, 1968.

С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга V, том 10, глава II (с. 131). Изд-во социально-экономической литературы, М., 1961.

12.Новгородская область. Окрестности Боровичей и Окуловки. Топографическая карта. Масштаб 1 : 100000. ФГУП «Новгород АГП», Роскартография, 2002 г.

13.Михайлова И.А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П.
Учебник Общая палеонтология1989 изд. М; МГУ

14.Воробьёва Э.И. Проблема происхождения наземных позвоночных. М.: Наука, 1992.
15.Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. М.: Наука, 1986.
15. Современная палеонтология. М.: Недра, 1988. Т. 1..
16. Современная палеонтология. М.: Недра, 1988. Т. 2..
17. Газета «Мстинская Волна»

  1. Мстинский Альманах№1; №2 Общества краеведов Боровичского района 2011, 2012 г.г.

  2. velikijporog.narod.ru/v_volozka_sist.htm

  3. Архивное управления комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области














4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛОЦМАНЫ»

Результаты (освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки

Знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность исторического краеведения;

- особенности исторического пути развития Боровичского края;

- основы палеонтологических знаний;

- основы экскурсионной работы;

- правила оказания доврачебной помощи;

- технику безопасности на воде.

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, архивной информации, презентации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- создания презентации водной экскурсии «По Боровичским порогам» р. Мста Боровичский район. Новгородской области;

- создания презентации экскурсии по музею в кемпинге «У порога Бели» усадьба Ровное - Новоблагодатное, Боровичский район, Новгородской области.

- провести экскурсию «По Боровичским порогам»;

- провести экскурсию по музею в кемпинге «У порога Бели»;

- оказать первую доврачебную помощь.

Оценка индивидуальных заданий, оценка выполнения действий на практическом занятии



© 2010-2022