Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа проводится с целью: -          систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; -          углубления и расширения теоретических знаний; -          формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную докуме...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыГосударственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия

среднего профессионального образования

«Черногорский механико-технологический техникум»















Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине



ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

















2013 г.

Методические рекомендации учебной дисциплины «Инженерная графика» по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Организация-разработчик: ГБОУ РХ СПО ЧМТТ

Разработчики:

Тарханова Л.А.. преподаватель ГБОУ РХ СПО ЧМТТ, высшей квалификационной категории




Рассмотрено на заседании Утверждаю

методической комиссии заместитель директора по УР

энергетических дисциплин

Председатель Мальцева А.В.

«____»_______________2013г. «____»_______________2013г __________________________ __________________________


Введение


Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования общих и профессиональных компетенций

  • развитию исследовательских умений.


Пояснительная записка


Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Инженерная графика» раскрывают у студентов формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности и уровня подготовки студентов по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование». Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл в части общепрофессиональных дисциплин

Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую

  • документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

  • выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах;

  • выполнять деталирование сборочного чертежа;

  • решать графические задачи

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные правила построения чертежей и схем;

  • способы графического представления пространственных образов;

  • возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в

  • профессиональной деятельности;

  • основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной

  • документации;

  • основы строительной графики.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности общеучебных умений;

  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения материала;

  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;

  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.



Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов и тем

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Графическое оформление чертежей

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Выполнение индивидуальных заданий. Краткие исторические сведения о развитии графики.

Дополнительные форматы. Форма, содержание и размеры основной надписи для чертежей и текстовых

документов. Наименование линий. Типы и размеры линий чертежа. Приемы и способы проведения линий

на чертеже. Обводка чертежа. Размеры и конструкция прописных и строчных букв русского алфавита,

цифр и знаков. Написание цифр и чисел. Приемы выполнения надписей на чертежах. Обозначение

масштаба. Размерные и выносные линии. Стрелки. Размерные числа. Правило нанесения размеров при

выполнении чертежа в масштабе. Измерительный инструмент и приемы измерения деталей. Классы

точности и их обозначение на чертежах. Роль и место компьютерной графики в системе научных и

учебных дисциплин. Графическая подсистема персонального компьютера. Внешние устройства ввода и

вывода графической информации Подготовка домашней контрольной работы

2


Раздел 2. Геометрические построения

Поиск информации по заданной теме из различных источников. Метод проецирования. Проецирование точки на три

плоскости проекций. Комплексный чертеж точки. Проецирование прямой линии. Положение прямой относительно

плоскостей проекций. Следы прямой. Взаимное положение прямых в пространстве. Изображение плоскости на

комплексном чертеже. Прямые и точки, принадлежащие плоскости, проекции точек лежащих на поверхности.

Проецирование геометрических тел. Комплексный чертеж геометрических тел. Упражнения по теме

«Проецирование». Подготовка домашней контрольной работы

8


Раздел 3. Основы начертательной геометрии и проекционное черчение

Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с

использованием методических рекомендаций преподавателя. Общие понятия об аксонометрических проекциях.

Аксонометрические оси. Показатели искажения. Назначение аксонометрических проекций. Виды

аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и

коэффициенты искажения. Изображение плоских фигур, окружности и геометрических тел в аксонометрических

проекциях. Техническое рисование. Общие положения. Рисование прямых линий и углов. Рисование плоских фигур.

Рисунки геометрических тел. Рисунки технических деталей. Упражнения по теме «Аксонометрические проекции».

Подготовка домашней контрольной работы


18


Раздел 6.

Машиностроительное черчение

Реферат : Ознакомление с современными тенденциями автоматизации графических и проектно-конструкторских работ

Поиск информации по заданной теме из различных источников.Подготовка к практическим занятиям с

использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Выполнение

индивидуальных заданий. Подготовка к контрольной работе. Упражнения на оформление и чтение технологической

и конструкторской документации. Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по

вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка домашней

контрольной работы

Общие положения. Виды. Разрезы. Классификация разрезов. Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью

разреза. Сечения. Выносные элементы. Условное изображение резьбы. Эскизы деталей. Выполнение эскизов.

Нанесение размеров. Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление

практических работ. Выполнение индивидуальных заданий.

Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам

учебных пособий, составленным преподавателем). Обзор трехмерных редакторов. Возможности и интерфейс

программы AutoCAD. Возможности программы КОМПАС. Способы создания чертежа. Способы задания команд.

Командная строка. Способы редактирования чертежей. Построения. Текст и таблицы. Слои. Точные построения.

Перспективные виды. Подготовка домашней контрольной работы


19


Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;

  2. содержание;

  3. введение;

  4. основная часть;

  5. заключение;

  6. список использованных источников;

  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

2-3

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный

  • междустрочный интервал - одинарный

  • поля на странице - размер левого поля - 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

  • отформатировано по ширине листа

  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

  • в конце работы необходимо указать источники использованной литературы

  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Методические рекомендации по выполнению чертежей

Для выполнения чертежей необходимы специальные приборы, инструменты,

принадлежности и материалы.

Бумага. Чертежи выполняют на плотной чертежной бумаге, на гладкой ее стороне. От

качества бумаги зависит внешний вид чертежа.

Карандаши. При выполнении чертежа тонкими линиями рекомендуется применять

твердые карандаши с маркировкой Т, 2Т. Обводят чертежи более мягкими карандашами с

маркировкой М, 2М. Карандаши средней твердости обозначают ТМ, такие карандаши

можно применять при обводке чертежа.

Угольники. При помощи угольников в сочетании с друг с другом или с линейкой, с

рейсшиной можно выполнять различные геометрические построения: деление окружности,

вычерчивание многоугольников, проведение взаимно параллельных и взаимно

перпендикулярных прямых, вычерчивание углов и др. размеры угольников соответствуют

ГОСТ 5094-74.

Линейки. Линейка предназначена для проведения отрезков прямых линий.

Рейсшина состоит из длинной линейки и планки на конце линейки, расположенной

под прямым углом (в виде буквы ТПри помощи угольников и рейсшины можно проводить

параллельные и перпендикулярные линии разных направлений.

Лекало. Лекалами пользуются для проведения плавных кривых линий, когда эти

линии не могут быть проведены циркулем, так как имеют переменный радиус кривизны.

Циркуль круговой применяется для вычерчивания окружностей.

Выполнив чертеж. Удалить лишние линии и помарки, после проверки и исправления

следует обвести его карандашом марки М или ТМ. Графы основной надписи заполнять в

последнюю очередь.

Чертеж должен выполняться в соответствии со стандартами Единой системы

конструкторской документации четко и аккуратно. Надписи на чертежах выполнять только

чертежным шрифтом.

Чертежи домашней контрольной

работы выполнять на чертежной бумаге.

Стандартные размеры форматов установлены ГОСТ 2.301-68.

1. Начиная чертить, прежде всего необходимо правильно закомпоновать чертеж. Для

этого на поле листа наметить в виде прямоугольников места, ограничивающие

изображения.

Все чертежные построения нужно выполнять сначала тонкими линиями, и только

после проверки правильности выполнения построений чертеж можно обвести мягким

карандашом.

2. Чертеж выполняется в следующей последовательности (тонкими линиями):

а) наносятся осевые и центровые линии;

б) проводятся линии контура;

в) проводятся выносные и размерные линии;

г) наносятся размерные числа;

д) выполняется штриховка разрезов и сечений;

е) выполняются надписи.

3. При наводке чертежей следует придерживаться определенной последовательности:

а) наводят все окружности и дуги окружностей;

б) наводят все горизонтальные и вертикальные прямые;

в) наводят все наклонные прямые.

4. Перед наводкой кривых линий по лекалам рекомендуется:

а) предварительно соединить точки кривой карандашом от руки, добиваясь плавности

очертаний кривой;

б) подобрать лекало, соответствующее кривой. Рекомендуется за один раз обводить

не менее 3-х точек;

в) между отдельными участками кривой следует оставлять небольшие (1-2 мм)

зазоры, которые затем заполняются от руки.

1. При изучении темы «Взаимное пересечение поверхностей геометрических тел

плоскостями» нужно обратить внимание на то, что при пересечении многогранника

плоскостью в сечении получается многоугольник с вершинами, расположенными на ребрах

многогранника, а при пересечении тел вращения фигура сечения ограничена плавной

кривой линией. Точки этой кривой находят с помощью вспомогательных линий, взятых на

поверхности тела (например, образующих конуса и цилиндра). Точки пересечения

образующих с секущей плоскостью будут принадлежать кривой линии сечения.

2. Для того, чтобы определить действительную величину сечения, необходимо знать

способы преобразования плоскостей проекций: способ вращения и способ перемены

плоскостей проекций.

3. Работать над чертежом нужно в такой последовательности:

начертить рамку и основную надпись;

перечертить по своему варианту две проекции заданного

геометрического тела;

дочертить третью проекцию;

построить линии сечения на всех проекциях;

построить способом перемены плоскостей проекций

действительную фигуру сечения;

вычертить развертку усеченного тела.

Необходимо помнить, что для построения разверток берется только действительная

величина ребер многогранников или образующих тел вращения.

4. Обратите внимание на композицию чертежа; изображения должны быть

расположены без пустых или слишком заполненных углов. Чистить чертеж нужно перед

обводкой. Линии построения фигуры сечения сохранить. Заполнить основную надпись.

1.При построении третьей проекции по двум данным нужно сначала хорошо

представить себе форму детали в целом.

2. Для этого надо выяснить, какие геометрические тела составляют данную деталь,

мысленно расчленить деталь на составляющие ее геометрические тела, представить себе,

как эти тела будут изображаться в отсутствующей третьей проекции.

3. Необходимо изучить правила построения разрезов по ГОСТ 2.305-68. Рассмотрим

примеры образования и правила выполнения простых разрезов (таблица 10). Изображения

на чертежах должны давать ясное представление о внешнем и внутреннем устройстве

предмета.

4. Необходимо изучить правила нанесения размеров по ГОСТ 2.307-68 (рисунок 8).

5. Лист выполняется в следующем порядке:

- определить по своему варианту задание;

- выбрать масштаб;

- сделать разметку листа;

- определить место для трех проекций;

- перечертить данные две проекции;

- построить третью проекцию;

- выполнить необходимые разрезы;

- нанести размеры;

- проверить правильность выполнения чертежа;

- убрать лишние линии и обвести чертеж;

-заполнить основную надпись



Интернет-ресурсы:

  1. igitr.narod.ru›metod/Kiseleva.Teh_risunok.pdf технический рисунок как рисовать

  2. tepka.ru›uroki_cherchenija/112.html резьбовое соединение

  3. Электронный учебник grafika.djvu

  4. superjob.ru›Поиск услуг›29357 Москва


© 2010-2022