- Преподавателю
- Другое
- Статья «Из опыта организации научно-исследовательской работы в рамках программы «Будущее Алтая»»
Статья «Из опыта организации научно-исследовательской работы в рамках программы «Будущее Алтая»»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зырянов В.В. |
Дата | 27.11.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Из опыта организации научно-исследовательской работы в рамках программы «Будущее Алтая» ( В.В.Зырянов, учитель истории МОУ Шипуновской средней школы имени А.В.Луначарского с. Шипуново)
«Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности»
Фридрих Дистервег
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предлагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Основная цель нашей работы - воспитать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Главные задачи, которые я ставлю себе - это:
-
Развить умение выделять в проблеме объект исследования.;
-
обучить находить отличительные признаки предмета исследования;
-
научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области;
-
привить навыки правильного формулирования темы исследования;
-
научить постановке цели исследования и формулировке задач;
-
дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать метод для проведения своей НИР;.
-
сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации, умение анализировать данные и делать выводы, правильно оформлять отчеты: доклады, рефераты.
Мне хотелось бы рассказать об организации исследования по теме «Дело учителей». Станция Шипуново. 1937.», которое выполнила Диана Дорохова, ученица 11 класса МОУ СОШ имени Луначарского с.Шипуново в 2009 году. Для организации целенаправленной работы необходимо составление проекта научного исследования Тема была предложена самой ученицей после прочтения сборника документов по истории Алтайского края, где она нашла документ о реабилитации учителей нашей школы, а вот о самой истории никто ничего не знал. В самом начале работы мы постарались выделить проблему, на разрешение которой и была направлена наша деятельность.
Проблема исследования - это нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». В основе любой проблемы всегда лежит противоречие между знанием и незнанием. Для организации целенаправленной работы необходимо составление проекта научно-исследовательской работы
ПРОЕКТ: «Дело учителей».Станция Шипуново. 1937»
Тип проекта:
- исследовательский;
- межпредметный / история, обществознание, информатика, русский язык, литература, художественный труд /;
- групповой;
- средней продолжительности.
Планируемый результат: подготовка научно-исследовательской работы для участия в краевых и всероссийских конференциях
Содержание работы
Работа учащихся
консультации
1этап - организационно-подготовительный
2 этап - поисково - исследовательский. Сбор и систематизация материала
3 этап - обобщающий
Формирование микрогрупп/генератор идеи, оформитель, фотограф, ответственный за аудио-, видеоаппаратуру/.
Экскурсия в районный краеведческий музей, работа с краеведческой литературой в библиотеке, встреча с родственниками репрессированных , свидетелями событий тех лет. Сбор фотодокументов, документов ЦХАФ АК
Расшифровка записанных на магнитофонную пленку воспоминаний семьи Кирпачевых и Скрынник. Анализ анкет родственников репрессированных, документов ЦХАФ АК. Обмен полученной информацией в группах.
Оформление проекта.
Оформление материалов для устной презентации. Защита проектов.
Учитель создает творческие группы, помогает составить индивидуальные планы работы над проектом, оказывает помощь в подборке необходимых материалов. Родители помогают своим детям собрать фотодокументы, воспоминания очевидцев, оказывая финансовую помощь.
Учитель помогает в систематизации и обобщении материала, проводит индивидуальные и групповые консультации. Родители помогают в приобретении альбомов, красок, ксерокопировании фотодокументов.
Учитель делает анализ проделанной работы.
Учителя истории и родители являются экспертами при защите проекта.
После того, как мы определили актуальность темы необходимо поразмышлять над объектом исследования.
Объект исследования - это то пространство или та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться
. Поэтому объектом нашего исследования стали сталинские репрессии по отношению к невинным людям и их тяжелые последствия для страны. Однако объект является носителем множества проблем и причинно-следственных связей данного явления, поэтому необходимо определить предмет - это конкретная часть объекта или процесса, в нем происходящего или аспект проблемы, который исследуется. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. В нашем случае это политические репрессии в Шипуновской средней школе как закономерный результат сталинской политики в отношении интеллигенции страны. Предмет исследования всегда ограничен тремя составными частями: временными рамками, территорией и проблемой, все они отражаются в формулировке предмета
Обязательным условием является определение цели научно - исследовательской работы. Цель - представление автора о будущем результате. Целеполагание должно отвечать следующим требованиям:
-
Цель должна быть реалистична;
-
цель должна быть диагностируема, т.е. должна иметь измерители.
Поэтому цель своей работы мы заявили в создании полной картины событий, произошедших с учителями средней школы станции Шипуново, а также исследование причин ареста и дальнейшей судьбы арестованных, их реабилитация и судьбы родных и близких. Цель исследования конкретизируется в его задачах. Задачи исследования - это частные самостоятельные подцели, достижение которых в совокупности должно обеспечивать достижение общей цели. Задачи можно формулировать как этапы или части исследования. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
-
Проанализировать и обобщить накопленные исторические документы, воспоминания, связанные с политическими репрессиями;
-
проследить влияние репрессий на судьбы жителей станции Шипуново;
-
рассмотреть взаимоотношения власти и простого человека на примере Шипуновской средней школы;
-
выявить причины, которые подталкивали учителей школы на доносительство.
Для решения поставленных задач были определены методы исследования.
В своей работе Диана использовала историко-генетический и историко-системный метод, а когда после долгих и мучительных поисков были найдены родственники, то использовались эмпирические методы: анкетирование, интервью, беседа .
А теперь обратимся к хронологическим и территориальным рамкам исследования, которые
-
Определяются выбором предмета исследования;
-
отдельно обосновываются верхняя и нижняя хронологические границы;
-
территориальные рамки отражают не только современные географические, но и административно политические реалии изучаемого периода.
В нашем случае хронологические и территориальные рамки ограничены станцией Шипуново, Шипуновской средней школой Шипуновского района Алтайского края в 1937 - 1938 годах
Особое внимание уделили формулированию новизны исследования. В работе над нашей темой мы установили, что о репрессиях в отношении учителей станции Шипуново полностью отсутствуют какие либо упоминания в популярной литературе. Кроме этого,
введены в научный оборот новые источники, рассмотрена тема под иным углом зрения в отличии от советской историографии.
Большое внимание уделяла Диана при написании данной работы изучению законодательной базы 20-х - 30 - х годов, положившим начало репрессиям в нашей стране. Сравнивая и анализируя факты, приходила к определенным выводам В работе использовано большое количество публикаций алтайских авторов по данной проблеме. Самую большую сложность представлял поиск родственников и современников погибших людей. Большую помощь оказала программа «Жди меня» на центральном телевидении, куда был послан запрос, скорее всего от отчаяния, запрос был размещен на сайте этой программы и неожиданно для нас родственники Григория Кирпачева отозвались из соседнего г.Новосибирска, более того оказалось, что до недавнего времени эти люди жили в одном из сел нашего района, Дочь репрессированного ничего об этом страшном событии не рассказывала своему сыну. В интервью она заявила, что боялась за судьбу своего мальчика. С помощью Валентины Григорьевны были найдены и некоторые другие свидетели этих событий.
Большое значение мы уделили структурированию работы, цель которого - объяснить принцип рубрикации текста, т.е. принцип выделения глав и параграфов, а также определить основные принципы:
- проблемный ( по рассмотрению определенных проблем)
- хронологический
- проблемно - хронологический
В заключении автор описывает решение поставленных задач по теме научно-исследовательской работы, где подведены итоги, сделан вывод, намечены дальнейшие перспективы. Работа была высоко оценена в рамках краевой программы «Будущее Алтая» и отмечена Дипломом 2 степени, Диплом 1 степени на Всероссийском конкурсе «Первые шаги», Диплом 1 степени и медаль Всероссийской конференции «Юность, наука, культура - Сибирь» в г. Новосибирске. В настоящее время автор - успешная студентка юридического факультета АлтГУ, где обучается на бюджетной основе и продолжает заниматься научно-исследовательской деятельностью.