Программа кружка Вязание крючком

Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украшать своё жильё, одаривать близких и себя тёплы...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Фантазия»

пгт. Верхошижемье

Кировской области





Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Вязание крючком»


Срок реализации программы-2 года

(1 год обучения)

Возраст детей- 8-14 лет




Составитель программы

педагог дополнительного образования

Гонина Любовь Алексеевна


Мякиши

2014

Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа дополнительного образования «Вязание крючком» относится к программе художественно-эстетической направленности.

Программа составлена в соответствии с

  1. Федеральным законом «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 16, 26, 32,... )

  2. Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы

  3. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 22.02.1997 N 212,с дополнениями от 10.03.2009 N 216

  4. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.1251-03 для УДО от 03.04.2003г. №27

  5. Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844)

  6. Уставом МКОУ ООШ с.Мякиши



Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Вязание - это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украшать своё жильё, одаривать близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того, чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание - это целая наука народного мастерства. Эту науку можно постичь в учреждениях дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно - эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно - прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно - эстетической культуры личности.



Цель и задачи программы

Целью программы является создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.

Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

  • обучить способам вязания крючком;

  • обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно, поздравительных открыток;

  • научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;

  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;

  • развить чувство цвета, пропорции;

  • развить моторику рук;

Воспитательные:

  • сформировать умение общаться со сверстниками;

  • воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

  • приучать к аккуратности в работе;

  • сформировать умение работать в коллективе;

  • предоставить возможность социализации каждому ребёнку.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы

Участники программы - школьники 8 - 15 лет.

Сроки реализации программы

Продолжительность образовательной программы 2 года.

Программа 1-го года обучения рассчитана на 68 часов,

2-го года обучения - на 68 часов.

Формы и режим занятий

«В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм».

Для учащихся 1-го года обучения режим занятий - 2 часа в неделю,

2-го года обучения - 2 часа в неделю.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии - коллективная творческая деятельность, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность.

Алгоритм организации занятий по каждой теме предполагает вводную часть, которая проходит в форме беседы, лекции, групповой дискуссии, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Практические занятия проходят в форме: выполнения групповых и самостоятельных творческих работ, анализа конкретных ситуаций, индивидуальных консультаций, поиска информации, выполнения, оформления и защиты творческих проектов.

В программу первого года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортиментом современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и её свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель знакомит учащихся с приемами вязания крючком, с условными обозначениями на схемах узоров вязки. Учащиеся выполняют упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам, а также придуманным учащимися самостоятельно. Все схемы узоров для вязания изделий учащиеся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш, ластик, а для записей- ручка.

Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знакомятся с новыми приемами вязания и узорами. Создавая узоры изделия, учащиеся приобретают знания о значении цвета, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, учатся находить гармоничные сочетания в изделии, выполняют упражнения на составление разных цветовых гамм.

На занятиях школьники делают выкройки, учатся правильно снимать мерки, подготавливать образцы вязания для расчета петель.

В программу второго года обучения входит конструирование одежды.

Все изделия выполняются в натуральную величину. Программой предусмотрено также выполнение небольших изделий-сувениров к празднику 8 Марта и другим знаменательным датам.

В конце учебного года проводится выставка работ кружковцев, на которой подводятся итоги работы кружка.

Для работы требуются толстые и тонкие металлические крючки, иглы штопальные, ножницы, нитки шерстяные, полушерстяная бумажная штопка, ирис, гарус, нитки катушечные №10.

1 год обучения

Введение в технику вязания крючком

Цель - овладеть приемами вязания крючком и приобрести хорошие технические навыки.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • научить соблюдать технику безопасности при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом;

  • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

  • научить приемам вязания крючком и технике выполнения простых изделий;

  • научить свободно пользоваться схемами по вязанию и графически изображать условные обозначения;

  • научить гармонично сочетать цвета при выполнении поделок.

  1. Развивающие:

  • развивать творческий потенциал и реализовывать способности детей;

  • развивать инициативность, самостоятельность;

  • развивать эстетический вкус;

  • развивать индивидуальную творческую деятельность детей.

  1. Воспитательные:

  • формировать культуру поведения в коллективе;

  • помогать организованно и целеустремленно проводить досуг;

  • воспитывать положительные черты характера (трудолюбие, усидчивость, аккуратность) и искоренять отрицательные (зависть, грубость и т.д.).

Ожидаемые результаты первого года обучения.

Учащиеся должны знать:

- приемы безопасной работы с инструментами и принадлежностями,

-технологию изготовления помпона, кисти, витого шнура,

- условные обозначения для вязания узоров крючком,

- основные приемы вязания крючком и спицами,

- о существовании проектного и исследовательского методов работы, - советы по уходу за трикотажными изделиями.

Учащиеся должны уметь:

- организовать рабочее место для ручных работ,

- подготовить бывшую в употреблении пряжу к работе,

- изготовить помпон, кисть, витой шнур,

- вязать крючком - по кругу,

- прибавлять и убавлять петли,

- вязать квадрат,

- вязать по схемам ажурные узоры;

- произвести мелкий ремонт трикотажных изделий;

- должны уметь наблюдать, мыслить (анализировать, выделять главное, обобщать).

Тематический план занятий


Темы

Количество

часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Вводное занятие

Основные приемы вязания крючком

Упражнения из столбиков и воздушных петель

Вязание узорного полотна

Шарфик

Сумка

Салфетка

Сувениры

Материаловедение

Итоговое занятие

1

3

2

4

10

10

14

16

6

2

1

1

-

1

2

2

2

3

1

2

-

2

2

3

8

8

12

13

5

-

ИТОГО:

68

15

53




Содержание первого года обучения

Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Виды декоративно-прикладного искусства. История развития художественного вязания

Основные приемы вязания крючком (3 часа)

Правила безопасного труда

Начальная петля. Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель. Графическое изображение. Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Графическое изображение. Столбик без накида. Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной петлей. Графическое изображение.

Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя и тремя накидами. Графическое изображение.

Упражнения из столбиков и воздушных петель (2 часа)

Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Графическое изображение. Столбик без накида. Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной петлей. Графическое изображение

Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя и тремя накидами. Графическое изображение. Рельефные столбики: лицевой и изнаночный. Графическое изображение.

Вязание узорного полотна (4 час)

Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.

Правила вязания круга, квадрата.

Учимся наблюдать - соответствие крючка и толщины пряжи. Вязание одной пряжи разными крючками, вязание разной пряжи одним крючком. Вязание цветка.

Вязание по кругу. Изготовление игольницы «Солнышко». Декоративное оформление солнышка

Шарфик (10 час)

Подбор пряжи и узора.

Зарисовка схем выполнения узоров.

Понятие о раппорте.

Орнамент в изделии.

Значение цвета в построении орнамента.

Практическое занятие. Проработка узоров из столбиков с накидом в виде резинки.

Расчет петель для определения размера изделия.

Сумка (10 час)

Особенности вязания сумки.

Сумки из отдельных мотивов.

Зарисовка схем узоров.

Практическое занятие. Вязание узора.

Расчет петель.

Вывязывание сумки.

Оформление сумки, выполнение застежки.

Вязание узоров и мотивов.

Горизонтальный шов «петля в петлю». Соединение долевого и поперечного полотен. Вертикальные швы.

Салфетка (14 час)

Приемы вязания салфетки.

Практическое занятие.

Вязание по готовым схемам.

Чтение схем.

Сувениры (16 час)

Выбор изделия.

Практическое занятие.

Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, прихватки, косметички.

Оформление изделий.

Материаловедение (6 час)

Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.

Составление коллекции ниток.

Свойства трикотажного полотна.

Виды пряжи. Свойства пряжи.

Основы цветоведения. Цветовая гармония - согласованность в сочетании цветов.

Итоговое занятие (2 часа)

Проверить приобретенные ЗУНы воспитанников в ходе изучения программы 1- го года обучения

Задание по выполнению основных приемов вязания.

Организация выставки лучших работ, подведение итогов.









Календарно-тематическое планирование


Тема занятия, основные вопросы

Количество

часов

Теория

Практика

Сроки

1



2




3






4






5












6










7





8






9





10



Вводное занятие

История развития художественного вязания

Основные приемы вязания крючком

Правила безопасного труда

Практическое занятие. Основные приемы вязания крючком

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель.

Запись и зарисовка схем упражнений.

Практическое занятие.

Вязание узорного полотна.

Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.

Правила вязания круга, квадрата.

Практическое занятие.

Шарфик.

Подбор пряжи и узора.

Зарисовка схем выполнения узоров.

Понятие о раппорте.

Орнамент в изделии.

Значение цвета в построении орнамента.

Практическое занятие. Проработка узоров из столбиков с накидом в виде резинки.

Расчет петель для определения размера изделия.

Сумка.

Особенности вязания сумки.

Сумки из отдельных мотивов.

Зарисовка схем узоров.

Практическое занятие. Вязание узора.

Расчет петель.

Вывязывание сумки.

Оформление сумки, выполнение застежки.

Вязание узоров и мотивов.

Салфетка.

Приемы вязания салфетки.

Практическое занятие.

Вязание по готовым схемам.

Чтение схем.

Сувениры.

Выбор изделия.

Практическое занятие.

Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, прихватки, косметички.

Оформление изделий.

Материаловедение.

Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.

Составление коллекции ниток.

Свойства трикотажного полотна.

Итоговое занятие.

Организация выставки лучших работ, подведение итогов.

1



3




2




4






10












10










14





16






6





2




1

1


1

1

-


-






1


1




2



1


1







2

1

1








2

2




3

3





1

1




2

-

-


2


2


2


1


1


3




2


8

1

2


1




3


1


8



1

1

1

3

1


1

12


10


2

13


10



3

5

1


2

2

-




68

15

53











2 год обучения

Конструирование одежды

Цель: продолжить обучение по данному курсу, с введением более сложных тем, направленных на совершенствование общей трудовой подготовки учащихся.

Задачи:

  1. отрабатывать технику вязания крючком.

  2. расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части.

  3. воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое до конца.

Прогнозируемые результаты

  • Приобретение трудовых практических навыков.

  • Освоение системы знаний изучаемого предмета.

  • Расширение кругозора в области прикладного искусства.

Учащиеся должны знать:

  • технику безопасности при работе с крючком, иглами, булавками, ножницами;

  • технологию изготовления более сложных изделий: юбок,жакетов, и т.п.

Учащиеся должны уметь:

 вязать сложные изделия;

 читать схемы и вязать по ним.

Тематический план занятий

Темы

Количество часов

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вводное занятие

Повторение основных приемов вязания

Конструирование

Юбка

Жакет

Ажурная кофточка

Итоговое занятие

1

2

7

16

30

11

1

1

-

2

2

2

2

1

-

2

5

14

28

9

-

ИТОГО:

68

10

58





Содержание второго года обучения

Вводное занятие (1 час)

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним. Определение расхода пряжи на изделие.

Основные приемы вязания крючком (2 час)

Правила безопасного труда Повторение основных приемов вязания

Начальная петля. Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель. Колечко. Полустолбик. Полустолбик с накидом. Столбик без накида. Три способа введения крючка. Столбик без накида с одной воздушной петлей.

Столбик с накидом. Столбик с накидом и воздушной петлей. Столбик с двумя и тремя накидами.

Конструирование (7 час)

Правила снятия мерок.

Практическая работа «Снятие мерок» Построение плана.

Юбка (16 час)

Построение основного чертежа прямой юбки. Построение выкройки на данный размер.

Зарисовка схем узоров.

Выбор узора юбки и способа вязания.

Практические занятия. Вязание образца, расчет петель. Вязание изделия. Оформление застежки. Отпаривание изделия.

Жакет (30 час) .

Построение основных чертежей. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жакета. Расчет петель. Вязание деталей жакета Сшивание деталей. Отпаривание.

Ажурная кофточка (11 час)

Построение основных чертежей. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жакета. Расчет петель. Вязание деталей жакета Сшивание деталей. Отпаривание.

Итоговое занятие (1 час)

Проверить приобретенные ЗУНы воспитанников в ходе изучения программы 1- го года обучения

Организация выставки лучших работ, подведение итогов.






Календарно-тематическое планирование


Тема занятия, основные вопросы

Количество

часов

Теория

Практика

Сроки

1






2-3


4

5-6

7-10



11-12




13-14


15-16


17-22


23-24


25-26



27-30

31-32


33-35


36-37

38-56



57-58

59-60


61-62


63-64

65-67



68

Вводное занятие

Знакомство с программой, просмотр готовых изделий и образцов деталей к ним. Определение расхода пряжи на изделие.

Повторение основных приемов вязания

Конструирование

Правила снятия мерок.

Практическая работа «Снятие мерок»

Построение плана.

Юбка

Построение основного чертежа прямой юбки.

Построение выкройки на данный размер.

Зарисовка схем узоров.

Выбор узора юбки и способа вязания.

Практические занятия. Вязание образца, расчет петель.

Практические занятия. Вязание изделия.

Практические занятия. Оформление застежки.

Практические занятия. Отпаривание изделия.

Жакет

Построение основных чертежей.

Практические занятия. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жакета.

Практические занятия. Расчет петель.

Практические занятия. Вязание изделия.

Ажурная кофточка

Построение основных чертежей.

Практические занятия. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жакета.

Практические занятия. Расчет петель.

Практические занятия. Вязание изделия.

Итоговое занятие

Выставка изделий.

1






2



7






16





















30














11














1






-



2

1

-


1

2

2




















4

2


2










2

2







1

-






2



5

-

2


3


14






2




2

6



2




2

26

2




3


2



19

9



2



2



2


3




Методическое обеспечение

для учащихся


  1. Альбом моделей ручной вязки крючком с приложением технологической карты вязания и выкройки: шарфика, сумки, салфетки, игрушки, юбки, жилета, жакета.

  2. Инструкционные карты вязания крючком

а) цветок

б) игрушка «Мышка»

в) косметичка

г) сумочка для телефона

д) салфетка

е) одежда для Даши: джемпер, жакет, брючки, носки.

  1. Набор инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности

Список литературы для учащихся

Основная литература


  1. Валентина. - Журнал по вязанию

  2. Вяжем сами. - Журнал по вязанию. - Дзержинск. ООО Импульс.

  3. Веселые петельки. - Журнал по вязанию для детей и взрослых.- Изд. «Katarinka»

  4. Маленькая Диана. - Журнал по вязанию.- ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс».

  5. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

Дополнительная литература


  1. Максимова М. В. Вязание без секретов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 224 с.

  2. Максимова М., Кузьмина М. А. Дружные спицы. - М.: Эксмо - пресс. 1999.- 128 с.

  3. Столярова А. Вязаные игрушки. - М.: Изд-во Культура и традиции.- 2004. - 96 с.

Список литературы для педагога

Основная литература


  1. Гурбина Е. А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5 - 7 классы. - Волгоград: Учитель, 2006. - 200 с.

  2. Морозова Л. Н., Кравченко Н. Г., Павлова О. В. Проектная деятельность учащихся. Технология 5 - 11 классы. - Волгоград. Изд - во Учитель. 2007. - 204 с.

  3. Перевод с англ. Галкиной М. Н. 100 оригинальных узоров. Руководство по вязанию. М.: ООО ТД издательство Мир книги. 2007. - 224 с.

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844)

  5. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М.: Глобус. 2006. - 252 с

  6. Школа и производство. - Научно - методический журнал.

  7. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. Ростов-на-Дону., 2004.

  8. Еременко Т.И. Кружок вязания крючком. М.,1984.

  9. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. М.,1978.

  10. Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. М.,1978.

  11. Балашова М.Я. Узоры вязания крючком. Ростов-на-Дону.,2004.

Дополнительная литература

  1. Балашова М. Я., Жукова Т. Н. Вязание для женщин. - 2 изд. Минск: Современное слово, 2003. - 320 с.

  2. Вяжем сами. - Журнал по вязанию. - Дзержинск. ООО Импульс.

  3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2002. - 176 с.

  4. Максимова М. В. Вязание без секретов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 224 с.

  5. Максимова М., Кузьмина М. А. Дружные спицы. - М.: Эксмо - пресс. 1999.- 128 с.

  6. Маленькая Диана. - Журнал по вязанию.- ЗАО «ИД КОН-Лига Пресс».

  7. Столярова А. Вязаные игрушки. - М.: Изд-во Культура и традиции.- 2004. - 96 с.





Программа кружка Вязание крючкомПрограмма кружка Вязание крючком

© 2010-2022