Внеклассное мероприятие Берегите первоцветы

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волчье - Александровская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Калинина Н.Н.

Волоконовского района Белгородской области»





Внеклассное мероприятие

Тема: «Берегите первоцветы»











Подготовила: учитель географии

Постникова С.В.



2015 год.

Тема: «Берегите первоцветы»


Форма проведения: игра

Пояснительная записка:

Экологическое воспитание и образование в настоящее время является самой актуальной задачей. Экологическая культура рассматривается качественный показатель практического отношения человека к природе. Она включает и знание, и определенные действия, связанные с необходимостью разумного, рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предлагает сознательную заботу о природе во имя совершенствования материальной и духовной жизни людей борьбу с грубо потребительским отношением к природе, гуманизм, охрану окружающей среды, ответственность за ее состоянием перед обществом. Распространение экологической культуры должно способствовать гармонизации взаимодействия общества природы.

Актуальность мероприятия обусловлена тем, что у многих жителей Волоконовки, как и других населённых пунктов, потеряно ценностное отношение к природе родного края. Люди не задумываются о том, какой урон они наносят окружающей среде.

Много прекрасного человеку дарит природа. Птицы, звезды, волны и узоры на морозном стекле - многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.

Цель: Воспитание бережного отношения к окружающей среде, ознакомления с видами первоцветов, занесённых в Красную книгу, охраны первоцветущих растений, разъяснения обучающимся, населению необходимости их сохранения в природе и значения для первых насекомых.

Задачи:

  • формировать знания о первоцветах Волоконовского района;

  • развивать убеждения по сохранению, защите и восстановлению численности раннецветущих растений;

  • воспитывать любовь и уважение к природе, нравственную и гражданскую ответственность за её благополучие.

Оборудование: фотоаппарат, листовки, буклеты.

Методические советы на подготовительный период:

Перед мероприятием проведена работа по сбору, выставке и изучению печатных изданий о раннецветущих растениях. Дети непринужденно, с большим увлечением, с чувством ответственности готовились к данному мероприятию, посещая библиотеки, собирая интереснейшие материалы.

Проведена работа по изготовлению листовок и плакатов.

План:

1. Оргмомент

2. Вступительное слово педагога

3. Викторина «Знаетели вы первоцветы?»

4. Лечебный первоцвет

5. Итог занятия

Ход мероприятия:

1. Оргмомент

Педагог: Давайте, улыбнемся друг другу. Ведь улыбка украшает человека, поднимает настроение. Мне бы очень хотелось, чтобы у вас было хорошее настроение, не только в начале мероприятия, но и на протяжении его. Надеюсь, что на нашем сегодняшнем мероприятии вы узнаете много нового и интересного.

2. Вступительное слово

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед... Всё заполнил весенний шум, поднялся до самого чистого голубого неба. Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются нежные первоцветы - как символ жизни, света и тепла.

На поля дохнуло ветром вешним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

Загорелся синим огоньком.

И, кажется, что вовсе не с юга приходит весна, а рождается здесь под снегом, и выходит на свет каждый раз новой и неповторимой. И наше занятие мы посвящаем им - цветам. Но сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми и называются -первоцветы.

Берегите первоцветы

Самой раннею порой

Средь сугробов белых

Появляются цветы

Яркие и первые.

Первоцветами цветы

эти называем,

Нам они весну несут,

Мы их не срываем!!!


3. Викторина «Знаете ли вы первоцветы?»

а) Назовите три синих весенних цветка на букву П:

Прострел

Печёночница

Пролеска

б) Назовите три синих (фиолетовых) весенних цветка:

Хохлатка

Прострел

Печёночница

Пролеска

в) Назовите три желтых весенних цветка:

Мать-и-мачеха

Первоцвет

Ветреница лютиковая

Калужница

Гусиный лук

г) Назовите три белых весенних цветка:

Ветреница дубравная

Ландыш

Подснежник белоснежный

д) Назовите три весенних цветка, меняющих свой цвет:

Медуница

Сочевичник

Незабудка

(Подведение итогов викторины)

3. Лечебный первоцвет

А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях? (Выслушав обучающихся, ребята продолжают рассказ.)

Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения (без корней), готовят настой на спирту и натирают им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

Конкурс «Узнайте, что за растение»

1. Представьте себе, что вы простыли. У вас кашель, вы чихаете, хотя на улице - весна. Между тем в растительном мире есть много средств от простуды. Ранней весной на оттаявших пригорках и южных склонах канав растет нужное вам лекарство. Верхняя часть этого растения ярко-зеленая, глянцевая, на ощупь холодящая, а снизу лист белый, покрытый нежным, мягким «войлоком». Что это за растение? (Мать-и-мачеха)

2. Однажды кожевенник, медик и пчеловод отправились в лес. Медика интересовала кора дерева, из которой приготовляют лекарства, кожевенника

- кора, идущая на изготовление дубильных веществ для обработки кожи, пчеловод пришел посмотреть, расцвело ли дерево-медонос. Вроде каждый интересовался своим, а встретились у одного дерева. У какого? (У Ивы. Ива

- первый весенний медонос. Из её коры получают лекарство, дубильные вещества, плетут корзины)

3. Это растение обитает на склонах пригорков хорошо обогреваемых солнцем. Это травянистое растение. Ранней весной появляется побег, заканчивающийся одним крупным золотистым цветком. Это растение старинное народное лекарственное средство, корни и траву народные лекари широко применяли при различных сердечных заболеваниях. Данное растения из-за массового сбора во время цветения взято под охрану. О каком растении идет речь. (Горицвет весенний)

4. Цветет рано, в мае, растет в лесу в тенистых местах. Представляет собой ряд маленьких белых колокольчиков на стебельке. Обладает неповторимым приятным ароматом. Осенью появляются ядовитые оранжевые ягоды. Но его используют как популярное лекарственное средство. Настойку применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности, как успокаивающее средство при неврозах сердца. Что это за растение? (Ландыш)

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают

их с корнем, вытаптывают места их произрастания......Этого ни в коем

случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое

время.

Поэтому мы говорим:

«Не надо рвать большие букеты!»

«Не губи места произрастания первоцветов!»

«Не вырывай цветы с корнем!»

«Посади в саду первоцветы!»

«Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов!»

Любите родную природу, которая дарит нам праздник цветения! Знайте, что на Ваших глазах и по Вашей вине эта красота может исчезнуть. А ведь первоцветы - это не только красота, но и прекрасные медоносы. Очень важны они для первых весенних насекомых, ведь других цветов в это время мало. Помните об этом, когда наклонитесь совать первый весенний цветок. Первоцветы - цветы леса, они не для комнатных ваз. Красивыми они бывают только там, где проклюнулись. Редко можно донести букет первоцветов до дома в изначальном их виде. Поэтому важно сохранить богатство наших лесов.

(Ученица читает стих)

НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ.НЕ РВИТЕ -

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

4. Итог мероприятия

Весна пришла!

Весна пришла!

И вся природа расцвела!

Повсюду расцвели цветы:

Подснежники, тюльпаны,

Пролески, шафраны,

Сон-трава, хохлатки,

Печеночницы, ландыши.

Не рви цветы, в букете жизни нет,

Оставь в земле для жизни продолженья.

Вы не найдете им замены,

Как не ищи - замены нет!

Не спеши!

Ведь если ты сорвешь эти цветы,

То больше не увидишь красоты -

В букете будут все цветы мертвы!

От нас с вами зависит, чтобы раннецветущие растения не попадали не

только в букеты, но и в списки редких и исчезающих, как это уже произошло

с немалым количеством видов.

Литература:

1. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.-159 с.

2. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя»- М.: Просвещение: Учебная литература, 1997.

© 2010-2022