• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по предмету Основы Религиозных Культур и Светской Этики, по модулю Этика на тему Этикет

Конспект урока по предмету Основы Религиозных Культур и Светской Этики, по модулю Этика на тему Этикет

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по ОРКСЭ. Светская этика.

Тема: «Этикет» (урок 27).

Цели урока:

Познакомить с понятиями «этикет» и «формы этикета».

Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Предметные умения:

Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.

Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм этики.

Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.

Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», 4-5 кл./ А.Я. Данилюк, мультимедиа, презентация, раздаточный материал на этапе «Изучения новых понятий и способов действий» и на этапе «Итог урока».

Этапы урока

Ход урока


Предполагаемые ответы учеников

Формирование УУД

I. Актуа-лизация знаний.





II. Поста-

новка учебной задачи.

Слайд 2 («Сладкая мечта»).

- Прочитайте стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта».

- Что вас развеселило в этом стихотворении?



- А что удивило?

- О чём это стихотворение?

- Зачем Т. Рик написала его?

- Попробуйте сформулировать основной вопрос урока.

- Сегодня мы будем говорить о правилах хорошего тона.

- А кто из вас знает, как это называется?

Стихотворение написано в шуточной форме, с большим чувством юмора. Ребята могут обратить внимание и на употребление в переносном значении слова «совесть», и на количество сладкого, о котором мечтает герой, и на «Игру слов», которую использует писательница, чтобы передать «смакование» героя и т.д., т.е. ответы могут быть разные.

- Поведение героя, его жадность.

- О том, как человек может забыть о правилах хорошего тона из-за сильной любви к сладкому.

- Чтобы некоторые люди могли посмотреть на себя со стороны, посмеяться и сделать выводы.

- Правила поведения.


- Этикет.

Познавательные УУД:

  1. Извлекать информацию из разных источников.

  2. Строить речевое высказывание в устной форме.

  3. Читать худо-жественные и познавательные тексты, выделяя существенную информацию из текстов разных видов.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

III. Изуче-ние новых понятий и способов действия

  1. Слайд 3 (Этикет).

- Правильно, этикет.

- Откуда к нам пришло это слово?

- Слово возникло во Франции от названия карточки - «этикетка». «Этикетка» - описание товара, а «этикет» - описание образцов поведения.

2). Работа с текстом (листочки с текстами лежат на партах).

Учитель организует комментированное чтение текста.

Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. (Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. (Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. (Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики?

В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается, есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу - таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы».

Вопросы после чтения.

- Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?

- В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку?


3). Слайд 4 (Знакомы ли вам эти правила?).

- Знакомы вам эти правила?

- Давайте все вместе вспомним их сейчас.

- Свой этикет существует и в одежде.

4). Слайд 5 (Этикет в одежде).

- Ребята, как вы думаете, отчего зависит выбор одежды?

- Выбор одежды должен зависеть от её уместности. Например, нарядный костюм мы наденем в театр или в гости, а для занятий спортом - спортивную одежду. Если мы идём на работу или в школу, мы используем деловой костюм.

Слайд 6 (Зачем нужна форма в школе?)

- А как вы думаете, зачем нужна форма в школе? (Варианты ответов).

- Давайте посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы ответили (см. слайд 6).

- Ребята, а как вы думаете, кроме одежды, какие ещё формы этикета нужно соблюдать?

- Одежда, жесты, мимика, речь - всё это формы этикета.

- Что важнее, как вы думаете?

- Речь в этикете имеет огромное значение.

- Как вы думаете, ребята, на что мы должны обращать внимание при общении друг с другом?

5. Слайд 7 (Этикет в речи).

- Каждый из нас должен обращать внимание на громкость, тон, темп и содержание. Давайте подумаем, какой должен быть темп при общении? Тон? Какая громкость? Какое содержание?


- Давайте сделаем вывод.

- Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?

- Мы с вами увидели, что правил этикета много, все они разные.

- Но что же их объединяет?

-Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике.

6. Работа с учебником с.56-57.

Учитель организует комментированное чтение текста.





Ребята высказывают различные мнения.


- Да.

- Да.



- Да (нет).



- Этикет.

- Соблюдение правил этикета - принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике.

-Да.

Дети по фотографиям вспоминают правила поведения при встрече, за столом, в зрительном зале, в школе.


Варианты ответов могу быть разные: от вкуса, моды, времени года, финансовых возможностей и т.д.




Ребята высказывают различные мнения.

- Речь.

- Как мы разговариваем друг с другом. Что мы говорим.

С помощью учителя ребята делают вывод о том, что темп речи должен быть неторопливым, тон -доброжелательным, громкость должна быть такая, чтобы собеседнику было слышно хорошо, а содержание должно соответствовать вежливому стилю общения.

-Этикет.

- Все правила нужны для того, чтобы научится уважать друг друга.

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятель-ности на уроке.

2. Оценивать учебные дейст-вия в соответс-твии с постав-ленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникатив-ные УУД:

  1. 1.Слушать и понимать другого.

  2. 2. Строить рече-

  3. вое высказы-вание в соответс-вии с поставленными задачами.

  4. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.

  5. 4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  6. 5. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив-ных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентиро-ваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

    IV. Форми-рование умений и навыков.




    V. Итог урока.






















    V. Домаш-нее

    задание.

    1). Слайд 8 (Где нарушены правила?)

    - Рассмотрите внимательно картинки. Найдите среди них те, где нарушены правила. Обоснуйте свой ответ.

    2). Слайд 9 .

    - Объясните смысл высказывания, используя учебник:

    «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым - за умением ими пользоваться».

    (Блез Паскаль)

    - Давайте подведем итог урока с помощью стихов (тексты со стихотворениями лежат у учеников на партах):

    Много правил есть на свете,

    Все не выучить зараз.

    Но о главных в этикете

    Должен каждый знать из вас.

    ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА.
    Четыре волшебных слова -
    ЭТИКЕТА основа.
    Вы часто их говорите,
    Звучат они очень красиво:
    ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
    ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

    В ГОСТИ!
    В гости вы приглашены -
    Значит, вовремя должны
    На двери нажать звонок -
    Точно в названный вам срок.
    Приготовь подарок.

    Кто-то другу иль подружке
    Дарит старые игрушки
    И потрёпанные книжки…
    Это дурно, дурно слишком.
    Мы таких не уважаем,
    В гости их не приглашаем,
    Не зовем на день рождения,
    Нет для жадин уважения.

    * * *
    За столом сидишь с гостями -
    Не кричи, не ёрзай, друг,
    Не размахивай руками,
    Словно ты гоняешь мух.

    * * *
    Если фантики конфет
    Гость под стол бросает,
    Это значит, ЭТИКЕТ
    Он не соблюдает.

    * * *
    Кто в гостях повсюду нос
    Сунуть свой пытается,
    До культуры не дорос,
    Хорошим не считается.

    * * *
    Взял без спроса вещь чужую,
    Шкаф открыл, полез в буфет...
    Невоспитанность такую
    Запрещает ЭТИКЕТ!

    НА УЛИЦЕ.

    Вот мальчишка пальцем тычет:
    - Ой, велосипед какой!
    Тыкать пальцем неприлично,
    Лучше показать рукой.

    В КИНО И ТЕАТРЕ.
    По совету ЭТИКЕТА
    Я в кино не ем конфеты.
    И в театре - шу-шу-шу -
    Шоколадкой не шуршу.
    Для пирожных и конфет
    Есть антракт и есть буфет.

    В ТРАНСПОРТЕ.
    Так в метро кричали дети,
    Позабыв об ЭТИКЕТЕ,
    Что от воплей, криков этих
    Я оглох и не заметил,
    Как проехал остановку.
    Было мне за них неловко.

    Ты о правилах несложных

    Никогда не забывай!

    И везде, где будет можно,

    Ты их в жизни применяй!

    Выполнить задание из учебника на с.57.

    Вместе с учителем ребята разбирают каждую ситуацию, показанную на картинках.

    - Правила конкретны, ценны и доступны каждому. Знание их не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны научиться.



    © 2010-2022