Рабочая программа по культуре общения, 6 класс

Данная программа разработана на основе следующей программы: Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г. Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения. Рабочая программа поддерживается следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2.     Федеральный компонент государств...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура общения

6 класс

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующей программы:

Культура общения. Дошкольники. 1-11 классы. Программа. Нормативные документы. Под.ред.Стернина И.А.Воронеж, ВОИПКиПРО, 2009г.

Предмет «Культура общения дополняет обучение русскому языку и формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Рабочая программа поддерживается следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года№» 1089.

3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4. Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области, утвержденный Приказом департамента образования и молодежной политики Воронежской области от 27.06.2012 г. Х»760 и от 31.08.2032 г. Х° 851.

5. Примерная программа по культуре общения, созданная на основе федерального компонента государстве & 11 -го образовательного стандарта,

6. Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом МОИ РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

7. Учебный план МКОУ СОШ №. 10 на 2012-2013 учебный год, утвержденный директором школы. Приказ № 86/3 от 30.08.12 г.

Цель обучения учащихся предмету «Культура общения».

Целью обучения предмета «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

-устойчивых риторических навыков;

-устойчивых навыков культуры устной речи;

-навыков эффективного общения.

Всего часов-18 (0,5 часа в неделю -региональный компонент учебного плана)

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

К концу 6-го класса учащиеся должны знать:

-понятие диалога, монолога, вербального и невербального поведения, тезиса и аргумента, спора; активного и пассивного слушания;

-виды диалога;

-общие правила ведения диалога;

-правила говорящего, правила слушающего;

-виды побуждений (приказ, просьба, пожелание, призыв);

-виды спора, основные правила ведения спора;

-правила слушания;





  • Приёмы установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы;

  • общие правила телефонного разговора;

  • виды монологов, основные требования к монологу, правила подготовки ответа-монолога;

  • правила подготовки пересказа;

  • приемы запоминания;

  • правильно ставить ударение в словах:

введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняло, подняла, дефис, конечно, тембр, темп, термин, балую, некролог, апфавит, щавглъ, шофер, украинский, инструмент, ремень, средства, директора, профессора, внутрь, езжайте, даром, сгибаться, глубоко, занята, красивее, мельком, не балуйся, приняли: принялась, академия, декада, кофе, музей, шоссе, шинель, афера, опека, гренадер одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, документ, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, средства, свободнее, случай, упрочение, медикаменты, документ;

  • различать значение слов невежа-невежда, оба-обе; дипломат-д u-uio: шит; ванна-ванная; окончить -закон читъ;

  • определять родовую отнесенность слов тюль, моль, санда- пия, мозоль, багет, кофе, шимпанзе, алоэ, мочало, повидло, щупальце;

  • уметь образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных солдаты, простыни.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь:

  • вести диалог с соблюдением основных правил для говорящего и слушающего, правил вербального и невербального поведения в диалоге;

  • этикетно делать замечания и этикетно реагировать на замечания;

  • этике гно вести спор;

  • приводить не менее трех аргументов к предложенному учителем или выдвинутому учащимся самостоятельно тезису;

  • активно слушать собеседника;

  • поддерживать разговор со сверстником и старшими, использовать речевые поддержки в разговоре;

вести телефонный разговор, соблюдая основные правила этикета телефонного общения;

  • выразительно прочитать рассказ, стихотворение;

  • сжать предложенный письменный текст с использованием приемов сжатия теста;

  • самостоятельно подготовить: устный ответ; пересказ письменного текста; пересказ текста, воспринятого на слух;

  • четко произносить скороговорки:

Ткач ткет ткани на платки Тане.

В обед бобыль ел бобы.

Голуби и галки гордо ходят по гальке.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сенька с ног, Саньку в лоб, все в сугроб.

Гонец с галер на горе сгорел.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

От топота копыт пыль по полю летит.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Как на горке, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Укроп, кипел укроп.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.






Содержание тем

  1. Диалог, его виды и поведение собеседников в диалоге.(4ч)

Понятие диалога. Диалог как вид общения, когда собеседники поочередно говорят и слушают, обмениваясь высказываниями. Виды диалога: беседа, спор, интервью. Основные части интервью: вступление, основная часть, заключение. Как брать интервью.

Общие; правила ведения диалога. Правила для говорящего: доброжелательность, вежливость, немногословие, ясность выражения мысли, умеренная эмоциональность, культура речи. Правила для слушающих: внимание, уважение к говорящему', поддержание контакга.

Слагаемые диалога: сама речь (вербальное поведение), жесты, мимика (невербальное поведение), условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (ситуация общения, возраст собеседника, его эмоциональное состояние, степень знакомства с ним).

Правила невербального поведения в диалоге: умеренность жестов, средняя громкость, средний темп речи, внешняя приветливость.

Правила вербального поведения в диалоге: доброжелательность, соблюдение речевого этикета, правил вежливости. Виды побуждений: просьба, приказ, совет; различия между ними.

Выражение эмоции и оценки в диалоге.

Ведение спора. Понятие спора. Виды спора: дискуссия, полемика, ссорг.. Правила эффективного спора. Понятие тезиса и аргумента. Правила поведения поссорившихся.

  1. Правила слушания(1ч).

Активное и пассивное слушание. Умение слушать, его слагаемые: внимание, дружелюбие, активность.

Слушать и слышать. Слушать - направлять свой слух на что- либо. Слышать - различать что-либо слухом. Прямые и косвенные высказывания.

3. Правила ведения диалога.(2ч)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях.

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.

4. Монолог и требования к монологу(2ч).

Понятие монолога. Виды монологов: обычный, ораторский. Основные требования к монологу: краткость, содержательность, логичность, культура речи, выразительность, контакт с аудиторией.

Выразительность речи. Способы создания выразительности: логическое ударение, эмоционально-образная выразительность, звуковая выразительность. Выбор интонации при различных знаках препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие. Азбука стиховедения.

Поведение оратора в аудитории: благоприятное внешнее впечатление, движения, поза оратора, зрительный контакт, громкость, темп речи. Практические приемы борьбы с волнением.

  1. Технология подготовки монолога(3ч).

Запоминание текста. Приемы запоминания. Типы памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, кратковременная, долговременная. Законы эффективного запоминания: выделение главной мысли; запоминание порциями; запоминание целого.

Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Правила подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.

Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Перевод письменной речи в устную. Устный ответ как монолог. Косвен;ная речь как способ передачи содержания чужой речи.

  1. Монолог-пересказ. Сжатый пересказ(3ч)

Выделение и формулирование главной мысли текста, определение смысловых частей, выделгние опорных слов. Опорные слова: географические названия, имена людей, даты, важные подробности текста, научные термины.

Приемы сжатия текста: исключение подробностей; обобщение содержания текста; передача темы текста.

  1. Устный ответ.(1ч)

Подготовка устного ответа. Устный ответ по самостоятельно составленному плану.

Правила подготовки сообщения по самостоятельно составленному плану: определение темы, подбор литературы, выделение важных мыслей, составление конспекта, обдумывание выводов.

  1. Монолог по тексту,воспринятому на слух(1ч)

Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного текста.


Учебные пособия:

1.Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 6 класс..Воронеж, ВОИПКиПРО,2009г.

2.Культура общения.6класс. Книга для учителя.вып.1-4. Под.ред.Стернина И.А.,Воронеж, ВОИПКиПРО, 2001-2002гг









Календарно-тематическое планирование по культуре общения 6 класс


Тема

кол-во часов

дата

Примечание

план

факт

Диалог, его виды и поведение собеседников(4ч)

1(§1,2)

Диалог и его виды.

Правила поведения собеседников в диалоге

1

05.09.

2 (§3)

Вербальное и невербальное поведение собеседников

1

19.09..

3 (§4,5)

Вербальное поведение в диалоге. Выражение эмоций и оценки

1

03.10.

4 (§6)

Ведение спора.

1

17.10

5 (§7,8)

Правила слушания. Слушать и слышать

1

31.10.

6 (§9)

Приёмы поддержания разговора

1

14.11.

7 (§10,11)

Тематика разговора. Этикет телефонного разговора

1

28.11.

8(§12-13)

Понятие монолога. Виды монолога. Требования к монологу. Основные части монолога.

1

05.12.

9 (§14-15)

Что такое выразительная речь. Поведение оратора в аудитории

1

19.12.

10 (§16 )

Приёмы запоминания.

1

16.01

11(§17,18 )

Определение темы монолога. Этапы подготовки монолога.

1

30.01.

12(§19,20)

Перевод письменной речи в устную. Практикум

1

06.02.

Монолог- пересказ. Сжатый пересказ(3ч)

17.04

13(§21-22 )

Монолог- пересказ. Выделение опорных слов для пересказа

1

20.02.

14(§23-26)

Выделение опорных слов для пересказа. (Практикум). Пересказ текстов из учебников

1

06.03.

15(§27-29)

Приёмы сжатия текста. Сжатие текста. (Практикум)

1

20.03.

Устный ответ(1ч)

22.05

16 (§30 )

Устный ответ по самостоятельно составленному плану

1

03.04.

Монолог по тексту, воспринятому на слух(1ч)

29.05

17(§31,32 )

Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного ответа.

1

17.04.

Тестирование(0,5ч)

18(§33, 3 )

Резервный урок

0,5

15.05.



© 2010-2022