Сценарий Он сам был первым нашим университетом

Литературная композиция , посвященная 300-летию  со дня рождения М.В.Ломоносова. Тема мероприятия: "Он сам был первым нашим университетом" Цель мероприятия: расширить знани учащихся о биографии М.В.Ломоносова;развивать навыки осознанного выразительного чтения;воспитание гордости за талантливый русский народ, формирование духовности. Литература: 1.Ломоносов М.В., Державин Г.Р. Избранное.-М.: Правда, 1984.-448с. 2.Михаил Васильевич Ломоносов:Разрезной альбом.-М.:Планета, 1985-90с. 3.Сценарии школьных праздников-М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.-160 с. 4.Тихомиров О.Михайло Ломоносов.-К.:Веселка,1986.-24с. 5.Три века русской поэзии.-М.: Просвещение, 1986.-750с.      
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная композиция, посвящённая 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Тема мероприятия: «Он сам был первым нашим университетом...»

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о биографии М.В.Ломоносова;

развивать навыки осознанного выразительного чтения;

воспитание гордости за талантливый русский народ, формирование духовности.

Оборудование: проектор, ученическая презентация.

Ведущий I.

Три столетия отделяют нас от времени, когда жил и творил М.В.Ломоносов, великий учёный-энциклопедист и поэт.

Ведущий II.

Что поражает в Ломоносове? Безусловно, в первую очередь разносторонность его дароваия. Широко известно пушкинское высказывание: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».

Ведущий III.

Через 150 лет после Пушкина советский академик М.В.Келдыш скажет о Михаиле Васильевиче похожие слова: «Трудно назвать какую-нибудь отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, химии, метеорологии, геологии, горном деле, мелаллургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капительные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время».

(Стихотворение Ф.Тютчева «Да, велико его значенье»)

Ведущий I.

Родился Михаил Васильевич Ломоносов 8/19/ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии.

Ведущий II.

Историческая справка.

Беломорский край в экономическом и культурном отношении был одним из развитых районов России. Архангельск, до основания Петербурга, был единственным портом России, связывающим страну с Западной Европой. На берегах Северной Двины в начале 18 века были построены верфи. Здесь процветали издавна художественные промыслы: резьба и роспись по дереву, резьба по кости, вышивка. На севере вываривали соль, ганли смолу, добывали слюду и железо.

Ведущий III.

Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, занимался морским промыслом. С 10 лет брал сына каждое лето и каждую осень на ловлю рыбы в Белое и Северное моря, рассказывал ему о ловле китов и других промыслах.

Мать, Елена Ивановна, была дочерью дьячка соседнего прихода.

Грамоте обучил Ломоносова местный дьячок. Юношей Михаил Васильевич часто помогал односельчанам в составлении прошений и деловых бумаг, писал за неграмотных письма. Пристрастившись к чтению, он потянулся к знаниям.

Ведущий I.

Ломоносов, как сын крестьянина, не мог поступить в единственную в Холмогорах словесную школу при архиерейском доме и решил попытать счастья в Москве. Он ушёл из родного дома вопреки воли отца, вместе с обозом архангельских мужиков в декабре 1730 года. Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно-греко-латинская академия /»Спасские школы»/. В неё решил поступить Михаил, скрыв своё крестьянское происхождение. 15 января 1731 года он был зачислен в первый класс. Здесь он изучал древние языки, арифметику, географию, историю, стихосложение /т.е. Пиитику/, красноречие /риторику/, философию и богословие. Полный академический курс ученики обычно одолевали за восемь-десять, а то и за двенадцать-тринадцать лет. Ломоносов потратил на него четыре года.

(Сценка «На уроке латинского языка»).

Учитель: Добрый день, господа ученики. Начинаем наш урок латинского языка.

  • Как называется наш предмет?

1 ученик: Lingua Latina

Учитель: Сколько гласных в латинском языке?

Виноградов?

Виноградов: Шесть или десять.

Учитель: Самарин?

Самарин: /пожимает плечами/

Учитель: Ломоносов?

Ломоносов: Гласных монофтонгов было 12 /6 долгих и 6 кратких/.

Учитель: Что такое диграфи? Дифтонги?

Ломоносов: /отвечает/.

Учитель: Какие пословицы вы должны были выучить к сегодняшнему уроку?

1 ученик: Я выучил две.

Виноградов: Я тоже выучил две.

Ломоносов: Я выучил следующие пословицы... /перечисляет 6 пословиц с переводом/.

Учитель: Достаточно, pulcher, прекрасно. Да, этот юноша ещё прославит Россию.

Ведущий I.

Уже во время учёбы в Славяно-греко-латинской академии попробовал Ломоносов себя в поэзии. Из первых опытов до нас дошло только маленькое стихотворение «На туесок». И на листе с этим десятистишием есть одобрительная пометка учителя, всё тоже pulcher /прекрасно/. К сожалению, в современных изданиях его не нашли.

Ведущий II.

Недовольный преподаванием естественных наук в «Спасских школах», Ломоносов в 1734 году на короткое время отправляется в Киев, где находилась Киево-Могилянская академия. Убедившись, что и там господствуют консервативные взгляды, он вернулся в Москву.

В конце 1735 года с двенадцатью лучшими учениками Михаил Ломоносов был направлен в Петербург для обучения в академическом университете, а в сентябре 1736, вместе с двумя своими сокурсниками был послан в Германию для изучения химии, горного дела и металлургии. В то время в Марбургском университете, куда зачисляли русских студентов, преподавал прославленный учёный-энциклопедист Христиан Вольф. Здесь Ломоносов слушал курсы физики и философии, изучал химию и математику. Он усвоил лучшее, чем обладала в то время западноевропейская естественно-научная мысль; здесь он выработал свой метод научных исследований, начал разработку собственного учения о строении материи. Здесь же у него зародилась мысль о создании собственной научной картины мира.

Великий Христиан Вольф так отзывался об одном из лучших своих студентов: «Молодой человек преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические и философские , а особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Ежели и впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь, что возвратясь в отечество, принесёт пользу обществу, чего от сердца желаю».

Ведущий III.

Здесь же, в Марбурге, в 1739 году Ломоносов женился на Елизавете Христине Цильх.

В июле 1739 года Ломоносов с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где он прослушал курс лекций крупного минералога и химика Иоганна Фридриха Генкеля, прошёл лабораторную практику, ознакомился самостоятельно с постановкой горного дела в Саксонии. Вот, что писал о нём горный советник Генкель: «Господин Ломоносов довольно хорошо усвоивший себе теоретически и практически химию, преимущественно металлургическую, а в особенности... распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен основательно преподавать механику, в которой он, по отзывам знатоков, очень сведущ».

Ведущий I.

Находясь за границей, Ломоносов разработал собственную систему стихосложения. Свои предложения он изложил в «Письме о правилах российского стихотворства», которое в 1739 году отправил в Петербург. К «Письму»... как образец нового способа стихосложения была приложена ода «На взятие Хотина», написанная звонкими ямбами, полная патриотического воодушевления, вызванного победой русских войск. Именно о ней В.Г.Белинский скажет, что с неё «должно считать начало русской литературы».

(Отрывки из оды «На взятие Хотина»).

Ведущий I.

В июне 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург и поселился на Васильевском острове. Его первой большой научной работой был «Каталог камней и окаменелостей...» Одновременно он сотрудничал в газете «Санкт-петербургские ведомости» как переводчик. В 1742 году стал адъюнктом по классу физики и создал первый в России учебник экспериментальной физики, по которому учились несколько поколений студентов и гимназист различных учебных заведений России.

Ведущий II.

Первой известной работой Ломоносова в области химии была книга «Элементы математической химии». В 1745 году за его химические изыскания ему было присвоено звание профессора. Он и В.Тредиаковский, избранный профессором красноречия, стали первыми русскими академиками. Более 4 тысяч опытов позволили Ломоносову разработать технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стёкол, которую он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла, для чего построил Усть-Рудицкую фабрику.

(Отрывки из «Письма о пользе стекла»).

Ведущий III.

21 февраля 1749 года у М.В.Ломоносова родилась дочь Елена. Послушайте стихотворение, которое он посвятил ей.

(Стихотворение «Стихи, сочинённые по дороге в Петергоф»... )

Ведущий III.

Ломоносов возродил в России древнее искусство мозаики, в его мастерской их было создано сорок. В 1764 году журнал Болонской академии высоко оценил эти работы: «...господин Ломоносов … после невероятного числа опытов, вооружившись философской выдержкой ...приготовил все необходимые цвета для... мозаики, которая будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей им ни в чём».

Самая известная из Ломоносовских мозаик «Полтавская баталия», прославляющая Петра I.

Ведущий I.

Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения: «ночезрительной трубы», «горизонтоскопа», телескопа. Его оптико-технические работы намного опередили науку того времени.

«Смелость, решительность, дерзание, граничащие с бурной фантазией, жажда знаний «всего и вся», знания до корней и до начала всех начал, глубокий философский анализ в сочетании с блестящим владением экспериментом и опытом, без которого он не видел науку - таков был Ломоносов». /Академик А.Ферман/.

Ведущий I.

Ряд работ Ломоносова был посвящён вопросам минералогии, геологии и горного дела. Значительнейшими из них были «Слово о рождении металлов от трясения земли» и трактат «О слоях земных», в которых учёный высказывает идеи эволюции природы, основанные на материалистических взглядах. «Напрасно многие думают, что всё, как видим, сначала творцом создано, будто не только горы, воды и долы, но и разные роды минералов, произошли вместе со всем светом и потому-де ненадобно исследовать причин, для чего они внутренними способами и положением мест разнятся. Таковые рассуждения весьма вредны приращению всех наук, следовательно, и натуральному знанию шара земного, а особливо искусству рудного дела, хотя иным умникам и легко быть философами, выуча наизусть три слова: «Бог так сотворил» - и сие дал в ответ вместо всех причин» /М.Ломоносов, 1736/ (Стихотворение «Устами движет бог»).

Ведущий II.

Любовь к родине - движущая сила энциклопедизма Ломоносова. Патриотизмом продиктована его заинтересованность в развитии географических и экономических исследований России. Возглавив Географический департамент Петербургской Академии наук, учёный принял меры к составлению нового географического атласа страны о предложил направить экспедиции для определения координат некоторых городов России. Открытие Северного морского пути должно было, по его мнению, способствовать экономическому развитию государства и освоению северного Зауралья. По предложению Ломоносова Была организована экспедиция под руководством капитана-командора В.Я.Чичагина. Академик участвовал в подготовке этой экспедиции: обучао штурманов, заботился об усилении ледовой обшивки судов и об оснащении экспедиции морскими навигационными приборами.

В 1765-1766 годах Чичагин дважды предпринял попытку проникнуть вглубь Арктики, но оба раза деревянным парусным судам не удалось преодолеть лёд и пройти далее 80 с.ш.

Ведущий III.

Уже в первые годы работы в Академии внимание Ломоносова привлекли астрономические явления. Крупнейшим его достижением в этой области было открытие атмосферы на Венере. В блестящих образцах научной поэзии - стихотворение «Утреннее»... и «Вечернее размышление о божием величестве» он высказал почти совпадающие с современным представлением о солнечной системе.

(Отрывки из «Утреннего»... и «Вечернего Размышления...»).

Ведущий I.

Велико и разнообразно литературное наследие Ломоносова: оды, стихотворные послания и надписи, песни из героической поэмы «Пётр Великий», поэмы, басни, эпиграммы, сатирические стихи, трагедии.

В своих одах он выступал как пропагандист преобразований, говорил о необходимости просвещения страны, укрепления её мощи, призывал содействовать развитию русской науки и искусства.

Одна из лучших - «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны...» /1747 год/.

(Отрывки из «Оды...»)

Ведущий I.

Ломоносов боролся с невежеством и слепой приверженностью страины. Только поддержка влиятельных друзей спасла его от расправы синода за сатирическое стихотворение «Гимн бороде».

(Эпиграммы...).

Ведущий II.

Глубокое знание памятников русской письменности и живого разговорного языка, аналитический ум и поэтический талант помогли Ломоносову заложить фундамент российской науки о языке. Написанное им «краткое руководстов к красноречию, книга первая, в которой содержится риторика, показывающая общие правила обоего красноречи, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки...» явилось своего рода литературной хрестоматией.

В ней понятие «риторика» объясняется следующим образом: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать».

Ведущий III.

Патриотизм привёл Ломоносова к занятиям русской историей. Он резко выступал против «норманнской теории» происхождения русского народа. Хорошо зная русские летописи и европейские источники, Михаил Васильевич использовал их в своих исторических работах. Он написал историю Киевской Руси, где поставил вопрос о происхождении восточных славян, высоко оценив их культуру.

Сценка «На приёме у Елизаветы»

(Елизавета сидит. Входит Ломоносов).

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться.

Слышала. Что ты имеешь склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись. Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Знаю, что ты собираешь материалы по отчизне нашей. Знаю, что привлекают тебя особенно времена отца Нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты и сам продолжить написание истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно Нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей популярностью и славой, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает,что примется с радостью ( давно-де интересуется). Но просит ему переслать сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра... Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше Моего знаешь, что для того надо...Для нас важно, чтобы книга сия ознакомила Европу с историей Российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь, что не подведёшь.

( Елизавета уходит, Ломоносов садится за стол и пишет).

Ломоносов: Народ российский от времён, глубокою древностью сокровенных, до нынешнего веку столь многое видел в счастии своём перемены, что ежели кто междоусобные отвне нанесённые войны рассудит, в великое удивление придёт, что по толь многих разделениях, утеснениях и настроениях не токмо не расточился, но и на высший степень величества, могущества и славы достигнул. (Уходит).

Ведущий I.

Убеждённый в том, что только распространение наук и просвещения может способствовать процветанию России, Ломоносов пришёл к мысли о необходимости создания университета в Москве. Он хотел, чтобы образование стало доступным не только дворянству, но и выходцам из других сословий, предложил структуру этого учебного заведения и наметил программу преподавания.

Ведущий II.

12 января 1755 года был учреждён Московский университет и размещён в здании на Красной площади у Воскресенских ворот. Первыми профессорами были ученики Ломоносова А.Барсов, Н.Поповский, Ф.Яремский. Заботу о подготовке русских научных кадров учёный особенно ярко проявил с 178 года, когда получил в ведение академический университет и гимназию, влачившие до этого жалкое существование. Он принял меры к пополнению их учащимися, к к улучшению материального состояния студентов и гимназистов, к постановке учебного дела.

Ведущий III.

7 мая 1940 года Указом президиума верховного Совета СССР « в ознаменование 185-летнего юбилея Московского Государственного Университета» университету было присвоено имя его основателя Михаила Васильевича Ломоносова.

МГУ стал центром мировой науки и культуры, лучшим памятником великому учёному. Здесь работали А.Столетов, И.Сеченов, В.Вернадский и многие другие. Здесь проводятся Ломоносовские чтения, которые заканчиваются присуждением Ломоносовской премии.

Ведущий I. В марте 1764 года Ломоносов тяжело заболел. 15 апреля 1765 года учёного не стало. Его похоронили в Александро-Невской лавре.

( Стихотворение «О, мысли люты»).

Ведущий II.

Всю свою жизнь Михаил Ломоносов работал для пользы и величия Отечества. Таким и запомнят его потомки.

( Стихотворение «Я знак бессмертия себе воздвигнул»).


Литература

1. Ломоносов М.В., Державин Г.Р. Избранное. - М.: Правда, 1984. - 448 с.

2. Михаил Васильевич Ломоносов: Разрезной альбом. - М.: Планета, 1985. -

90 с.

3. Сценарии школьных праздников. - М.: Центр «Педагогический поиск»,

2000. - 160 с.

4. Тихомиров О. Михайло Ломоносов. - К.: Веселка, 1986. - 24 с.

5. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986. - 750 с.

© 2010-2022