Доклад на тему Современные технологии образования

В 15 веке жил флорентийский ученый Паоло Тосканелли .Он был убежден в шарообразности земли.Его идея – Индию можно достичь ни только восточным путем ,но и западным.Две великие морские державы португалия и Испания искали Индию,но в разных направлениях. Первым попытался достичь Индии восточным путем ,плывя вдоль берегов Африки, португальский мореплаватель Бартоломео Диаш. 1488г (сообщение ученика, работа по контурной карте) Запись в тетради Бартоломео Диаш. 1488г Путь в Индию вокруг Африки открыл п...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Актуальность данной темы выражается в том, что необходимо изменить подходы к преподаванию истории и к содержанию курса отечественной истории.

Важно обратить внимание на гуманизацию и гуманитаризацию отечественного образования. Отказ от приоритетного рассмотрения аспектов классовой борьбы, позволил уделить должное внимание не только экономической и политической, но и духовной сфере общества, что необходимо для воссоздания целостного образа изучаемой эпохи, усиления мировоззренческо - воспитательного значения курса.

В условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, необходимо перенести акцент на культурологический аспект исторического образования. Данный подход вызван необходимостью понимать важность регионализации, и применением, наряду с формационным, цивилизационного подхода к изучению истории.

Стратегия развития исторического образования предполагает обращение к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения. Возрос интерес к гуманистической парадигме воспитания и образования. Изучение вопросов культуры чрезвычайно важно для духовного становления школьников, формирования сознательной любви к большой и малой Родине, приобщения к общечеловеческим ценностям. Рассмотрение историко-культурных проблем способствует развитию эстетических вкусов и интересов учащихся, расширению их кругозора.

Многообразие и взаимодействие культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике.

Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - главная задача преподавателей. Важным в процессе преподавания истории является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы, чтобы авторы новых учебно-методических комплексов по отечественной истории учитывали, что ключевым звеном отечественной истории должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности и толерантности.

Важную часть комплекса должны составлять творческие задания, способствующие развитию самостоятельного мышления учащихся.

Отечественный учебник истории должен воспитывать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Очень важно формировать чувство гордости за свою страну.

Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств России с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и многоконфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

Задача учителя истории - сформировать позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В истории нашей страны были и трагедии (Смута, гражданская война, длинная череда революций, тоталитаризм, репрессии и т.д.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Было бы ошибочным замалчивать данные аспекты отечественной истории. Важно научить учеников анализировать доступные исторические материалы, находить причинно-следственные связи происходящих событий, высказывать свое мнение, спорить, находить аргументы, понимать сущность произошедших явлений

Россия - крупнейшая многонациональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для всех народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.

Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Культура не должна находиться на задворках школьного курса истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры, а также неразрывную связь российской и мировой культуры. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении.

Появился ряд учебников, выделяющихся тем, что истории культуры в них отводится заметное место, но, к сожалению, они иногда далеки от совершенства в дидактико-методическом плане.

Реализация компетентностного подхода в обучении истории, обществознания.

Реализация «Концептуальных основ историко - культурного стандарта» (Июнь 2013г.) требует развития ключевых компетенций обучающихся. Использование компетентностного подхода продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер. Компетентностный подход шире зуновского подхода, т.к. предполагает применение знаний, навыков во внеурочных, жизненных ситуациях. В современной педагогической науке и практике понятиями-категориями «компетентность» и «компетенция» стали оперировать в конце X!X - нач.ХХвв. Автором данной статьи на 4-ой неделе Школьной психологии в Анапе в 2007 г. - прослушан курс лекций Цукерман Г. по реализации компетентностного подхода в обучении.

Одной из основных проблем компетентностного подхода является определение адекватных средств её реализации. Компетенция является многофункциональным понятием, для формирования которого нужны определённая учебная среда. Проблему можно решить, организуя в школе исследовательскую деятельность, как в урочное, так и внеурочное время. Автор проводит мастер - класс для учителей по программе «Школьное краеведение - пространство интеграции основного и дополнительного образования». Исследовательская работа в сельской школе не только возможна, она необходима, как средство успешной социализации учащихся. В школе с 2008 г. работает детское объединение краеведов «Моя Малая Родина».

Организации исследовательской деятельности способствуют развитию всех пяти групп ключевых компетенций, рекомендованных Советом Европы, которыми школа должна «вооружить» молодежь:

1.Политическими и социальными компетенциями. Выработка своей позиции по проблеме исследования(сначала под руководством руководителя, в старших классах уже своей, публичная защита.

2.Компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: 3.Компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением.

4.Компетенциями, связанными с возникновением общества информации. Овладение новыми технологиями. Составление Презентаций позволяют создавать информационную поддержку при защите исследовательских работ на конкурсах, уроках, внеклассных мероприятиях. Использование Интернет - ресурсов позволяют создавать творческие проекты по истории, обществознанию.

5.Компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни. Объекты исследований, личности состоявшиеся, успешные труженики в разных областях жизни, специалисты, как пример подражания, как мотивация к учебе, пофессиональному, личностному росту.

Следующий фактор реализации компетентностного подхода, по мнению автора - проведение интегрированных уроков по истории и других предметов Вместе с коллегами проведены интегрированные уроки по изучению истории Великой Отечественной войны - «Вклад Миндякского рудника в Победу» интегрированный урок по истории и математике, который был представлен на ГРМО учителей истории в декабре 2014 г, урок - конференция по повести Мустая Карима «Радость нашего дома» совместно с учителем русского языка и литературы.

Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

Интегрированные уроки требуют серъезной подготовки, но эти уроки союз двух заинтересованных специалистов, они не перегружают учащихся. Интегрированные уроки, организация исследовательской работы в школе способствуют углублению знаний, росту компетентности и учителей, и учащихся. Традиционные уроки имеют место быть. Интегрированные уроки, организация исследовательской работы - методы реализации компетентностного подхода в обучении истории,обществознания.

Образовательные и воспитательные приоритеты курса отечественной истории. (Круглый стол )

Латыпова Альфинур Саматовна

Директор, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа имени Якупа Кулмыя деревни Канакаево муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостаню

Главная цель изучения предметов в современной школе - образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов.

История наряду с такими предметами, как русский язык и литература, родной язык и литература закладывает основы формирования личности учащегося, дает ему знания, развивает умения и навыки, необходимые для жизнедеятельности человека.

Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса:

  • Познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии.

  • Познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.

  • Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

«История» имеет, на мой взгляд, самый высокий воспитательный потенциал, самые большие и разнообразные возможности в деле формирования мировоззрения молодого поколения. И не нужна здесь никакая идеология, кроме идеологии любви к своей Родине со всеми ее историческими перипетиями. Вот он, первый воспитательный момент: суметь найти такие слова, так подготовить урок, чтобы даже самое негативное историческое событие (а их немало) не вызвало чувства ненависти, презрения к прошлому своего народа (самое, пожалуй, страшное чувство - непричастности ко всему); чтобы пробудить чувство боли и сострадания к прошлому своей страны, огромное желание сделать хоть что-то, пусть в исторических масштабах незначительное, но по совести.
Сегодня многими утрачено чувство самосознания, нашего национального самосознания, и, чтобы его возродить, нужно научить детей испытывать гордость, боль, радость, переживание за историческое прошлое Родины.

.Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.

  • Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.

  • Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения

  • Построение учебных курсов с учетом возрастных особенностей учащихся.

В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться на:

- формирование элементарных представлений об истории родной страны;

- привитие интереса к изучению ее прошлого;

- осознание ребенком себя как части своей страны, общества.

На данном этапе речь должна идти о фрагментарном изучении отдельных наиболее ярких страниц отечественной истории.

В основной средней школе ставятся задачи:

- сформировать представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории и вкладе России в прогрессивное развитие человечества;

- сформировать у школьников основы исторического мышления;

- подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;

- сформировать гражданскую позицию школьника.

В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

Эффективность исторического образования как направления образования, ценностного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников можно обеспечить при условии формирования в школе целостной системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, фокусом которой будет создание педагогических условий для формирования российской гражданской, национально-гражданской идентичности школьников, становления граждан России.



© 2010-2022