- Преподавателю
- Другое
- Концептуально - технологическая модель формирования информационной компетентности
Концептуально - технологическая модель формирования информационной компетентности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ионова О.Н. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
Концептуально - технологическая модель
формирования информационной компетентности
В статье рассмотрена модель формирования информационной компетентности.
Развитие общества на современном этапе характеризуется постоянно возрастающей ролью информационных и коммуникационных технологий, значение которых сложно переоценить. Фактически, сейчас происходит глобальная информационная революция, которая вносит изменения во все сферы жизнедеятельности социума - образование, науку, производство, экономику и многие другие. Поэтому, формирование и дальнейшее развитие информационной компетентности является важной задачей, в связи с тем, что информация определяет социокультурную жизнь человека, служит основным средством реализации межличностных отношений. Необходимость развития компетентности в сфере информационной деятельности обусловливает необходимость разработки современных форм, методов и средств обучения различных категорий населения и предполагает создание целостной концепции.
Компетентность в сфере информации предполагает умения сбора, оценки и переработки информации, принятия и выполнения решений на её основе. Сложность этого процесса и самого явления, каким выступает информационная компетентность, требует теоретического осмысления, рассмотрения сущностной характеристики категории «информационная компетентность» и выделение компонент, составляющих ее.
Информационная компетентность - интегративное качество личности, системное образование знаний, умений и способности субъекта в сфере информации и информационно - коммуникационных технологий и опыта их использования, а также способность совершенствовать свои знания, умения и принимать принципиально новые решения в меняющихся условиях или непредвиденных ситуациях с использованием новых технологических средств.[1]
Опираясь на теорию организации содержания образования [3], в структуре компетентности субъекта можно выделить четыре компонента:
Мотивационно-целевой характеризуется наличием мотивов изучения информационных технологий, постановку и осознание целей информационной деятельности, интерес к работе с информационными и коммуникационными технологиями.
Когнитивно-содержательный раскрывается как наличие совокупности знаний о методах и способах работы с информацией; способность применять их в своей профессиональной деятельности;
Операционно-деятельностный включает в себя использование средств информационных технологий в повседневной деятельности, понимание принципов работы с ними, возможности и ограничения технологических средств;
Рефлексивный понимается как использование вновь полученных и имеющихся знаний для решения возникающих проблем и задач коррекции информационной деятельности на основе самоанализа и саморегуляции.
Рассмотренные компоненты функционируют в единстве и определяют основу информационной компетентности.[1]
Оптимальным путем формирования информационной компетентности является создание соответствующей модели и встраивание ее в учебный процесс образовательных учреждений. Для достижения эффективного результата формирования информационной компетентности, необходима мобильная и дифференцированная модель обучения, в которой должна учитываться специфика профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Концептуальной основой, на которой осуществляется построение модели, является следующее определение: "Под моделью, - пишет В.А.Штофф, - понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте". Модель - специфическая, качественно своеобразная форма и одновременно средство научного познания. Она выполняет специальные функции в процессе научного познания. Построение модели позволяет:
-
понять структуру, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миров исследуемого объекта;
-
научиться управлять объектом при заданных целях и критериях;
-
прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект [5].
Заказ на моделирование возникает в процессе рефлексивного анализа деятельности и связан с необходимостью проверки рефлексивных гипотез. К наиболее значимым функциям и свойствам моделей можно отнести следующие:
-
модели являются результатом моделирования, функция которого состоит в обеспечении развития деятельности на основе улучшения ее рефлексии;
-
модели, с одной стороны, сохраняют принципиально важные черты оригинала, имитируют его, с другой - отражают этот оригинал в упрощенном виде с опорой на постановку субъектом моделирования специальных мыслительных задач и проблем и с применением абстракций;
-
изучение моделей дает ответы на вопросы, которые носят гипотетический характер и проверяются в ходе моделирования, что дает основание в дальнейшем строить прогнозы относительно становления и развития деятельности. [2]
Системный характер модели позволит ей выполнить следующие функции:
-
прогностическую - планирование последовательности развития компонентов информационной компетентности, предвидение возможности их изменения;
-
учебно-образовательную - раскрытие содержания и структуры подготовки, обеспечение необходимых условий для совершенствования процесса формирования;
-
управленческую - регулирование взаимосвязи деятельности и образования, контроль за становлением и развитием компетентности человека в сфере информации на различных этапах.
Для реализации указанных функций данную модель необходимо наполнить конкретным содержанием.
Модель формирования информационной компетентности с позиций системного подхода рассматривается, как совокупность закономерных, функционально связанных, относительно однородных элементов, составляющих определенную целостность, единство. Системность позволяет для достижения цели выделить и обеспечить полноту компонентов, выявить связи и зависимости между ними и определить их системообразующий признак. У системы появляется новое качественное состояние, в нашем случае это сформированная информационная компетентность.
Формирование информационной компетентности связано с улучшением качества профессиональной деятельности (и на уровне информации, и на уровне ее осмысления), с усилением в ней значимости наиболее перспективных, высоких технологий. Сближение информационной и профессиональной деятельности человека - одна из задач формирования его компетентности в сфере информации.
В представленной нами модели формирования информационной компетентности, в качестве системообразующих факторов выступают социальный заказ общества и цель обучения - становление личности подготовленной к жизни в информационном обществе и сформированным рациональным стилем информационной деятельности.
На процесс формирования информационной компетентности существенное влияние оказывают мотивы изучения информационных технологий, т.к. именно «мотивация организует целостное поведение, повышает активность личности, влияет на формирование цели и выбор путей ее достижения, оказывает существенное влияние на результаты учебной деятельности в целом» [4]. Мотивационно - целевой компонент компетентности в сфере информационной деятельности определяет мотивы и цели ее формирования. Рассматривая модель информационной компетентности можно выделить следующие внешние и внутренние мотивы применения информационных технологий: внешние - материальные стимулы (рост конкурентоспособности на рынке труда региона, повышение зарплаты, повышение категории и т.д.), внутренние - мотивы личностной самореализации и профессионального роста.
Исходя из концептуального видения информационной компетентности, основой, на которой осуществляется построение модели, являются дидактические принципы:
-
проектирование индивидуальных образовательных стратегий на основе этапности, вариативности и дифференциации обучения, т.е. приспособление процесса обучения к индивидуальным особенностям обучающегося (к начальному и требуемому уровням подготовки, психофизиологическими и когнитивными особенностям);
-
приоритет самостоятельного обучения, что означает самостоятельное осуществление обучающимся своего обучения под руководством преподавателя, который выступает в роли фасилитатора;
-
контекстность обучения, которая, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, а с другой, строится с учетом профессиональной и социальной деятельности;
-
рефлексия учебного процесса означает осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации;
-
актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, качеств;
-
оптимальные условия обучения (эргономические обеспечение учебного процесса, т.е. оптимизация средств, условий и процесса налаживания отношений «человек - компьютер»).
При синтезировании целостной модели формирования информационной компетентности целесообразно рассмотреть взаимосвязи содержательно-процессуального, рефлексивно-управленческого и результативного компонентов модели.
Когнитивно - содержательный и операционно - деятельностный компоненты информационной компетентности определяют содержательно - процессуальный компонент модели формирования. Для формирования информационной компетентности, человеку необходимы универсальные знания в области информационных технологий, которые обеспечивают возможность их применения в различных областях профессиональной деятельности, повышая профессиональную мобильность, а также их общий потенциал ресоциализации. Поэтому ведущими элементами содержательно - процессуального компонента модели являются:
-
технология работы в операционной системе;
-
технология обработки текстовых документов;
-
технология обработки табличных данных;
-
технология обработки графических объектов;
-
Internet - технологии;
Технология работы в операционной системе является ключевым средством работы с компьютером, как устройством, позволяющим получать, обрабатывать, передавать, хранить различные виды информации.
Технология обработки текстовых документов связана с самым распространённым видом деятельности на компьютере - созданием текстовых документов.
Технология обработки табличных данных представляет собой методы создания электронных таблиц и применения этих таблиц для статистической обработки и анализа данных, решения задач прогнозирования и оптимизации, а также графические методы решения задач.
Технология обработки графических объектов включает в себя методы работы с графикой и текстом.
Internet-технология определяет работу с поисковыми системами, с электронной почтой и т.д.
Рассмотренные технологии разнообразны по своему назначению, позволяют работать с различными видами информации, увеличивая свободу выбора содержания и информационных средств, способствуют индивидуализации образовательного процесса в соответствии с личностными интересами, способностями, особенностями умственной деятельности, расширяют интеграцию предметных областей. Интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и информационно-компьютерным средством способствует развитию самоконтроля в рефлексивной оценке конечных и промежуточных результатов, корректировки своих действий.
Обеспечение усвоения фундаментальных базовых знаний, которые необходимы каждому специалисту, независимо от специализации, необходимо для формирования его компетентности в сфере информационной деятельности и позволит, получившим эти знания, начать применять компьютер практически в любой сфере деятельности. На этой основе создаются возможности удовлетворения потребностей личности в дальнейшем углублении, расширении и специализации подготовки в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом индивидуальных способностей и специфики конкретной профессиональной среды.
Сложность проблемы формирования компетентности в сфере информационной деятельности заключается в адаптации к быстро меняющимся информационным технологиям, поэтому необходимо уделить особое внимание формированию рефлексивного компонента информационной компетентности. Составляющими рефлексивно - управленческого компонента модели являются: рефлексия и саморефлексия выполнения работ на всех стадиях; текущий контроль знаний; результирующая контрольно - творческая работа.
Компетентность людей в сфере информации не может быть сформирована на одном, общем для всех строго заданном уровне, поэтому для оценки ее уровня необходим результативный компонент модели и его составляющими являются: критерии и показатели уровня формирования компетентности [4].
Обратная связь от рефлексивно - управленческого компонента модели отражает процесс контроля и оценки уровня формирования информационной компетентности субъекта требованиям, предъявляемым к нему современным информационным обществом.
Таким образом, на основе общей теории организации содержания образования [3], выявлены компоненты информационной компетентности, которые, в свою очередь и определяют процесс формирования компетентности в сфере информации, на основе разработанной модели, изображенной на схеме 1. При таком компонентном составе модель формирования информационной компетентности является целостной, самодостаточной и работоспособной.
Литература:
-
Ионова О.Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности. // Дополнительное профессиональное образование. - 2012. - №4 (28).
-
Каплунович Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: Дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.08 .-М.: РГБ, 2003.
-
Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - №2.
-
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 320 с.
-
Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1996. - 300с.
Схема 1
Модель формирования
информационной компетентности