• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях

Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»



Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях


ПМ. 02 «ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

МДК 02.04 «ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА»

Тема: «Лечение детей при заболеваниях органов дыхания»







основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

специальности 060101 Лечебное дело углубленной подготовки



Самара, 2013.

Цикловой

методической комиссией

Председатель_________Локтева Т.А.

Протокол №

____ ____________20___

Составитель:

Васина Е.Р., преподаватель ГБОУ СПО «СМСК»



Методические указания разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 0600101 Лечебное дело углубленной подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 27 августа 2009 года № 472.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060101 Лечебное дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.





Структура

1.Наименование темы

2.Цели занятия

3.Оснащение

4.Программированная инструкция к самостоятельной работе

5.Задания для самостоятельной работы студентов

6. Алгоритмы деятельности

7.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

8.Приложение













Тема: «Лечение детей при нарушении минерального обмена. Лечение детей при аномалиях конституции»

Цели и задачи занятия

Образовательная: научить студента применять полученные знания; формировать умения; выявление и оценка степени овладения системой знаний и умений по лечению детей при заболеваниях органов дыхания, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти. формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, осуществлять самоконтроль

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей.

Формирующая: освоение

общих компетенций (ОК):

- общие компетенции

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- профессиональные компетенции

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2

Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3.

Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4.

Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5.

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6.

Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7.

Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ПК 2.8.

Оформлять медицинскую документацию.

5. Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в учебном кабинете, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, соблюдать режим проветривания, провести занятие с учетом санитарно-гигиенических требований.

В процессе освоения МДК 02.04. «Лечение пациентов детского возраста» с целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • определять тактику ведения пациента;

  • назначить немедикаментозное и медикаментозное лечение;

  • определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;

  • применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;

  • определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

  • проводить лечебно-диагностические манипуляции;

  • проводить контроль эффективности лечения;

  • осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.

знать:

  • принципы лечения и ухода в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве, гинекологии, травматологии, онкологии, инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологией, неврологии, психиатрии с курсом наркологии, офтальмологии, дерматовенерологии, оториноларингологии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний;

  • фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

  • показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

  • побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

  • особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп

Место проведения: кабинет «Лечение пациентов детского возраста».



Оснащение


  1. Учебники:

  • Енгибарьянц Г.В. Педиатрия с детскими инфекциями: практикум/ Г.В. Енгибарьянц.- Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 397.- (Среднее профессиональное образование).

  • Смолева Е.В Пропедевтика клинических дисциплин/ Э.В. Смолева П178 [и др.] .- Изд. 5-ое, доп. и перераб.-Ростов-н/ Д: Феникс, 2012.- 479 с.: ил.

  • Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями: практикум/ Н.Г Соколова, В.Д Тульчинская - изд. 3-е, перераб. - Ростов-н/ Д: Феникс, 2011.- 379 с.: ил.

  • Тульчинская В.Д Педиатрия с детскими инфекциями/ В.Д Тульчинская, Н.Г Соколова - изд. 3-е, перераб. - Ростов-н/ Д: Феникс, 2011.- 412 с.: ил.


  1. Учебно-наглядное пособие «Бронхиальная астма у детей».

  2. Фантом головы.

  3. Пробирки с петлей для забора мазков из зева и носа.

  4. Пикфлоуметр.

  5. Небулайзер.

  6. Аппарат Боброва.

  7. Медицинский инструментарий и материалы (шпателя, шприцы, пинцеты, лотки, шарики, салфетки).

  8. Набор лекарственных препаратов.

  9. Компьютер.

  10. Мультимедийная презентация «Заболевания органов дыхания у детей».

  11. Учебный видеоролик («Осмотр и аускультации ребенка первого года жизни»).

Средства контроля: задания в тестовой форме, профессиональные задачи.

Выход профессиональная деятельность фельдшера.




















Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Работа с учебниками, практикумами.

Уважаемые студенты! Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы должны изучить:

учебник, практикум Г.В. Енгибарьянц «Педиатрия с детскими инфекциями

стр. 90-115, лекции по теме и другой раздаточный материал.

Выполняйте предложенные задания в рабочем дневнике.

Выработать умение работать с методическим материалом.

20 мин

2

Самостоятельная работа студентов

Изучение и отработка техники алгоритмов:

1. Оказание неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы, «ложном» крупе, гипертермии.

2. Отработка алгоритмов деятельности фельдшера в виде ролевой игры:

забор мазков из зева и носа, разведение антибиотика, подсчет числа дыхательных движений, осмотр зева, проведение пикфлоуметрии, обучение ребенка проведению ингаляции лекарственных средств через рот, проведение ингаляции с помощью небулайзера.

3.Решение обучающей задачи (см. приложение).

4.Заполнение документации по изучаемой теме: формы № 112/у, истории болезни стационарного больного ребенка (форма № 003/у).

- карты вызова скорой помощи (см. приложение).

Отработка практических умений.

Отработать умения работы с медицинской документацией, с пациентом.

Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, противопоставлять, наблюдать, делать выводы. Выработать умения целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное. Формировать общие и профессиональные компетенции.

180

мин

Задания для самостоятельной работы студентов



Задание №1.

Изучить алгоритмы неотложной помощи («ложный» круп, бронхиальная астма, гипертермия):

  • собрать необходимое оснащение для оказания неотложной помощи ребенку (инструменты, аппаратуру и т.д.);

  • собрать лекарственные препараты (в том числе заменители);

  • отработать на фантомах (положение пациента, введение лекарственных препаратов, оказание реанимационных мероприятий);

  • в форме ролевой игры (фельдшер-ребенок-мама) разыграть проблемную ситуацию, обосновать диагноз, разработать тактику фельдшера при неотложных состояниях.

Задание №2.

Изучить алгоритмы фельдшера (забор мазка из зева и носа, разведение антибиотика, подсчет числа дыхательных движений и осмотр зева у ребенка, проведение пикфлоуметрии, обучение ребенка проведению ингаляции лекарственных средств через рот, проведение ингаляции с помощью небулайзера):

  • собрать необходимое оснащение для проведения алгоритма (инструменты, аппаратуру и т.д.)

  • отработать на фантомах (положение пациента, введение лекарственных препаратов);

  • в форме ролевой игры (фельдшер-ребенок-мама) отработать данные алгоритмы.

Задание №3. Решение обучающей задачи (см. приложение).

Задание №4. Заполнение документации по изучаемой теме (титульного листа карты вызова скорой помощи).





















Алгоритмы деятельности

«Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы»


Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: купировать приступ (бронхоспазм).

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска.

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

3

Подготовка оснащения для оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астме

- сальбутамол (вентолин) карманный ингалятор

- фликсотид (беклазон, пульмикорт) карманный ингалятор

- 2,4% раствор эуфиллина

- раствор беродуала для ингаляций

- небулайзер

- аппарат Боброва

- 0,1% раствор адреналина (норадреналина)

- 3% раствор преднизолона

- 0,9% раствор натрия хлорида

- стерильные шприцы (5 мл, 10 мл)

- 70% этиловый спирт

  • стерильный лоток с марлевыми шариками и пинцетом

- резиновый жгут

  • лоток для отработанного материала

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7


4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

Этапы

Обоснование

1. Успокоить больного ребенка. Объяснить необходимость процедуры


1. Оказание психологической помощи пациенту. Соблюдение прав на информацию.

2. Усадить, расстегнуть стесняющую одежду.


2. Обеспечение экскурсии легких

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

Провести кислородотерапию.

3. Ликвидация кислородной недостаточности.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

4. Провести ингаляцию с сальбутамолом каждые 20 минут, или с беродуалом 10-20 капель через небулайзер.


4. Бронхолитическое действие







ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

5. При отсутствии эффекта:

- ингаляции кортикостероидами (фликсотид, беклазон, пульмикорт);

- внутривенно 2,4% раствор эуфиллина 4 мг/кг с 0,9% раствором натрия хлорида + раствор преднизолона 1-5 мг/кг;

- при затянувшемся тяжелом приступе 0,1% раствор адреналина (0,1 мл/год) с 0,9% раствором натрия хлорида 10-20 мл.

5. Противовоспалительное, противоаллергическое и бронхолитическое действие.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7




«Оказание неотложной помощи при «ложном крупе».

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: устранение отека и спазма голосовой щели.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска.

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 - 2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


3

Подготовка оснащения для оказания неотложной помощи при «ложном крупе».

  • раствор преднизолона 30 мг (25 мг, или 3% раствор)

  • 2,4% раствор эуфиллина

  • 0,9% раствор натрия хлорида

  • 0,1% раствор адреналина

  • раствор лазикса 2 мл (20 мг)

  • раствор беродуала для ингаляции

  • стерильные шприцы

  • 70% этиловый спирт

  • стерильный лоток с марлевыми шариками и пинцетом

  • резиновый жгут

- аппарат Боброва

  • лоток для отработанного материала.

- небулайзер.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


Этапы

Обоснование

1. Уложить ребенка с приподнятым головным концом


  1. Уменьшение отека подсвязочного пространства

  1. Расстегнуть стесняющую одежду


2. Облегчение экскурсии легких

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


  1. Обеспечить доступ свежего воздуха

3. Развивается кислородная недостаточность

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

  1. Создать спокойную обстановку

4. Ребенок возбужден

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

  1. Провести ингаляции через небулайзер с растворами:

- беродуала (или - натрия хлорида; эуфиллина; адреналина)

6. Снимается спазм гладкой мускулатуры подсвязочного пространства

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

  1. Внутривенно ввести 2,4 % раствор эуфиллина

3 мл

В тяжелых случаях в/в ввести растворы:

- преднизолона (1-5 мг/кг);

- адреналина (0,1 мл/год) + раствор натрия хлорида

- лазикса 0,5 мл (1 мг/кг)

7. Уменьшается отек и спазм подсвязочного пространства.

Преднизолон обладает выраженным противовоспалительным, противоаллергическим действием. Адреналин повышает АД, снимает ларингоспазм

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


  1. Провести кислородотерапию

8. Ликвидация кислородной недостаточности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

Пк 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

«Алгоритм оказания неотложной помощи при белой гипертермии»

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: устранение белой гипертермии

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска.

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

3

Подготовка оснащения для оказания неотложной помощи при белой гипертермии

  • 50% раствор анальгина

  • раствор тавегила (или димедрола, супрастина)

  • раствор но-шпы

  • стерильные шприцы с иглами (2 мл, 10 мл)

  • 70% этиловый спирт

  • стерильный лоток с марлевыми шариками и пинцетом

  • аппарат Боброва

  • лоток для отработанного материала

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

ПК 2.7

Этапы

Обоснование

  1. Успокоить больного ребенка и уложить в постель

1. Оказание психологической помощи пациенту


  1. Согреть ребенка - грелка к ногам.

2. Снять периферический спазм сосудов

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

  1. Холод к голове

3. Профилактика отека мозга

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

4.Провести кислородотерапию


4. При гипертермии развивается гипоксия

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

5. Ввести в/м или в/в литическую смесь (анальгин, тавегил, но-шпа)

5. Повышенная температура не должна снижаться литически

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

6. В течение 20-30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка

6. Обеспечение выведение токсинов из организма

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

7. Через 20-30 минут повторить термометрию

7. Контроль эффективности проведенных мероприятий

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

8. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учетом показателей повторной термометрии

8. Через 20-30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3 градуса

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


«Алгоритм обучения ребенка проведению ингаляции лекарственных средств

через рот»ывестий диабетальной астмыермл - онхолитическое дци астме

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: обучение ребенка умению пользоваться ингалятором

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска - 0,5 б.

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

3

Подготовка оснащения для обучения ребенка проведению ингаляции лекарственных средств через рот:ывестий диабетальной астмыермл - онхолитическое дци астме

- 2 пустых ингаляционных баллончиков

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

ПК 2.7

Этапы

Обоснование в баллах

1. Познакомиться с ребенком

1. Установление контакта

2. Объяснить ребенку ход и смысл предстоящих действий

2. Оказание психологической помощи пациенту. Обеспечение участия, сотрудничества пациента

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

ПК 2.7


3. Показать ход процедура:

- встать (если ребенок не может стоять, можно выполнять сидя или лежа);

- снять с ингалятора защитный колпачок, перевернуть баллончик вверх дном и встряхнуть его;

- сделать максимальный выдох;

- мундштук ингалятора вставить себе в рот, обхватить его губами;

- сделать глубокий вдох и одновременно нажать на дно баллончика.

Примечание: если во время приступа ребенок не может сделать вдох, то первая доза распыляется во рту;

- извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 секунд;

- сделать глубокий спокойный выдох

3. Используется ингаляционный баллончик без лекарственного средства:

- дыхательная экскурсия в положении «стоя» эффективнее;

- лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике;

- подготовка дыхательных путей к вдоху;

- лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости;

- распыление лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям;

- необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства;

- нормализация дыхания

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

4. Попросить ребенка повторить все действия самостоятельно

4 Контроль эффективности обучения

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

5. При необходимости повторить демонстрацию использования ингаляционного баллончика

5. Обучение пациента

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

6. Вымыть и осушить руки

6.Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6


«Алгоритм забора мазка из носа и зева»ывестий диабетальной астмыермл - онхолитическое дци астме

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели выполнения манипуляции

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

ПК 2.8

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 - 2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством, надеты перчатки

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

3

Подготовка оснащения для забора мазка из носа и зева:ывестий диабетальной астмыермл - онхолитическое дци астме

- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами 2 шт.

- штатив для пробирок

- стерильный шпатель в лотке

- бланк-направление в лабораторию

- стеклограф

Обязательное условие:

- забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6

ПК 2.7

ПК 2.8

ПК 2.8


4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.7

Этапы

Обоснование в баллах

Подготовка к процедуре

1. Объяснить ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие

1. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре

2. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» «З» (нос, зев)

2. Создание удобства при проведении процедуры

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6


3. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

а) ноги ребенка помощник

обхватывает своими ногами;

б) руки и туловище фиксирует

одной рукой;

в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

3. Необходимое условие для проведения процедуры

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6



Выполнение процедуры

4. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован -

4. Маркировка «Н» означает - нос

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6


5. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка

5. Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

6. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам

6. Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6

7. Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев

7. Обеспечение достоверности результата исследования

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6


8. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка.

Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него

8. Обеспечение доступа к зеву

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.5

ПК 2.6


9. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован

9. Маркировка «З» означает - зев

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

10. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта

10. Обеспечение достоверности результата исследования

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

11. Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: миндалина - дужка - язычок - дужка - миндалина

Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани


11. Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6


12. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев

12. Обеспечение достоверности результата

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

Завершение процедуры

13. Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки

13. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

14. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике)

14. Обеспечение достоверности исследования

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК 2.6

ПК 2.8

«Осмотр зева у ребенка»

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели и показания выполнения манипуляции

Цель: диагностическая

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

2

Подготовка фельдшера к работе

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска

Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

3

Подготовка оснащения для осмотра зева у ребенка

Карта формализованного наблюдения за подготовкой оснащения

- стерильный шпатель в лотке

- емкость с дезраствором

- форма №112/у


ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

ПК 2.7

Этапы

Обоснование

1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения

1. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании

2. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

  • ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами

  • руки и туловище фиксирует одной рукой

  • голову держит, положив ладонь одной руки на лоб ребенку

2. Обеспечение проведения процедуры

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6



3. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка

3. Обеспечение доступа к зеву

ОК1-ОК4

ПК 2.6

ПК 2.7


4. Осмотреть и оценить состояние слизистой оболочки дужек, мягкого неба, миндалин, задней стенки глотки

4. В норме слизистая оболочка розовая, чистая

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

5. Погрузить использованный шпатель в дез.раствор

5. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК.2.4

ПК 2.6

6. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

6. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК.2.4

ПК 2.6

7. Записать результат в форму № 112/у

7. Документирование результатов исследования, обеспечение преемственности


ОК1-ОК3

ПК 2.8










Алгоритм разведение антибиотика

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

Определение цели манипуляции

Цель: обеспечение введения ребенку назначенной дозы антибиотика


ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК.2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

2

Подготовка фельдшера к работе:

Одета медицинская одежда: халат, шапочка, обувь, маска, перчатки. Помыты руки теплой проточной водой с мылом в течение 1 -2 мин., подсушены и обработаны дезинфицирующим средством. Надеты перчатки.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК.2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

3

Подготовка оснащения для разведения антибиотика:

- флакон с антибиотиком (бензилпенициллин);

- растворитель для антибиотика (0,25% раствор новокаина);

- разовый шприц с иглами;

- 70% этиловый спирт;

- стерильный столик с ватными шариками и пинцетом;

- лоток для отработанного материала.

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


4

Алгоритм выполнения

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.6

ПК 2.7


Этапы

Обоснование

  1. Объяснить ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие

  1. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.

Оказание психологической помощи пациенту

2. Прочитать надпись на флаконе и растворителе (наименование, доза, срок годности)

2. Исключение ошибочного ведения препарата, препарата с просроченным сроком годности

ОК1-ОК4

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6

ПК 2.7

3. Определить необходимое количество растворителя для соответствующего растворения антибиотика

Определить количество готового раствора, которое необходимо ввести ребёнку


3. При растворении 1:1 (полное разведение) на 100 000ЕД антибиотика берётся 1 мл растворителя, при разведении 2:1 (половинное разведение) - 0,5 мл.

При полном разведении в 1 мл готового раствора содержится 100 000 ЕД антибиотика, при половинном - в 1 мл содержится 200 000 ЕД антибиотика

ОК1-ОК4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


4. Надеть маску, вымыть и осушить руки, обработать концевые фаланги пальцев 70% спиртом, надеть перчатки

4. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

5. Вскрыть упаковку шприца (сбросить в лоток).

Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на шприце, снять с иглы колпачок и сбросить его в лоток.

Собранный шприц поместить в стерильный лоток или во вскрытую упаковку

5. Обеспечение инфекционной безопасности. Предупреждение падения иглы во время работы

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.5

ПК 2.6


6. Ватным шариком, смоченным 70% спиртом, обработать алюминиевую крышечку флакона с антибиотиком, снять её пинцетом, и вновь обработать спиртом резиновую крышечку; остатки металлической крышечки и ватный шарик сбросить в лоток

6. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК.2.4

ПК 2.6


7. Протереть шейку ампулы с растворителем ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском, накрыть стерильной салфеткой и надломить; ватный шарик и салфетку сбросить в лоток

7. Обеспечение профилактики инфицирования во время инъекции. Профилактика травмирования рук

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК.2.4

ПК 2.6


8. Набрать в шприц рассчитанное количество растворителя (пустую ампулу сбросить в лоток)

8. Обеспечение необходимого соотношения растворения

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

9. Проколоть иглой резиновую пробку флакона, ввести растворитель во флакон с сухим антибиотиком

Снять флакон с подъигольного конуса и встряхнуть его

9. Достижение полного растворения антибиотика

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6


10. Надеть иглу с флаконом на шприц, поднять флакон вверх дном и набрать в шприц необходимое количество раствора (5 мл - 500 тыс.ЕД, 2,5 мл - при разведении 1:2)

10. При полном разведении в 1 мл готового раствора содержится 100 000 ЕД антибиотика, при половинном - в 1 мл содержится 200 000 ЕД антибиотика

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6


11. Снять флакон вместе с иглой с подъигольного конуса

11. Достижение полного растворения антибиотика

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

12. Надеть и закрепить на шприце другую иглу для инъекций, снять с неё колпачок, сбросить его в лоток

12.Обеспечение профилактики инфицирования во время инъекции

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

13. Вытеснение воздуха из шприца и иглы

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6

14. Поместить шприц внутрь стерильного лотка, накрытого стерильной салфеткой

14. Обеспечение инфекционной безопасности

ОК1-ОК4

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.6















Алгоритм проведения пикфлоуметрии


Пиковая скорость выдоха (ПСВ) - это максимальный объем воздуха, который пациент способен выдохнуть за единицу времени после максимально возможного вдоха (л/мин, также оценивается в % от должной ПСВ*).

Показания: при подозрении на астму у детей старше 5 лет

  • Тест выполняют стоя, держа прибор в горизонтальном положении. Указатель должен быть в начале шкалы

  • Ребенок делает максимальный вдох, берет мундштук в рот, плотно обхватывая его губами, и затем выдыхает с наиболее возможной силой и скоростью. При этом нельзя заслонять отверстие мундштука языком.

  • Необходимо сделать, как минимум, 3 попытки. Учитывается наибольший результат

  • Для мониторинга заболевания пациент (или его родители) должен постоянно регистрировать ПСВ дважды в день утром и вечером, до приема лекарств







Проведение ингаляции лекарственных средств с помощью небулайзера:

  • перед работой с ингалятором вымыть руки с мылом;

  • успокоить ребенка, объяснить безболезненность и кратковременность процедуры;

  • подобрать для ребенка маску, мундштук или носовую канюлю в зависимости от возраста и состояния здоровья;

  • собрать все части небулайзера в соответствии с инструкцией;

  • влить в стаканчик небулайзера физиологический раствор, предварительно подогрев его до комнатной температуры и раствор лекарственного препарата (Беродуал, Пульмикорт, Сальбутамол, Лазолван, Амбробене и т.д.) количество капель 10-16, в зависимости от возраста;

  • закрыть небулайзер и присоедините лицевую маску, мундштук или носовую канюлю;

  • соединить небулайзер и компрессор с помощью шланга;

  • включить компрессор и провести ингаляцию ребенку в течение 5 минут.















Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основная:

  1. Енгибарьянц Г.В. Педиатрия с детскими инфекциями: практикум/ Г.В. Енгибарьянц.- Изд. 2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.- 397.- (Среднее профессиональное образование).

  2. Смолева Е.В Пропедевтика клинических дисциплин/ Э.В. Смолева П178 [и др.] .- Изд. 5-ое, доп. и перераб.-Ростов-н/ Д: Феникс, 2012.- 479 с.: ил.

  3. Соколова Н.Г. Педиатрия с детскими инфекциями: практикум/ Н.Г Соколова, В.Д Тульчинская - изд. 3-е, перераб. - Ростов-н/ Д: Феникс, 2011.- 379 с.: ил.

  4. Тульчинская В.Д Педиатрия с детскими инфекциями/ В.Д Тульчинская, Н.Г Соколова - изд. 3-е, перераб. - Ростов-н/ Д: Феникс, 2011.- 412 с.: ил.


Электронные - ресурсы:

Ресурсы локального доступа:

  1. Справочник педиатра [Электронный ресурс] / Ред. О. П. Фомина. - М., 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  2. Пропедевтика детских болезней 1 CD (2011 г.)

  3. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского 1 CD (2007г.)

  4. назначения (Казанский базовый медицинский колледж)

  5. Безопасная больничная среда 1СD (2004г.)

  6. (Казанский базовый медицинский колледж)

Ресурсы удаленного доступа (интернет ресурсы):


  • Entrez PubMed - Medline

  • IDEALibrary

  • Blackwell Synergy

  • Consilium Medicum.

  • Информационный портал для врачей и студентов-медиков (4Medic.ru)

  • Медицинский портал студентам, врачам (medvuz.info/).

  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//minzdravsoc.ru).

  • Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//mednet.ru).

Дополнительная:

  1. Геппе Н.А Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Н.А., Геппе , Подчерняевой Н.С..: учебник.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2009. - 464 с.: ил.


  1. Смолева Е.В Пропедевтика клинических дисциплин/ Э.В. Смолева П178 [и др.] .- Изд. 5-ое, доп. и перераб.-Ростов-н/ Д: Феникс, 2012.- 479 с.: ил..













Приложение

Обучающая профессиональная задача

Задача 1


Стимул


Вы фельдшер ФАП

Задачная формулировка.



1. Определите тактику ведения пациента.

2. Определите программу лечения пациента.

3. Провести лечебные вмешательства.

4. Провести контроль эффективности лечения.

5. Осуществить контроль состояния пациента.

6. Организовать специализированный сестринский уход за пациентом.

7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

Источник информации


При проведении патронажа к ребенку 3 месяцев мама предъявила жалобы на то, что малыш 3-й день плохо сосет грудь из-за заложенности носа. Ведет себя беспокойно, периодически плачет, особенно при сосании.

Объективно: состояние удовлетворительное, температура тела 37,1°С, из носа необильное серозное отделяемое. Зев чистый. При надавливании на трагус слева - гримаса, плач. При аускультации дыхание пуэрильное, ЧДД 35 дв/мин, ЧСС 110 ударов в минуту. Живот мягкий, стул, мочеиспускание без особенностей.

Предварительный диагноз: острый ринит, острый левосторонний катаральный отит.



Эталон ответа

№ п.п

Кол-во баллов

Содержание задания

Проверяемые ОК, ПК

1

1

Эталон ответа

Тактика ведения пациента:

  • консультация педиатра и ЛОР-врача;

  • лечение на дому под активным наблюдением фельдшера, педиатра и ЛОР-врача ЦРБ.

ПК 2.2

ОК1-6


2

1

Программа лечения:

  • режим щадящий;

  • грудное вскармливание (частое прикладывание к груди);

  • сосудосуживающие капли в нос;

  • закапывание противовоспалительных капель в наружный слуховой проход;

  • полуспиртовый согревающий компресс на левое ухо;

  • антигистаминные препараты;

  • жаропонижающие препараты.

ПК 2.1

ОК1-6


3

1

Проведение лечебных вмешательств:

  • закапывание 0,01% раствор Називина в нос по 2 капле 3 раза в день 5 дней;

  • закапывание в левый слуховой проход раствор Отипакса по 4 капли 3 раза в день;

  • постановка согревающего компресса на ухо ребенка.


ПК 2.3

ОК1-6


4


















1












Проведение контроля эффективности лечения:

  • организация стационара на дому;

  • ежедневные до выздоровления патронажи фельдшера на дому;

  • организация осмотра педиатра и ЛОР-врача на дому;

  • контроль приема лекарственных средств.

ПК 2.4

ОК1-6



Осуществление контроля состояния пациента:

  • ежедневный осмотр ребенка (оценка жалоб, общего состояния аппетита, активности, сна);

  • мониторинг температуры тела, ЧСС, ЧДД;

  • организация повторного осмотра педиатра и консультации ЛОР-врача на дому.


ПК 2.5

ОК1-6




6

1

Организация специализированного сестринского ухода за пациентом:

  • контроль проведения мамой общегигиенических мероприятий (умывания и подмывания ребенка, смены нательного и постельного белья);

  • мониторинг температуры тела, ЧСС, ЧДД;

  • соблюдение режима кормления;

  • обучение мамы алгоритмам: закапывания капель в нос, наружный слуховой проход и постановки согревающего компресса на ухо.

ПК 2.6

ОК1-6


7

1

Психологическая помощь пациенту и его окружению:

  • проведение беседы с мамой, направленной на уменьшение тревоги и беспокойства по поводу состояния ребенка;

  • информирование мамы о заболевании и его профилактики.


ПК 2.7

ОК1-6








Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях







Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях



Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях











© 2010-2022