Здравствуй, масленица наша, широкая

Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства — все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение. Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Широкая Масленица

Цель: знакомство с народными обрядами, обычаями.

Оформление: столы, накрытые скатертями, на столах самовар, подносы с блинами, чашки, соломенная кукла, символизирующая масленицу.

Плакаты:

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Не пугай, Зима: Весна придет!

Кто замерз невзначай -пей горячий крепкий чай!

Покупайте детям сладости - нет для них большей радости.

В наши русские блины все, конечно, влюблены.

Все приготовлено на славу, вас представленье ждет по праву.

Здесь всем командует сама Ее величество Зима!

Ход праздника

Скоморох 1:

Гей, веселей собирайся народ!

Нынче весна по планете идет!

Спешите, граждане, спешите!

Друзей с собою захватите.

Кто любит петь и развлекаться,

Не должен без друзей являться!

Скоморох 2:

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Смотреть представление всем на удивление.

Не тот наш друг, кто нос повесил,

А тот, кто бодр и весел!

Мы зовем к себе всех,

Кто любит веселье и смех!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие, а так же детишки девчонки и мальчишки. И сейчас мы предоставим слово нашему директору Анне Алексеевне (или завучу Виктору Ивановичу).

Ведущий:

Мы пришли к вам из старины глубокой, чтобы напомнить о старинном, но до сих пор любимом празднике- масленице.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

На конях вороных, Чтоб слуги были молоды,

Нам подарки вези дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко мечи.

По лесенке я пойду,

Гостей в гости позову.

Приходите в гости к нам

К нашим масляным блинам.

Скоморох 1:

Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. А знаете, как появился этот праздник? На­звание Масленицы пошло от масляного блина, похожего на солнце. Отмечают праздник за 7 недель до Пасхи. Масленица имела много названий: Веселая, Широкая, Разгульная, Касаточка, Объедуха.

Скоморох 2:

Масленица-любимый в народе праздник. Каждый год, он быва­ет в разные дни от середины февраля до первых дней марта. Зависит это от Пасхи, и переходит Масленица из года в год.

Масленая неделя сырная, мясопустная. Мяса не едят. Зато вволю сыр, сметана, масло и, конечно, блины.

От Крещенья до Маслены играют свадьбы. Лихо несутся по Руси свадебные поезда. Масленица - переломная пора, проводы зимы и встреча весны, прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и в жизни людей. В это время важно быть вместе молодым и старым Когда молодым веселье, а старикам почтенье, тогда и в мире порядок. Солнцу - радость. Оно от этого еще сильнее на лето поворачивается.

Ведущий:

А что же главное в Масленице? Блины! Да, без
них нет праздника. Блины пекли из гречневой, ржаной и пшеничной
муки. Гречневые блины называли красными, а вес остальные - молочными
Скоморох 1:

Что-то гости заскучали.

Но не надо нам печали!

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны.

Петь частушки выбегай-ка,

Выходите, плясуны! (Проводится конкурс частушек и плясок.)

Скоморох 2:

В наши русские блины

Все, конечно, влюблены!

Кто хочет блиночка отведать,

На вопрос должен верно ответить!

1. О каком празднике написаны эти строки: «И всю ночь, и весь
день мужи, жены и дети по улицам и домам глумы творят играми
и песнями забавляются»?

а) Новый год;

б) Масленица;

в) праздник урожая.

2. Как называется в народе последний день Масленицы?
а) заигрыш;

б)золовкины посиделки;

в) прощеный день.

3. Сколько пирогов пекли хозяйки в XVII веке?

а) не менее 10;

б) примерно 20;

в) примерно 50.

4. Какому празднику посвящается картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»?

а) Масленице;

б) Рождеству;

в) новому году.

5. Праздник кончился, хозяева устали, а гости не расходятся. Как в Древней Руси было принято делать намек, что пора домой?

а) раскрыть настежь двери;

б)спеть отходную песню;

в) выдать на прощанье пряник.

(Выходят воспитанники 7 класса)

1-й. Я - понедельник, называют меня «Встреча», потому что Масленицу встречаю.

2-й. Я - вторник, называют меня «Заигрыш», потому что игры начинаю,ряженых вожу по домам.

3-й. Я - среда, называют меня «Лакомкой», потому что очень много сладостей едят.

4-й. Я - четверг, называюсь «Широкий четверг», потому что самый веселый и ненасытный день.

  1. - й. Я - пятница, называют меня «Тещин вечерок», потому что мой папа ходит к бабушке на блины.

  2. - й. Я - суббота, называют меня «Посиделки», потому что все родные в гости друг к другу ходят, долго сидят, много едят и раз­говаривают.

  3. - й. Я - воскресенье, «Прощеный день», потому что все друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдет солнце во гневе вашем».

Ведущий:

Так приезжай к нам, Масленица, на широкий двор. На санях покататься, в блинах поваляться, сердцем поте­шиться. Давайте дружно скажем 3 раза «Приезжай к нам , масленица»

Все. Приезжай! (Зраза.)

(Звучит фонограмма русской народной песни. Выходит Масленица .)

Ведущий: Масленица приехала! (3раза.)

(Масленица обходит воспитанников по кругу, здоровается. Всех приглашает в хоровод. Стихает музыка - все становятся на свои места)

Масленица.

Здравствуйте, гости дорогие,

Дорогие друзья-земляки!

Всех за праздничный стол позову,

Веселиться, плясать помогу.

И поэтому с легкой руки

Открываю заслуженный праздник.

Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая.

Праздник, памятный издалека,

Открывающий путь к урожаю.

Скоморох 1:

Масленица честная! Весело тебя встречали, приветствовали. Расскажи нам, с чем пожаловала.

Масленица:

Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с пряниками медовыми, с орехами каменными, вкусно накормить, сладко напоить, да Зиму проводить.

Все. Проводить. (3раза.)

Зима.

Здравствуйте, люди добрые. Хочу загадать вам загадки:

  1. Была белая, да седая, пришла зеленая, да молодая. Кто это? (Зима и весна.)

  1. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

  1. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек, (Берёза.)

  1. Не бык, а бодается, не ест, а хватает, что схватит. (Ухват)

  2. Конь черен - в огне проверен. (Кочерга.)

Масленица:

Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снеж­ные горки, за зимние каникулы и праздник Нового года, Рождества за катание на санках и лыжах. Даже за сильный мороз спасибо, на это ты и Матушка Зима. А теперь позволь нам с честью проводить тебя. Пора нам повеселиться, поугощать друг друга.

Ведущая: Смотрю я на вас - вы все стоите, да стоите, а блинов-то вы хотите?

Все. Хотим. (3раза.)

Масленица:

Мы давно блинов не ели.

Мы блинчиков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Напекла она поесть

Тысяч пять, а может, шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

И блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

А сама к столу идет.

На поднос она кладет.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Скоморохи 1,2:

Мы вас с масленицей поздравляем, а на прощанье желаем тому, Кто в этом дому, чтобы вы здоровы были, чтобы праздники любили и обряды не забыли. Маслена, маслена ты дай пирога, или хлеба ломтину, или денег полтину. Ведущий:

Масленицу провожаем.

Тепла, света желаем.

Здравствуй и прощай.

На тот год приезжай!

Уходи Зима ко дну,

Присылай Весну.

Зима:

Ох, жалко мне с вами расставаться, но время пришло.До встречи,ребята!

Ведущий:

Прощай, Зима, да здравствует весна!

Появляется весна.

Весна:

Здравствуйте, ребята в прощёное воскресенье мы окончательно прощаемся с зимой и давайте отпразднуем это веселыми конкурсами, эстафетами, вкусными угощениями,традиционными блинами.

Ведущий:

А сейчас конкурсы!

Нам необходимо создать 2 команды по 7 человек.

1-й конкурс «Запятнай последнего»

Играют две команды; по 7 человек из каждой команды ста­новятся друг за другом и берутся за пояс впередистоящего игрока. Одна колонна стоит напротив другой. По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не рас­цепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и вни­мательно следить за передвижением команды-противника, которая пытается нанести ответный укол. За каждое правильное касание ко­манде начисляется очко. Игра продолжается 3-4 минуты, после чего определяется победитель - команда, набравшая больше очков.

2-й конкурс «Сбей городок»

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «горо­дов», за которыми располагаются команды. Участники в них рас­считываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок. Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются, и на обратном пути каждый из них старается пер­вым ударить ногой по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко. Когда все игроки вызваны по одному разу, подводится итог. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

3-й конкурс «Сквозь обруч»

Вызываются по 1 игроку от команды. Каждый держит в од­ной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой - гимнастический обруч. Задача - надеть на себя обруч

сверху вниз, а затем снять, не уронив мяч. Выполненное правильно задание оценивается в 2 очка.

4-й конкурс «С мешочком на голове»

Небольшой мешочек набивают песком (горохом) и завязывают или зашивают. Вес мешочка (размером с детскую ладошку) 150-200 г. Задача играющего от каждой команды - пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуться кругом и вернуться обратно к команде! Выполненное задание оценивается в 2 очка.

5-й конкурс «Канатоходцы»

На земле проводят 2 черты или кладут 2 белых шнура (ленты). Игроки берут в руки детские зонтики и стараются пройти по веревке от начала до конца, держа зонтик над головой. Задание может быть усложнено: пройти нужно с книгой на голове (теннисной ракеткой и мячом, который нужно отбивать).

6-й конкурс «Меткий глаз»

Табуретку кладут ножками кверху так, чтобы игроки могли набрасывать на ножки резиновые или пластмассовые (фанерные) кольца с расстояния 5-6 шагов. В другом варианте на таком же рас­стоянии от метающего ставят корзину или ведро. В руках у игрока шишки (4-5 шт.). Игроки стараются так бросить шишку, чтобы она оказалась в корзине.

7-й конкурс «Полет на ядре»

Построить для игры две команды. В одну сторону игроки пере­двигаются прыжками, с мячом, зажатым между колен. Обратно- взять мяч в руки и вернуться бегом. Победит та команда, которая первой справится с заданием.

8-й конкурс «Передай мяч»

Выстраиваются две команды. Каждый направляющий передает мяч над головой стоящему сзади. Замыкающий, получив мяч, бежит с ним к учителю. Выигрывает та команда, которая первой вручила мяч учителю. Игра повторяется 3-5 раз.

9-й конкурс «На санках с пересадкой»Команды строятся в колонну по одному за общей линией старта. Перед каждой из них- отмечается дорожка шириной 3-4 м. В конце дорожки стоит поворотный знак: флажок, ком снега. Направляющие держат: за веревку санки, на которых сидит очередной игрок команды. По сигналу санный экипаж отправляется в путь. Участники едут до поворотной стойки, огибают ее и возвращаются назад. Затем они объезжают свою команду (против часовой стрелки) и тот, кто везёт санки, остается в конце колонны, второй игрок встает с санок, чтобы отправиться в путь с санками, на которых занял место очередной (стоящий впереди) игрок его команды. Выигрывает команда, чьи игроки раньше побывали в роли как «ездового», так и «седока».

10-й конкурс «Переправа»

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадки и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний. Можно изменить способ передвижения (прыгать на двух ногах из стойки или из приседа, бежать и пр.). Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три самых выносли­вых прыгуна. По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.

11-й конкурс «Бег командами» (поезда)

Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, об­хватив руками впереди стоящего или взяв за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3-5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15 м ставят стойку или другой предмет. По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвраща­ются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Ведущий: Подведение итогов. Награждение победившей команды.

Вот и пришло печальное событие -

Нашему празднику официальное закрытие.

Праздник наш кончается.

Все. А весна начинается.


© 2010-2022