• Преподавателю
  • Другое
  • Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся

Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №51 Г.КАРАГАНДЫ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся


учитель начальных классов:

Щирба Е.А.




2015 г.

Ничему нельзя научить -

всему можно только научиться.

В.А.Сухомлинский

Проблема исследования связана с необходимостью активизации познавательной деятельности школьника, через самостоятельную работу.

Актуальность: актуальность данной темы бесспорна, т.к. цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся.

Объект: самостоятельная деятельность школьника.

Предмет: условия реализации самостоятельной деятельности.

Цель: изучить вопрос организации самостоятельной работы младших школьников в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент .

Задачи:

  • Спроектировать модель развития самостоятельной деятельности в процессе обучения;

  • Адаптировать виды самостоятельной работы на уроках в начальной школе;

  • Организационно-педагогические условия реализации системы самостоятельной работы.

Гипотеза: если разработать модель комплекса самостоятельных заданий с учетом видов самостоятельных работ, то она выступит мотивацией к поиску учащимися новых знаний и овладению новыми умениями.

Определение проекта:

Вид проекта - практический

Принципы и подходы, лежащие в основе проекта:

  • Личностно-ориентированный подход;

  • Доступность;

  • Разноуровневый подход;

  • Практическая направленность;

  • Креативность.

1. Сущность и значение самостоятельной деятельности учащихся.

Проект условно отвечает на следующие вопросы: ЧТО? КТО? ЗАЧЕМ? КАК?

Что такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа - это активная деятельность учащихся, организованная учителем и направленная на выполнение поставленной цели.

Кто выполняет самостоятельную работу? Выполняют учащиеся, а учитель обеспечивает разнообразные виды самостоятельной работы, руководит процессом и создает условия для ее выполнения.

Зачем проводят самостоятельную работу? Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей учащихся, инициативы в принятии решений и творческого мышления.

Как выполняют самостоятельную работу? В связи с тем, что по способу организации самостоятельные работы делятся на групповые и индивидуальные, учащиеся могут работать как самостоятельно, так и в группах.

Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении у учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания. Для учащихся с высоким уровнем мотивации большая роль отводится индивидуальной самостоятельной работе, учитель отслеживает усвоение знаний, умений, помогает ученику добиться успеха.

Для учащихся с низкой мотивацией дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Например, я наблюдаю за работой таких учеников, даю советы, наводящие вопросы.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока: для усвоения новых знаний и их закрепления, для обобщения и повторения пройденного, для контроля знаний. Главное, чтобы самостоятельная работа соответствовала учебным возможностям ученика.

Самостоятельная работа - неотъемлемая часть процесса обучения, это средство борьбы за глубокие и прочные знания. Существуют четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся:

  1. Копирующие действия (задания по заданному образцу);

  2. Репродуктивная деятельность (воспроизведение типовых задач);

  3. Продуктивная деятельность (решение сложных задач, выходящих за пределы известного образца);

  4. Самостоятельная деятельность (изложения, сочинения, рефераты).

Требования к организации самостоятельной работы.

Существуют определенные требования к организации самостоятельной работы.

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный и систематический характер.

  2. Учащиеся обязательно должны быть подготовлены к выполнению заданий.

  3. Задания должны быть подобраны так, чтобы способствовали пробуждению интереса к их выполнению, т.е. разноуровневыми.

  4. Самостоятельные работы обязательно должны быть проверены и прокомментированы учителем.

На современном уроке важно, чтобы школьники могли сами добывать знания, потом их применять в практической деятельности, важно научить детей мыслить, так как эти умения лежат в основе метапредметности.

Виды самостоятельной работы.

В своей практике я использую следующие виды самостоятельной работы.

  1. Работа с книгой (работа с текстом, пересказ, составление плана ответа, конспектирование статьи, заучивание наизусть).

  2. Упражнения (тренировочные, воспроизводящие по образцу, упражнения, направленные на выработку практических умений).

  3. Проверочные самостоятельные работы (контрольные диктанты, изложения).

  4. Подготовка докладов и рефератов.

  5. Внеклассная работа (подготовка к олимпиадам).

  6. Творческие самостоятельные работы.

Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности учащихся. Иногда такие работы носят поисково-исследовательский характер. При их выполнении ученики используют полученные на уроке знания, самостоятельно их расширяют и применяют в совершенно новой ситуации. Ярким примером этому могут служить научно-практические конференции, проводимые в нашей школе. Так, в этом году мои ученики подготавливаются к участию в научно-практические конференции.

2. Исследование самостоятельной деятельности учащихся.

По данной проблеме мною проведено исследование. Я наблюдала над организацией самостоятельной деятельности учащихся 4 «А» класса. Мне необходимо было распределить учащихся 4 «А» класса по четырем уровням самостоятельной деятельности.

Анализ ответов учителей показал такое распределение учащихся по уровням.

На начало проекта:

1. Копирующие действия (задания по заданному образцу) - 6 чел, 33,3 %;

2. Репродуктивная деятельность (воспроизведение типовых задач) - 6 чел, 33,3% ;

3. Продуктивная деятельность (решение сложных задач, выходящих за пределы известного образца) - 4 чел, 22,2 % ;

4. Самостоятельная деятельность (изложения, сочинения, рефераты) - 2 чел, 11,1%.

На конец проекта:

1. Копирующие действия (задания по заданному образцу) - 5 чел, 27,7 %;

2. Репродуктивная деятельность (воспроизведение типовых задач) - 3 чел, 16,6%;

3. Продуктивная деятельность (решение сложных задач, выходящих за пределы известного образца) - 5 чел, 27,7 %;

4. Самостоятельная деятельность (изложения, сочинения, рефераты) - 5 чел, 27,7 %;

Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся

Методический проект Самостоятельная работа, как важнейший способ организации познавательной деятельности учащихся

ВЫВОД: на диаграммах видно, что достаточно велико количество учащихся, осуществляющих деятельность на копирующем и репродуктивном уровне. При этом количество учащихся, выполняющих самостоятельную деятельность, хоть и медленно, но все же растет.

Как показало наблюдение, наибольшее затруднение вызывают у учащихся творческие работы. В рамках подготовки учащихся к переходу в среднее звено в качестве методических рекомендация я предлагаю комплекс разно уровневых заданий для начальной школы.

Разно уровневые задания могут представляться по-разному:

а) это могут быть 3-4 варианта с заданиями в соответствии с (темами) группами;

б) могут составлять 2 варианта (равнозначных), где упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастной сложности.

По цели применения самостоятельных работ могут быть:

обучающими;

тренировочными;

закрепляющими;

повторительными;

развивающими;

творческими;

контрольными.

Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала с целью развития интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания каждого ученика во время процесса обучения.

Целью обучающих самостоятельных работ является задача доведения до сознания учащихся содержания нового понятия, раскрытие его главных свойств, признаков, связь с ранее излагаемым материалом. Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся непрочны. Эти работы надо составлять так, чтобы задания были репродуктивного характера, выполнение которых выработке основных умений и навыков, необходимых для изучения новых. Конечно, этот вид самостоятельной работы мало способствует умственному развитию детей, но она очень необходима, т.к. создаёт базу для дальнейшего изучения материала и, таким образом, способствует более высокому уровню обучения. На начальном этапе формирования знаний можно разрешить учащимся в ходе самостоятельной работы пользоваться учебником, записями в тетрадях, таблицами и т.п., что создаёт благоприятный климат особенно для слабых учащихся.

Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила. Выполняя данные работы, учащиеся вырабатывают определённые навыки и умения.

К таким работам можно отнести выполнение разно уровневых заданий. Рационально собраны комплекты карточек-заданий по темам. В каждом конверте удобно разместить 4-5 карточек с упражнениями или заданиями. В зависимости от уровня задания карточки разнятся по цвету: зелёные - на «3», жёлтые - на «4», синие - на «5», красные - задания олимпиадного характера. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. После проверки, выявив потенциальные ошибки, учитель работает со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолевать имеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.

К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Эти работы показывают, насколько прочно и осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки работ данного вида учитель определяет, нужно ли ещё работать над данной темой.

Очень важны обзорные или тематические повторяющие работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, если у них проблемы, которые могут затруднить изучение нового материала. С этой целью проводятся самостоятельные работы повторительного характера, задания которых включают такие упражнения, которые дадут детям понимание, что нужно знать для усвоения новой темы, а учитель сможет выяснить степень подготовленности учащихся её изучению. Основу обзорных работ составляют задание репродуктивного характера. Составленная таким образом самостоятельная работа даёт возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов всего раздела, необходимого для изучения нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, спектаклей и т.п.

На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательные задачи.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи или её элемента. Эти работы вызывают у учащихся большой интерес, учат мыслить творчески.

Особое место среди самостоятельных работ занимает контрольная работа. Создание соответствующей системы контроля - необходимое условие достижения планируемых результатов обучения.

По существу, разработка должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.

Поэтому, во-первых, задания различных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёму работы;

во-вторых, задания должны отрабатывать основные навыки;

в-третьих, задания должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения;

в-четвёртых, нельзя ограничивать только обязательным уровнем, необходимо постоянно стимулировать деятельность учащихся, задания должны позволять дифференцировать уровень подготовки учащихся. Целесообразно, используя в имеющиеся в литературе контрольные работы, составлять для каждого класса контрольную работу в нескольких вариантах по разным уровням, которые учитывают статус. Смысл контрольных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий после изучения определённой темы с целью выявления глубины полученных учащимися знаний и умений, творческого их применения.

Заключение

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

(Древнекитайская мудрость)

В заключение хочу отметить: сегодня плохой урок характеризуется тем, что на нем большинство учеников праздно проводят время. На хорошем уроке значительную часть времени ученики выполняют разнообразную самостоятельную работу. На таком уроке создаются условия для рефлексии учащихся. Хотелось бы вернуться к высказыванию В.А.Сухомлинского «Ничему нельзя научить - всему можно только научиться».

Убеждена, учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы научить учеников учиться.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М., 2001.

  2. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - СПб., 2002.

  3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М., 2001.

4. Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. - М.,1977.

5. Исаев Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой// Сов. Педагоника,1939, №3.

6. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.,1975

7. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М.,1985.

8. Пименова Л.М. Воспитание у школьников самостоятельности как черты личности. -Л.,1960.

9. Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий// Нач.шк.,№7,2001.

10. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников.-М.,1975.


© 2010-2022