• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на МО учителей начальных классов Овладение навыками социализации личности школьника в начальной школе

Выступление на МО учителей начальных классов Овладение навыками социализации личности школьника в начальной школе

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том , что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса.У учащихся формируетс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овладение навыками социализации личности школьника в начальной школе.

Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Сущность социализации состоит в том , что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируется необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственного отсталых учащихся.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействует личность и общество.

У/о дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировки, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время. Системный подход к социальной ориентации учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе.

Свою работу по социализации в начальной школе начинаем с изучения семей - это позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Составляем социальный паспорт, куда включаем типы семей.

Семья:

Полная -6 семей.

Неполная - 2 семьи.

С одним ребенком - 3 семьи.

С двумя и более - 6 семей.

Многодетная - 1 семья.

Дети инвалиды - 1 семья.

При работе с детьми по социализации ставим цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладевать навыками социализациями.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.

Первый вопрос, который решался - это становление социальной позиции у/о ребенка 7 - 8 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.

Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах в начальной школе были проведены классные часы: « Я - ученик», « Давай познакомимся», «Обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене». Для развития межличностного общения в группе: игра «Закончи предложение», «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба». Для развития коммуникативных способностей : ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час «Мы дружные ребята»; просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино». Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения «Догадайся о выборе», разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт». Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра «Самореклама», составление автопортрета «Это - я». Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет не говори», групповое чтение К.Ушинского «Кончил дело - гуляй смело».

Работа по социальному развитию проходит и в учебной деятельности. На уроках чтения, развития устной речи, ручного труда акцентрируется внимание на расширении у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека; в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Никакие пожелания, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять здоровье, если он сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как же сформировать это сознательное отношение? Разобрали основные мотивации стиля здоровой жизни ребенка 8 - 10 лет и наметили пути, через которые будут формироваться сознательное отношение к здоровой жизни: 1. Самоохранение . Через обучение детей санитарными навыками. Можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.

Через ознакомление с правилами дорожного движения - воспитание в них навыков безопасного поведения на улице. 2. Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас у младших школьников члены семьи,педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок 8 - 10 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий. 3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Мы учим ребенка осознать эту радость - он овладевает рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая красивая одежда - тоже приятно. Эти мотивации формирования стиля здоровой жизни доступны и нашим детям 8 - 11 лет. На этих же занятиях давались общие представления о понятии «личность» в теме «Знакомство с самим собой». Разобрали понятие: человеческое общество, семья - общество (маленькое), общественное «я», индивидуальное «я», биологическое «я». Из этих трех «я» складывается единая человеческая личность. При разговоре о здоровом образе жизни разобрали, что значит заботиться о своем биологическом «я» (дышать свежим воздухом, есть здоровую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение). Для закрепления знаний в классе, в группе продленного дня учим пословицы, поговорки о чистоте; отгадывали загадки, слушали сказки «О микробах», читали «Вредные советы» Г.Остера, проводили наблюдения, игры «Полезно - вредно»,практические занятия «Чистка зубов».

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразными отношениями личности к окружающему миру и к самой себе.

Задача - чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Это такие социальные качества:

Товарищество.

Уважение к старшим.

Доброта.

Честность.

Трудолюбие.

Бережливость.

Дисциплинированность.

Соблюдение порядка.

Любознательность.

Любовь к прекрасному.

Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определять уровень социального развития школьника. Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся. Эти социальные качества развиваются через различные формы работы. В учебной деятельности - интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами. Во внеурочной деятельности - подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах,существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека. Успеху работы по социализации способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя и воспитателя в подготовке и проведения различных мероприятий: конкурсов, праздников, уроков по предметам и т.д. Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений, имеет их практическое применение в домашних условиях. В школе необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родителей, разъясняя задачи и содержание социальной ориентации детей,привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.

© 2010-2022