- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 11. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 11. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдеева Е.Н. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.11. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство
Южно-Сахалинск
2015
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией_________________________ Протокол №___ От «___» ___________20_____г.
| Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования Код, наименование профессии/специальности
|
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________________/ _______________ Подпись ФИО | Директор ГБПОУ «СахСТ» ________________/ _______________ Подпись ФИО |
Составители (авторы):_______________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
Рецензент:__________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.06.Сварочное производство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по специальности СПО 22.02.06.Сварочное производство.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-читать и применять в работе Указатели стандартов, Информационные указатели;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лабораторные работы
14
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Метрология
24
Тема 1.1.
Основные понятия, теоретические основы, цели, задачи, законодательные и нормативные основы метрологии.
Содержание учебного материала
2
Основные требования Закона РФ "Об обеспечении единстве измерений". Основные национальные органы и организации по обеспечению единства измерений. ГСИ.
1
Международное сотрудничество в области метрологии. Международная организация законодательной метрологии. (МОЗМ).
1
Основы теории измерений. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Классификация измерений, шкалы единиц измерений, виды шкал.
2
1
Международная система единиц (СИ).
1
Погрешности измерений. Методы выявления, оценки и учета влияния погрешностей на результаты измерений. Расчет погрешностей измерений.
1
Практические занятия
2
1.
Расчет погрешностей измерений.
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
1.
Составить классификационную таблицу видов шкал и их назначений
6
2.
Определить систематическую погрешность согласно результатам измерений и построить гистограмму
3.
Определить абсолютную и относительную погрешность измерения.
Тема 1.2.
Средства и методы измерений
Содержание учебного материала
2
1.
Классификация измерений и разновидность средств измерений.
1
2.
Нормируемые характеристики средств измерений, воспроизводимость основных единиц.
1
Практические занятия
2
Изучение методов и средств измерений. Штангенциркуль, микрометр.
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
6
1.
Выполнить описание метрологической характеристики измерительных инструментов
Тема 1.3.
Метрологические службы, обеспечивающие единство измерений. Государственный метрологический контроль и надзор. Поверка и калибровка средств измерений
Содержание учебного материала
2
1.
Общие сведения о государственных метрологических службах Российской Федерации.
1
2.
Эталоны единиц физических величин, классификация эталонов.
1
3.
Права и ответственность государственных метрологических служб, метрологических служб юридических лиц.
1
4.
Основные понятия о содержании и различии процедур поверки, калибровки и сертификации средств измерений.
1
Раздел 2. Стандартизация
52
Тема 2.1.
Основные понятия, цели, задачи, законодательные и нормативные основы стандартизация. Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизация. Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ).
Содержание учебного материала
1.
Основные цели и задачи стандартизации. Основные понятия и определения в области
стандартизации. Основные требования Закона РФ "О техническом регулировании".
2
1
2.
Уровни стандартизации. Международная и региональная стандартизация. Международное сотрудничество в области стандартизации
1
3.
Цели и задачи национального органа по стандартизации РФ.
1
4.
Структура и состав государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ).
1
5.
Классификация, структура и состав нормативной документации в области стандартизации РФ.
1
6.
Стандарт. Виды стандартов. Основополагающие стандарты ГСС РФ. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОК ТЭИ).
1
Практические занятия
2
1.
Применение в работе Указателей стандартов, Информационных указателей.
Чтение и оформление документации в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
Применение документации систем качества;
Применение требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Тема 2.2.
Взаимозаменяемость и точность размеров
Содержание учебного материала
1.
Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости.
2
1
2.
Основные понятия о допусках и посадках гладких цилиндрических соединений.
2
1
3.
Допуски и посадки подшипников. Расчет посадок подшипников
2
1
4.
Допуски и посадки, резьбовых соединений, шпоночных и шлицевых соединений.
2
1
5.
Гладкие калибры и их допуски. Идентифицировать калибры, определение годности Р-ПР - скобы.
2
1
6.
Основные понятия о размерных цепях. Расчет размерных цепей.
2
1
Практические занятия
Расчёт посадок с зазором с графическим изображением полей допусков заданных соединений.
2
Расчёт посадок с натягом, переходных с графическим изображением полей допусков заданных соединений.
2
Определение посадок резьбовых соединений. Рассчитать резьбовое соединение. Выполнить схему полей допусков.
2
Расчёт калибра- скобы, проставление на чертеже исполнительных размеров.
Расчёт калибра -пробки, проставление на чертеже исполнительных размеров.
2
Лабораторные работы
1.
Определение годности микрометра, штангенциркуля, настройка, измерения и чтение размеров.
2
2.
Определение годности ступени вала индикатором часового типа
2
3.
Определение годности отверстия втулки индикаторным нутромером.
2
4.
Определение годности угломера. Измерения углов.
2
5.
Определение годности резьбы резьбовым микрометром и методом 3-х проволочек.
2
6.
Определение годности зубчатого колеса с применением шагомера основного шага.
2
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
8
1.
Доработать расчет посадки с натягом
2.
Доработать расчет переходной посадки
3.
Доработать расчет посадки с зазором
Тема 2.3.
Точность формы и взаимного расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.
Содержание учебного материала
2
1.
Общие сведения о точности формы, взаимного расположения поверхностей. Отклонения формы и расположений поверхностей.
1
2.
Шероховатость и волнистость поверхностей. Методы контроля шероховатости поверхности. Обозначение на чертеже.
1
Практические занятия
2
По сборочному чертежу произвести выбор посадок. Обозначать посадки на чертежах рабочих, сборочных, эскизах. Простановка обозначений шероховатости на чертежах и допусков формы.
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
1.
Обозначение допусков на чертежах
4
Раздел 3. Управление качеством
8
Тема 3.1.
Безопасность и качество продукции и услуг. Показатели качества продукции.
Содержание учебного материала
1
Понятия безопасности и качества продукции.
1
Классификацию показателей качества продукции и услуг.
1
Тема 3.2.
Международные и государственные стандарты на системы качества.
Содержание учебного материала
1
Структура и состав международных стандартов семейства ИСО. Стандарты ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО
9004.
1
Национальные стандарты на системы менеджмента качества.
1
3.
Основные требования и рекомендации к производственному обеспечению качества продукции,
содержащиеся в стандартах ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9004.
1
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
1.
Работа в Интернет: Производственное обеспечение качества продукции на предприятиях строительных материалов в России.
2
Тема 3.3.
Процессы контроля и испытаний продукции в системе организации качества.
Содержание учебного материала
2
Классификация операций технического контроля и испытаний продукции.
1
Основы организации систем технического контроля в организации.
1
Статистический контроль качества.
1
Практические занятия
2
Статистический приемочный контроль
Раздел 4. Сертификация
6
Тема 4.1.
Основные понятия, законодательные и нормативные основы сертификации. Государственная системы сертификации. Порядок, правила и схемы сертификации продукции.
Содержание учебного материала
1
Роль, значение и законодательные основы сертификации в Российской Федерации.
1
Обязательная и добровольная сертификация.
1
Порядок и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в системе сертификации.
1
Выбор и назначение схемы сертификации продукции.
1
Порядок и правила сертификации продукции и услуг.
1
Тема 4.2.
Сертификация производств и систем качества.
Содержание учебного материала
1
1.
Требования к организациям, сертифицирующим производство или систему качества.
1
2.
Порядок и методы подготовки производств к сертификации.
1
3.
Общий порядок и правила проведения сертификации производств и систем качества.
1
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная)
1.
Сбор материала по проведению сертификации на местных предприятиях и в ЦСМ Сахалинской бласти
4
Всего:
90
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- плакаты по разделу «Допуски и посадки»
Технические средства обучения:
- компьютер,
- цифровой проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Зайцев В. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении., учебник - М: ОИЦ «Академия», 2012.
2. Ильянков А. И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении, практикум - М: ОИЦ «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
-
Закон Российской Федерации "О техническом регулировании".
-
Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений".
-
Справочник под редакцией Мягкова В.Д., Допуски и посадки . - Л., Машиностроение, 2006г.
-
2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: twirpx.com/files/machinery/metallurgy
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
2
Умения:
- читать Указатели стандартов;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
Практическое занятие
- рассчитать погрешности измерений.
Практическое занятие
- провести статистический приёмочный контроль
Практическое занятие
- по сборочному чертежу произвести выбор посадок Обозначить посадки на чертежах рабочих, сборочных, эскизах. Проставить обозначения шероховатости на чертежах и допуски формы.
Практическое занятие
- идентифицировать калибры, определить годность Р-ПР - скобы.
Практическое занятие
- рассчитать посадку с зазором. Выполнить схему полей допусков.
- рассчитать посадку с натягом. Выполнить схему полей допусков.
- рассчитать посадку с переходную. Выполнить схему полей допусков.
Практическое занятие
- рассчитать резьбовое соединение. Выполнить схему полей допусков.
Практическое занятие
- рассчитать калибр- скобу, проставив на чертеже исполнительные размеры.
- рассчитать калибр-пробку, проставив на чертеже исполнительные размеры
Практическое занятие
- настроить микрометр, штангенциркуль, производить измерения и читать показания микрометра и штангенциркуля
Лабораторная работа
- определить годность ступени вала с помощью индикатора часового типа.
Лабораторная работа
- определить годность отверстия втулки с помощью индикаторного нутромера
Лабораторная работа
- определить годность угломера с помощью угловых плиток. Провести измерения углов.
Лабораторная работа
- определить годность резьбомера микрометрического. Измерить средний диаметр резьбы.
Лабораторная работа
- определить годность и настроить шагомера основного шага. Определить годность основного шага зубчатого колеса.
Лабораторная работа
Знания:
- документации систем качества;
Тестовые задания
Опрос
- единства терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основных положений систем (комплексов) общетехнических организационно-методических стандартов;
- основных понятий и определений метрологии, стандартизации и сертификации;
- основ повышения качества продукции.