Активизация познавательной деятельности в ссузе

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация познавательной деятельности обучающихся в ссузе.


«Ученик на уроке устает не от деятельности,

а от ее однообразия» К.Д.Ушинский



Я работаю преподавателем истории в Россошанском техникуме сельскохозяйственного и строительного транспорта (РТСиСТ). Большинство обучающихся техникума из сельской местности. Их уровень знаний со школы не очень высокий. Стимулом к обучению служит лишь получение профессии. Исходя из этого, ребята отдают большее предпочтение изучению спецдисциплин, нежели общеобразовательным дисциплинам.

На сегодняшний день уровень сложности материала и его количество значительно повысились, что непосредственно сказывается на желании ребёнка учиться. Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше обучающиеся будут знать предмет. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного.

Часто сталкиваюсь с мнением, что обучающиеся ссузов являются достаточно взрослыми и уже не нуждаются в проявлении эмоциональности, элементов театрализованности и игры на уроке. Однако не стоит забывать, что в активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей педагога при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

Каждый преподаватель применяет в учебном процессе свои приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, но опыт работы одного учителя не может быть механически перенесен другим учителем в другой коллектив детей. В связи с этим возникает потребность в теоретическом обосновании системы работы учителей по активизации познавательной деятельности детей. При выборе методов, приёмов и форм работы необходимо учитывать особенности каждого коллектива обучающихся и отдельно каждого ребёнка.

Опытно-эксперементальная работа показала целесообразность использования на уроках игры как эффективного средства обучения. Считаю, что правильно подобранная игра актуальна на различных ступенях обучения, в том числе и в ссузах. Педагогически и психологически продуманное использование игровых моментов на занятии ведёт к интеллектуальной активности, познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике:

Игра «Продолжи рассказ»

В этой игре двое обучающихся должны по одному предложению рассказать изучаемый материал. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение будет последним.

Игра «Историческая азбука»

Игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся. Например, слово «охлократия».

Задание: составить список слов на буквы, имеющиеся в данном слове по теме «Римская республика».

Игра «Переводчик» Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. Зачастую их просто зазубривают, не понимая их смысла. Двое обучающихся - один называет понятие, другой дает определение, т.е. переводит.

1. «р» - республика

2. «и» - император

3. «к» - …

Можно дать несколько слов разным группам.

Игра «Чистая доска»

Перед объяснением нового материала, учитель в разных концах школьной доски в произвольном порядке записывает вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом картины и т.д. По ходу объяснения нового материала и беседы с обучающимися, убираются с доски те, на которые дали правильный ответ. И к концу урока доска стает чистая.

2-й вариант. Соревнование - какой ряд быстрее сотрет вопросы

Игра «Древо познания»

Обучающиеся учатся ставить вопросы к изучаемому новому материалу. Им дается задание: на 5 листках составить 5 разных вопросов и заданий к нему. Наиболее интересные и правильнее прикрепляются на «Древо познания» (на доске).

2-й вариант. Каждый обучающийся в конце урока на листочке пишет, что ему больше всего запомнилось из новой темы. Листы прикрепляются на «Древо познания» (на доске).

Игра «Три предложения»

Обучающимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа преподавателя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ точно передаст содержание. Это можно сделать и с печатным текстом учебника.

Игра крестики-нолики

На вопросы предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «х», ответ «нет» обозначается «0»; ответы записываются в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток.

х

0

х

х

х

0

0

0

х

Таким образом, игра вполне оправдано может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее. Интерес к учению является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. Великие педагоги - классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

3


© 2010-2022