План кружка Проба пера (9-11 классы)

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО /Романова Л.И./ Директор школы: /Кулагина О.Н./


Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ с. Долина Фёдоровского района

Саратовской области.


Рабочая

программа детского дополнительного объединения «Проба пера»

Шнайдер Елены Николаевны

Возраст детей: 15-17 лет.

Срок реализации: 1 год.

Рассмотрено на заседа-

нии педагогического

совета, протокол №

от 2015г.


- 2015-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Проба пера». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа рассчитана на один год:

Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Формы занятия, предусмотренные программой:

1. свободная творческая дискуссия;

2. ролевые игры;

3. выполнение творческих заданий;

4. активные методы формирования системы общения;

5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в газете).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы.

Цель программы: овладение навыками журналистского мастерства и развитие у учащихся:

· Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;

· Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);

· Умения самостоятельно приобретать и применять знания;

· Творческого мышления, познавательной активности;

· Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;

· Коммуникативных навыков;

Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля:

- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в ходе обучения:

после каждой пройденной темы - самостоятельное написание журналистских работ, участие в творческих конкурсах, создание школьной газеты и публикация в ней работ учащихся.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные

знания:

- из истории журналистики;

- о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;

- о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;

- о законе о СМИ

и умения:

- создавать сочинения разных жанров;

- соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники);

- участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:

- теоретические занятия;

- творческий практикум (сочинения разных жанров);

- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование);

- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т. п.);

- социологический опрос;

- экскурсии;

- встречи с журналистами;

- участие в мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;

- выпуск газеты.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для газеты;

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Учебно-тематическое планирование и содержание программы

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие «Журналистика как профессия»

1

1

2

История появления журналистики

1

1

3

Как пишутся тексты? Формирование жанров журналистики

1

2

3

4

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка

1

2

3

5

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон

1

2

3

6

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия

1

2

3

7

Композиция материала

1

2

3

8

Функции журналистики

1

2

3

9

Требования к журналисту. Закон о СМИ

1

2

3

10

Технические средства журналиста

1

2

3

11

Современное телевидение. Или что необходимо, чтобы стать телевизионным журналистом?

1

1

12

Как работать с камерой. Что такое монтаж?

1

2

3

13

Выпуск газеты. Основные аспекты

2

2



ИТОГО

35


Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие «Журналистика как профессия»

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Формирование представлений о профессии журналиста.

Игра: вопрос-ответ.

Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.

Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.

Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно - в газетах, журналах или на телевидении и радио.

Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.

Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.

Почему журналист должен быть наблюдательным?

Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.

Игра «Острый глаз»

Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:

Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».

Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный)

Назвать животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис, вол, бык т т. д.)

Скажи наоборот

чистый -

весело -

сладкий -

большой -

твердый -

белый -

теплый -

Игра «Дружеское интервью»

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.

Задание: взять интервью у друга или у одного из родителей.

2. История появления журналистики

Разговор о том, как журналистика зародилась и в какое время.

Редактирование интервью, которое дети написали дома.

Задание: узнать какие жанры существуют в журналистике.

3. Как пишутся тексты? Формирование жанров журналистики

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья - роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати - особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задание: Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора. По одному из жанров написать материал о прошедших событиях в школе.

4. Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка

Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

Задание: Создание и презентация текста определенного жанра о любом событии из жизни школы.

5. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон

Основные функции произведений художественных жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

Задание: написать художественный материал для конкурса «Я - мастер слова!»

6. Аналитические жанры: статья, обозрение отзыв, рецензия

Назначение произведений аналитических жанров - сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

Задание: Конкурс на лучший отзыв. Отзыв на тему «Как вкусно нас кормят в столовой»

7. Композиция материала

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задание: Написать маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

Функции журналистики

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

Задание: работа в пресс-центре

8. Требования к журналисту. Закон о СМИ

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, русского языка и др.;

- владение литературным языком.

Задание: Ролевые игры, с помощью которых будут выявлены основные правила поведения журналиста и интервьюируемого.

9. Технические средства журналиста

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат,видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.

10. Современное телевидение. Или что необходимо, чтобы стать телевизионным журналистом?

Как создаются новости на ТВ? Просмотр видеороликов. Основные термины на ТВ. Особенности работы ТВ корреспондента.

Задание: придумать ролик и снять его.

11. Как работать с камерой. Что такое монтаж?

Основные принципы работы с камерой. Что нужно снять, чтобы сюжет был удачным?

Задание: работа в пресс-центре.

12. Выпуск газеты.

Учимся верстать газету. Сбор материала для итогового выпуска газеты.



© 2010-2022