Статья: «Зубы и здоровье»

В материале рассказывается о значении правильного ухода за зубами, о роли пищи для сохранения зубов, о вредной и полезной пище для здоровья зубов. Дома дети исследуют вместе с родителями свои зубы. Затем рассказывают о своих исследованиях своим сверстникам. Изучают азбуку здоровья для зубов и как можно избавиться от болезни полости рта. Чем можно помочь при зубной боли. Развивается умение правильно чистить зубы, разделять продукты питания на полезные для зубов и вредные.Воспитывать здоровый обра...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Зубы и здоровье.

Цели : 1. Рассказать учащимся о значении правильного ухода за зубами, о роли пищи для сохранения зубов, о вредной и полезной пище для здоровья зубов.

2. Развивать умение правильно чистить зубы, разделять продукты питания на полезные для зубов и вредные.

3. Воспитывать здоровый образ жизни. Слайд № 1.

Оборудование : карточки - исследования, предметные картинки, мультимедийный проект, «Азбука здоровья», зубные щётки, паста, расчёска.

На доске: «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам». Слайд № 2.

Ход урока.

- Привет!

- Привет!

- Ты куда идёшь?

- В школу.

- Ты что в этой школе учишься?

- А что?

- Ничего. Вот моя школа крутая. У нас кругом ковровое покрытие, а в каждом классе музыкальный центр, компьютеры, мягкие диваны.

- А диваны зачем?

- А вот я вчера на математике запарился примеры решать, прилёг на перемене отдохнуть. Два урока проспал. А у вас такое есть?

- Нет! У нас перемены подвижные!

- Ну ты даёшь! Я ж говорю, некрутая у вас школа. Слушай, а чем вас там кормят? Вот у нас на завтрак - шоколадные булочки, на обед - курочка жареная, а ещё в буфете такие пирожные! Я по пять штук за раз съедаю. Мама говорит, что я скоро буду как наш дедушка.

- Такой сильный?

- Нет, такой толстый. Толстый - значит солидный, большой человек.

- А мой дедушка стройный, подтянутый. Это и красивее, и для здоровья полезней.

- Ладно, извини, мне болтать некогда, я в школу опаздываю. Там у нас кружок по здоровому образу жизни.

- Тебе это надо? Лучше бы полежала на диванчике, отдохнула.

- Но ведь это интересно!

- Ты знаешь, может ты и меня возьмёшь к себе в школу на кружок.

- Хорошо, пошли.

Красные двери

В пещере моей, белые звери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю.

- О каких «белых зверях» идёт речь? Почему?

- Правильно ,ребята, сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о зубах.

I. Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были рассмотреть свои зубы и ответить на вопросы.(у каждого ученика вопросник). Слайд № 4.

Исследование

Сколько во рту зубов в верхней челюсти?________________

Сколько в нижней? _____________

Всего? ______________

Все ли зубы одинаковы? ___________

Нет ли испорченных зубов? _____________

Сколько их? ________________

Лечили ли вы зубы? _______________

- Кто хочет рассказать о своих исследованиях?

- Ребята, посмотрите, на плакате перечислены причины, по которым у ребят могут болеть зубы. Прочитайте их внимательно, со всеми ли вы причинами согласны?

Плакат


  • Много ел сладкого

  • Редко или совсем не чистил зубы

  • Много ел яблок

Слайд № 5.

- Правильно ,ребята, ошибка - много ел яблок. Яблоки очень полезны для зубов. Чтобы зубки были белыми, надо есть фрукты и овощи. А какие, отгадайте.

1. Расту в земле на грядке я, красивая, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

3. Ни окон, ни дверей - полна горница людей.(Огурец)

4. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.(Лук)

Молодцы! А ещё красивые и крепкие зубы будут у того, кто пьёт молоко, кефир, ест творог, мясо, рыбу.

Практическая деятельность.

Сейчас мы с вами выберем рисунки продуктов, которые полезны для зубов. Разместим их в одну сторону, а вредные в другую.

- Для чего нам с вами нужны зубы?

- Красивый ли человек, у которого нет зубов?

- Какая будет речь, если нет зубов?

(Для красоты, чтобы правильно и чётко говорить, а также пережёвывать пищу. От нездоровых зубов портятся желудок, сердце, может болеть горло. Это связано с тем, что в больных зубах живут вредные бактерии.)

II. Работа по «Азбуке здоровья».

На парте каждого ученика распечатка текста «Пища и зубы». Прочитайте текст и ответьте на мои вопросы. Слайд № 6.

Во рту бактерии размножаются очень быстро. Там тепло и влажно и они могут питаться остатками пищи, которая застревает у вас во рту на зубах. Росту бактерий помогает сахар. Бактерии выделяют кислоту. Твои зубы покрываются смесью сахара, бактерий и кислоты. Это называется налётом. Кислота разъедает эмаль зубов. Образуется дырочка. Бактерии проникают внутрь. Дырочка расширяется, и зуб портится. Это заболевание называется кариесом. Когда кариес достигает нерва, начинает болеть зуб. Зубной врач очищает его от гнили и ставит пломбу.

Что нового узнали, прочитав текст?

- Какой можно сделать вывод из прочитанного? (О зубах нужно заботиться. Иначе на зубах появиться кариес. Это и есть болезнь зубов). Слайд № 7.

- Как же сохранить зубы здоровыми? (Нельзя брать предметы в рот; нужно регулярно чистить зубы утром и вечером; прополаскивать после еды рот; есть меньше сладостей).

Да, ребята, зуб - это очень сложный живой организм, чтобы убедиться в этом рассмотрите рисунок, на котором показано внутреннее строение зуба, ведь во рту видна только небольшая его часть.

Когда ребёнок рождается, у него за дёснами уже есть зубы. В возрасте 6 - 7 месяцев у ребёнка начинают прорезаться молочные зубы. Они очень важны для процесса жевания и для развития речи. В возрасте 6 - 7 лет корни молочных зубов начинают рассасываться, зуб расшатывается и выпадает. Молочные зубы начинают заменять постоянные. Взрослый человек обычно имеет 32 постоянных зуба. Эти зубы должны служить ему в течении всей его жизни.

Зуб состоит из коронки - части зуба, выступающей из десны. Поверхность зуба, предназначенная для кусания и жевания, покрыта снаружи прочным слоем эмали. Эмаль является самыСтатья: «Зубы и здоровье»Статья: «Зубы и здоровье»м твердым веществом в теле человека. Тело зуба состоит из дентина, который очень похож на кость. Мягкая ткань, называемая пульпой, со­держит кровеносные сосуды, снабжающие зуб питанием и кислородом, и нервы, делающие зуб чувствительным к боли и температуре. Корень укреплен в челюстной кости тонким слоем кост­ной ткани, который называется цементным ве­ществом зуба.

Основные заболевания полости рта

Кариес зубов

ЗСтатья: «Зубы и здоровье»аболевания

периодонта

(Статья: «Зубы и здоровье»болезни десны)

Во рту у каждого человека есть бактерии, которые, смешиваясь со слюной, образуют налет. Налет образуется на зубах, между зубов и вок­руг десневого края.

Скорая помощь при зубной боли


  1. Полоскать больной зуб отваром шалфея (ромашки или мяты лимонной).

  2. Мелко накрошить кусочек луковицы, за­вернуть в марлю и положить в ухо, противоположное тому, где находится боль­ной зуб.

  3. Ломтик свиного сала положить на боль­ное место между десной и щекой.

Средства для предупреждения заболевания зубов и их укрепления

1. Хорошо время от времени натирать зубы и десны смесью из измельченной морской соли (1 ст. ложка) и растительного масла (1 ст. ложка). Натирать перед сном и не споласкивать.

  1. В промежутках между едой полезно раз­жевывать листья мяты, Смородины, подо­рожника.

  2. Полоскать зубы холодной водой с добав­лением морской соли. При скоплении зуб­ного налета или зубного камня (минера­лизация зубного налета) могут поражаться окружающие ткани зуба (периодонта).

Первая стадия болезней периодонта - гин­гивит - проявляется покраснением и оте­ком десны, кровоточивостью при чистке зу­бов. Следующая стадия - Периодонтит -развивается при дальнейшем воспалении десны по ходу корней зуба, разрушая периодонтальные связки, удерживающие зуб. Если заболевание прогрессирует, то можно потерять зуб.

Чтобы сохранять зубы здоровыми необходимо выполнять следующие правила ухода за зубами.

Слайд № 9.

Правила


  • Когда чистишь зубы, удаляй остатки пищи, которые способствуют размножению бактерий.

  • Ешь меньше сладостей.

  • После каждой еды полощи рот, чтобы удалить остатки пищи.

  • Помните! Здоровые зубы - здоровью любы.

  • После еды можно жевать жевательную резинку без сахара в течение 10 - 15 минут.

Покупая жевательную резинку, убедитесь, что она без сахара. Только жевательная резинка без сахара не повредит зубы.

Обратите внимание на эти правила. Кто из вас их выполняет.

Физкультминутка. Слайд № 8.

Статья: «Зубы и здоровье»В главном чёрном подземелье

Микробы разные живут

И терпеливо, и терпеливо

Они детей немытых ждут

Не будь он так вертляв и мал

Я бы для вас его поймал.

И вы увидели бы сами

Микробью мордочку с усами.

Узор пятнистый вдоль хребта,

Шесть ног и три хвоста

С немытых рук уж лезет в рот.

Противный маленький микроб,

Пролезет тихо, пролезет тихо, пролезет тихо,

Как шпион и натворит такого он.

Нет, он не пустит под откос

Большой железный паровоз.

Он не заметно расплодится,

Когда забудете умыться.

А тысячи микробов в организме

Опасны для твоей счастливой жизни.

Нет, мы не будем их бояться,

А будем им сопротивляться.

Ведь эта вредная сила

Боится обычного мыла.

Отгадайте загадку.

Волосистой головкой

В рот она влезает ловко.

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Скажите, пожалуйста, для чего нужно дружить с зубной щёткой.

- А вы знаете какой должна быть зубная щётка? Щетина щётки должна быть мягкой. Зубная щётка не только чистит зубы, но и делает массаж дёсен. Щётка быстро изнашивается, поэтому их надо менять через каждые 3 месяца.

Слайд № 10.

Правильный выбор зубной щетки


  • Стоматологи рекомендуют пользоваться специальной детской щеткой, достаточно маленькой для того, чтобы можно было добраться до каждого зуба.


  • Детская зубная щетка должна иметь нейлоновые щетинки средней мягкости с закругленными концами.

- А когда мы чистим зубы на щётку что - нибудь накладываем? (Зубную пасту)

- Какую зубную пасту вы используете? Посмотрите на её состав. Какой элемент должен туда входить?(Фтор) слайд № 11.



Фтор защищает зубы четырьмя способами:


  • Он защищает зубы от разрушения кислотой.


  • Он помогает восстанавливать эмаль, поврежденную кислотой.


  • Восстановленная эмаль становится более прочной и устойчивой к воздействию кислоты.


  • Фторид уменьшает активность кислоты, питающей бактерии, создавая неблагоприятную для них среду.

В народе говорят: «На ночь зубы чистят для здоровья, а утром - для красоты».

III. Практическая работа

- А вы умеете правильно чистить зубы?

Представим, что расчёска - это наши зубы, а вата - зубной налёт. (Между зубчиками расчёски продеть вату). Взять зубную щётку и начать водить ею слева - направо и справа - налево.

- Что наблюдаете? (Вата остаётся между зубчиками расчёски.)

Затем учитель проводит щётку снизу от основания расчёски вверх к свободным концам зубьев.

- Что наблюдаете? (Вата легко удаляется).

А сейчас давайте покажем как мы умеем чистить зубы. Слайд №12 - 15 .

Вы позавтракали вкусно?

Зубы вам почистить нужно.

В руки щёточки берём,

Немного пасты нанесём.

И за дело взялись смело.

Зубы чистим мы умело.

Сверху - вниз и вправо - влево.

И снаружи, и изнутри

Их старательно потри.

Чтоб не мучиться с зубами,

Щётку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсны можно.

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Нам понадобиться кружка,

улыбнёмся мы друг дружке.

Наши зубки стали белы -

Поработали умело.


Молодцы, ребята! Поднимите руки, кто в день чистил зубы один раз. Молодцы!

А кто два раза чистил зубы - дважды молодцы!

Кто полоскал рот, после каждого приёма пищи?

- Что нужно делать со своей зубной щёткой после чистки зубов?(Вымыть тёплой водой с мылом, потом поставить в стаканчик. Никому нельзя давать пользоваться своей зубной щёткой.) Слайд № 16.

Выбери правильные ответы.


  • За зубами надо тщательно ухаживать:

    • чистить зубы 1 раз в день

    • чистить зубы 2 раза в день

    • полоскать рот после еды


  • Помогают сохранять зубы здоровыми:

  • Сахар и сладости

  • Овощи и фрукты

  • Молоко и молочные продукты


  • Зубы портятся, если:

    • ешь очень горячую пищу

    • очень холодную пищу

    • разгрызаешь зубами орехи

    • ешь яблоко

    • грызёшь морковку

    • ковыряешь в зубах острыми предметами.

Ну, а сейчас мальчики и девочки, приготовьте свои ладоши; на неправильный ответ отвечайте «нет, нет, нет»!

1. Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой обед хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

2. Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад, вафли,

Сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет!

3. Говорила мама Любе:

- Чистить зубы я не буду.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ:

Нет, нет, нет.

4. Зубы вы почистили

И идите спать,

Захватите булочку сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Нет, нет, нет!

5. Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

6. Чтобы зубы укреплять,

Можно гвозди пожевать.

Это правильный ответ? Нет!

7. Помните совет полезный -

Нельзя грызть предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте ладоши.

Y. Рефлексия.

Если вам понравилось наше задание, то улыбнитесь так же, как бобр Мак своей ослепительной улыбкой.


© 2010-2022