Рабочая программа по экологии для 8 класса

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 им. И.П. Склярова», г. Арзамас



Согласовано:

зам. директора по УВР

____________Фомина О.В.

«___» ____________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДМЕТ: экология

КЛАСС: 8

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее

УЧИТЕЛЬ: Аверьянова Галина Анатольевна

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2014 - 2015

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ:

Всего 34 часа в год; в неделю 1 час


Календарно-тематическое планирование

Составлено на основании программы:

Преподавание учебного предмета «Экология» изучается в 5 - 9 классах в объеме 1 час в неделю, программы из сборника: Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. Авторы: Т.С.Сухова, В.И.Строганов. - М.: Вентана - Граф, 2009г.:

В 8 классе Программа: Экология человека. Человек в экосистеме. По учебнику: Федорова М.З. Экология человека. 8 класс, - М.: «Вентана-Граф», 2013г.







Составитель:________ учитель Г.А. Аверьянова





Арзамас, 2014-2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология человека» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 176 с.).

Цель программы:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи: - развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 и 6 классах в учебном курсе «Природоведение», «Экология растений» и «Экология животных». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах.

В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи (определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей различных социальных групп.

Лабораторные и практические работы позволяют отслеживать формирование следующих компетентностных сфер: коммуникативной (от умения видеть и слышать в 6 классе до ведения дискуссий и дебатов в 8 классе), гражданственной (от понимания целей различных социальных групп до выработки согласованности между ними в 8 классе) и культурнодосуговой (выявление культурного контекста в любой информации).

После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Тематический план

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Дифференциация вида человек

4

Человек и окружающая среда

4

Вода и здоровье человека

2

Почва и здоровье человека

2

Воздух и здоровье человека

3

Биотические факторы и их влияние на человека

7

Человек и социальные факторы

4

Человек и культура

2

Реакции человека на факторы окружающей

2


ИТОГО:

34


Содержание учебной программы:

1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

2. Дифференциация вида человек (4 часа)

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристики основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах.

3. Человек и окружающая среда (4 часа)

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды - здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения.

Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека. Биологические загрязнения среды и здоровье человека.

4. Вода и здоровье человека (2часа)

Вода - основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье.

Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения.

5. Почва и здоровье человека (2 часа)

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико-экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявление вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

6. Воздух и здоровье человека (3 часа)

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Лабораторная работа. «Изучение загрязненности воздуха с помощью биоиндикаторов»

7. Биотические факторы и их влияние на человека (7 часов)

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопылевой факторы и т.д.). Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Взаимодействие с животными. Роль и воздействие животных на жизнедеятельность человека. Значение животных в снабжении человека питательными веществами, энергией. Животные - хранители и переносчики инфекционных заболеваний. Ядовитые животные и их значение во взаимоотношениях с человеком. Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение животных для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личные отношения. Антипатии и симпатии.

Лабораторные работы. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая.

Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений.

Практическое занятие. Игра «Напиши биографию» любого школьного предмета.

8. Человек и социальные факторы (4 часа)

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно-потребностная теория поведения человека П.К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

9. Человек и культура (2 часа)

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.

10. Реакции человека на факторы окружающей среды (2часа)

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов.

Обобщающий урок по курсу «Экология человека. Человек в экосистеме».

Планируемые результаты изучения предмета

«Экология человека. Культура здоровья»

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

• об основных условиях сохранения здоровья;

• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

• о необходимости участия в охране окружающей среды. В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

• оценивать состояние здоровья;

• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

• применять способы закаливания и ухода за кожей;

• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

• проводить наблюдения и самонаблюдения.

Система оценки достижений планируемых результатов.

Формы контроля: индивидуальный контроль, фронтальная контролирующая беседа, взаимоконтроль, самостоятельная проверочная работа, тестовый контроль, контрольная работа, практическая работа, зачет.

Критерии оценивания:

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

6. Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Календарно-тематическое планирование.

8 класс

Экология, 34 часа, 1 ч

№/п

Тема урока

Лабораторные и контрольные работы

Домашняя работа / §

Дата

Раздел I. Введение ( 1 ч)

1.

Введение.

Стр. 5

Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

2.

Экология человека как научное направление. Классификация экологических факторов

1


3.

Здоровый образ жизни.

2

4.

История развития представлений о ЗОЖ.

3

5.

Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Лабораторная работа №1. Оценка состояния здоровья.

4

Стр. 12-13

6..

Этнография.

5

7.

Влияние климатических факторов на здоровье.

6-7

8.

Вредные привычки, пагубные пристрастия.

8

Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

9.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

Двигательная активность. Гиподинамия.

9

10.

Двигательная активность.

Лабораторная работа №2. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой

10

Стр. 46-47


  1. Кровь и кровообращение (5 ч)

11.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

11

12.

Изменение клеток иммунной системы.

Онкологические заболевания. СПИД

12

13.

Лабораторная работа №3. Оценка состояния противоин-фекционного иммунитета

12

Стр. 60-61

14.

Условия полноценного развития системы кровообращения.

13

15.

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторная работа №4. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

14

Стр. 64-65

3. Дыхательная система (1 ч)

16.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа №5. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

15

Стр. 69

4. Пищеварительная система (4 ч)

17.

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы.

16

18.

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

17

19.

Рациональное питание. Режим питания.

18

20.

Обобщающий урок.

9-18

5.Кожа (3 ч)

21.

Воздействие на кожу солнечных лучей.

19

22.

Закаливание.

Лабораторная работа №7. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

20

23.

Роль кожи в терморегуляции.

21

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

24.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

22

25.

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности

25

25.

Биоритмы. Биологические часы.

Лабораторная работа №8. Развитие утомления.

27

Стр. 95-96

27.

Гигиенический режим сна.

Сны и сновидения.

Лабораторная работа №9. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

28

Стр. 114-115

28.

Темпераменты.

26

7. Анализаторы (2 ч)

29.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа. №10 Острота слуха и шум.

24

30.

Обобщающий урок.

19-24

Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)

31.

Половые железы. Вторичные половые признаки.

30

32.

Период полового созревания.

31-32

33.

Заболевания, передающиеся половым путем

34

34.

Здоровье как одна из главных ценностей.

35



Материально-техническое обеспечение



Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. - 64 с.

Методическая литература

(Список рекомендуемой литературы для учителя)

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.

  2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. - СПб.: СпецЛит, 2002.

  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. - СПб., 1997.

  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.

  5. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. - Саратов. 2001.

  6. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. - СПб., 1996.

  7. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.

  8. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. - СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.

  9. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. - 292 с.

  10. Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2001.

  11. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. - М.: наука, 1979.

  12. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. - М.: Просвещение, 1990.

  13. Проблемы экологии человека. - М., 1986. - С. 9.

  14. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: Просвещение, 1988.

  16. Сафонов А.Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. - М. 1981.

  17. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. - М. 1984.

  18. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

Дополнительные источники

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С.73-78.

  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

  4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.

  5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. - Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.

  6. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.

  7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. - Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.

  8. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.: Просвещение. 1991.

  9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов.спорт, 1995. - 64 с.

  10. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - С.8-35, 138-174.

  11. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С. 146-169, 206-215, 262-304.

  12. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  13. Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.

  14. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение. 1989.

  15. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.11-24, 24-38, 75-90, 131-136.

  16. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина. 1988.

  17. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 159 с.

  18. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С. 41-61, 121-143, 174-226.

  19. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкульту-ра в школе. - 2001, № 2. - С.50-55.

  20. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиениче-ская гимнастика // Физкультура в школе. - 2000, № 3. - С.29-31.

  21. Мейгал А.Ю., Лупандин Ю.В., Антонен Е.Г., Стафеев В.Ф. Двигательная система человека (физиология, неврология, гигиена), Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.- 202 с.

  22. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С. 18-76, 87-89, 232-261.

  23. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.

  24. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М., 1999.

  25. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.

  26. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. -М.: Медицина, 1989. - С. 12-26, 47-54, 67-108, 110-126.

  27. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. М.:Медицина, 1986.

  28. Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. - Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.

  29. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - С.152-156, 172-247.

  30. Чмиленко В.И. Валеология: Учеб.пособие. - М.: Уникум-центр, 1999. - С.48-50.

  31. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.

  32. Чусов Ю.А. Особенности закаливания спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 93 с.


© 2010-2022