• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Физическая культура – как средство коррекции дефектов психофизического развития детей с задержкой психического развития

Доклад на тему: Физическая культура – как средство коррекции дефектов психофизического развития детей с задержкой психического развития

В последние годы в Республике Казахстан наблюдаются негативные тенденции  в динамике здоровья детей, причиной которых является неблагоприятная экологическая обстановка, а также такие факторы  как стресс в повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является  одной из актуальных проблем коррекционной педагогики, что обусловлено значительной распространенностью этого вида дизонтогенеза и большой индивидуальной вариабельностью их проявлений. Клинические наблюдения и практический опыт врачей и дефектологов показывают, что ученики школы для детей с ЗПР особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка.  Это  определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей    c ЗПР, однако до настоящего времени государственные программы по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР.  Недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с содержанием, формами, средствами и методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей детей с ЗПР на уроках физической культуры.  В связи с недостаточной изученностью двигательной сферы детей с ЗПР, отсутствием комплексных исследований по проблеме физического воспитания  школьников с ЗПР, а также в связи с существующим противоречием между реальным состоянием процесса физического воспитания, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей  и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их  двигательных способностей, необходимо искать пути  коррекции двигательных нарушений ш... Особую значимость приобретает разработка научно обоснованных методов коррекции двигательных нарушений в связи с расширением сети специальных  классов для детей с ЗПР. Определение содержания и методов коррекции двигательных нарушений у школьников с ЗПР может рассматриваться как одно из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Такое направление определяется как коррекционно - развивающее; оно рассматривается и как форма воздействия на двигательную недостаточность, и как форма реадаптации... Многие исследователи подчёркивают необходимость создания эффективных методик преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития способствует укреплению здоровья детей, стимулирует их двигательную, психическую и социальную активность.  Общие подходы к коррекционной работе по преодолению двигательных нарушений  реализуются в процессе физического воспитания детей с задержкой психического развития с учётом индивидуального характера их психического и физического развития. Исследования двигательной деятельности детей с ЗПР говорят о значительном отставании данных школьников  от их нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития. Уроки физической культуры их повышенный эмоциональный фон особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственность и трудолюбие. Коррекционные задачи состоят в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений  деятельности опорно-двигательного аппарата. Вспомогательными  коррекционными задачами являются: улучшение деятельности  сердечно- сосудистой,  дыхательной систем организма, а также других жизненно-важных систем  в деятельности которых  имеются отклонения у детей с ЗПР, нормализация тонуса мышц, улучшать подвижность в суставах, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и  динамическое равновесия, ориентировки в пространстве. В школе для детей с ЗПР одним из главных средств коррекции  двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения .Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


В последние годы в Республике Казахстан наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей, причиной которых является неблагоприятная экологическая обстановка, а также такие факторы как стресс в повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия.

Оптимизация процесса обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики, что обусловлено значительной распространенностью этого вида дизонтогенеза и большой индивидуальной вариабельностью их проявлений.

Клинические наблюдения и практический опыт врачей и дефектологов показывают, что ученики школы для детей с ЗПР особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

Двигательные способности детей являются частью общих способностей, существуют во взаимосвязи и взаимодействии с другими сторонами развития ребёнка. Это определяет необходимость коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений у детей c ЗПР, однако до настоящего времени государственные программы по физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений недостаточно учитывают психофизические особенности детей с ЗПР.

Недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с
содержанием, формами, средствами и методами коррекционной работы, направленной на развитие двигательных способностей детей с ЗПР на уроках физической культуры.

В связи с недостаточной изученностью двигательной сферы детей с ЗПР, отсутствием комплексных исследований по проблеме физического воспитания школьников с ЗПР, а также в связи с существующим противоречием между реальным состоянием процесса физического воспитания, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей, необходимо искать пути коррекции двигательных нарушений школьников с ЗПР в процессе их физического воспитания.

Особую значимость приобретает разработка научно обоснованных методов коррекции двигательных нарушений в связи с расширением сети специальных классов для детей с ЗПР. Определение содержания и методов коррекции двигательных нарушений у школьников с ЗПР может рассматриваться как одно из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Такое направление определяется как коррекционно - развивающее; оно рассматривается и как форма воздействия на двигательную недостаточность, и как форма реадаптации двигательных нарушений .

Многие исследователи подчёркивают необходимость создания эффективных методик преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития способствует укреплению здоровья детей, стимулирует их двигательную, психическую и социальную активность.

Общие подходы к коррекционной работе по преодолению двигательных нарушений реализуются в процессе физического воспитания детей с задержкой психического развития с учётом индивидуального характера их психического и физического развития. Исследования двигательной деятельности детей с ЗПР говорят о значительном отставании данных школьников от их нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития.

Уроки физической культуры их повышенный эмоциональный фон особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственность и трудолюбие.

Коррекционные задачи состоят в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата.

Вспомогательными коррекционными задачами являются: улучшение деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной систем организма, а также других жизненно-важных систем в деятельности которых имеются отклонения у детей с ЗПР, нормализация тонуса мышц, улучшать подвижность в суставах, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве.

В школе для детей с ЗПР одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения .Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка.

При различных дефектах в развитии, организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения или иных функций, вызванных патологическим процессом, но и вследствие вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояние организма и способствующей заболеванию. Выход из этого может быть только один: своевременное применение физиологически обоснованных физических нагрузок , что способствует укреплению здоровья детей с ЗПР и ведет их к дальнейшей социализации и интеграции в общество.













Доклад



На тему: Физическая культура - как средство коррекции дефектов психофизического развития детей с задержкой психического развития





КГУ «Школа-интернат для детей с ЗПР» управления образования Карагандинской области




Таушинов Канат Тулеуович


Учитель ФК - дефектолог













6


© 2010-2022