- Преподавателю
- Другое
- Конструктор урока в соответствии с ФГОС
Конструктор урока в соответствии с ФГОС
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малкова М.В. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Малкова Марина Владимировна
учитель географии
МБОУ «Огарковская средняя школа»
Вологодской области
Проектирование урока в соответствии с ФГОС
Структура урока по ФГОС:
1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)
-
1.1.Формулировка темы урока;
Задача учителя не просто подвести к теме урока, но и «зарядить» эмоциями, которые становятся двигателем всей дальнейшей деятельности;
Предположение темы урока, а не сообщение её в готовом виде направлено на этап целепроектирования;
Установление темы урока выводит на этап целеобразования;
-
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели;
Цель, которая не ставится учителем в готовом виде, не навязывается, а продуцируется обстоятельствами, создаваемыми учителем.
Ученик совершает деятельность для достижения своей цели;
//Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока /Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 118 с.
2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)
-
2.1. Элемент содержания «… »;
-
2.2. Элемент содержания «…»;
-
2.3. Элемент содержания «… »;
3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)
Оценивание достижений учащихся:
1-е правило: «Что оценивать?»
Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
2-е правило: «Кто оценивает?»
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда представляет выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право скорректировать эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценивания:
1-й шаг: В чём заключалось задание? Какая была цель?
2-й шаг: Удалось получить результат? Найдено ли решение?
3-й шаг: Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чём?)?
4-й шаг: Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5-й шаг (начиная со 2-го класса.): По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг: Какую поставишь себе отметку?
В. В. Гузеев пишет, что использование абсолютных шкал целесообразно для контроля итоговых результатов некоторого учебного периода. Подвергать оценке баллом то, что еще находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправданно.
При создании конструктора урока использована книга //Анатолий ГИН А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88с. books.crimea.ua/cat3/kniga1122-down.html
В ней содержатся апробированные и чётко сформулированные приёмы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приёмы обеспечения эффективной проверки знаний и т. п., а также дидактические приёмы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе и др. Кроме того, в ней раскрыты приёмы организации труда учителя.
Также использованы основные принципы ОС «Школа 2100»
Конструктор урока
Этап урока
Возможные приемы
1.Мотивацион-ный этап
1.1. Формулировка темы урока
Озвучивание загадок, пословиц, поговорок, стихотворений, басен, фантастических рассказов, высказываний ученых
Демонстрация видеофрагмента
Демонстрация рисунка, фотографии, схемы
Сообщение фактов (удивительных, противоречащих друг другу, исторических и т.д.) или описание жизненных ситуаций
Игровой момент
Демонстрация опыта, эксперимента
1.2 Целеполагание
и определение путей достижения цели
Постановка вопроса: Какие результаты необходимо получить к концу урока?
Постановка вопроса:
Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?
Постановка вопросов:
Что вы хотели бы узнать о…?
Чему научиться?
Формулировка задач урока, исходя из алгоритма описания объекта, системы, процесса
Организация индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Запишите на полях еще одну цель (цель+) лично для себя. Сформулируйте ее сами. «На протяжении урока я…»
Постановка вопроса: Какими способами будем достигать поставленной цели?
Постановка вопроса: Чем мы можем воспользоваться, чтобы решить перечисленные вами задачи?
2.Операциональ-ный этап
Работа с терминами
Задания на работу со словарем, текстом учебника, Интернет-источниками
Использование иллюстраций для создания зрительного образа
Лингвистический конструктор
Развертывание определения до монологического рассказа
Задания на выявление взаимосвязей термина с ранее изученными терминами
Задания на самостоятельное употребление понятий в письменной речи
Введение географической номенклатуры
Работа с картой, глобусом
Топонимическое, этимологическое исследование
Разработка маршрута путешествия
Составление географического плана местности, карт
Подготовка виртуальной экспедиции
Работа с приложением Google Earth
Изучение географических объектов, процессов
Моделирование объекта, процесса
Характеристика географических объектов по плану
Исследование образцов горных пород, почвы, воды
Составление прогноза изменений объекта, процесса
Сравнение и анализ объектов и процессов
Постановка опыта, эксперимента
Установление причинно-следственных связей
Сопоставление и анализ картографических источников
Постановка эксперимента
Моделирование процесса, явления
Изучение и составление логических схем
Установление и объяснение географических закономерностей
Изучение и анализ картографических источников
Прогнозирование процессов и явлений
Изучение и составление логических схем
Задания на выявление частей объекта, этапов процесса и взаимосвязей между ними
Работа с текстом и внетекстовыми элементами учебника
Использование приборов и инструментов
Изучение устройства приборов (компас, нивелир, гигрометр, барометр и др.)
Отработка навыков использования приборов (компас, нивелир, барометр)
Изготовление оборудования для ориентирования на местности
Изготовление простейших приборов (гномон, нивелир, эклиметр, масштабная линейка и др.)
Проведение исследований с применением приборов и инструментов
3. Рефлексивно-оценочный этап
Решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства и т. д. (фронтально, в группах, в парах)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, связывается с ранее изученным
Включение заданий на тренировку и доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей
Включение заданий на коррекцию ошибок
Включение заданий на подготовку к изучению следующих тем
Исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. (Для учащихся, допустивших ошибки предоставление возможности для выявления причин ошибок и их исправления)
Фиксация нового содержания, изученного на уроке, рефлексия содержания материала
Самооценка учениками деятельности на уроке
Фиксация степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели
Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества, обеспечивающее подготовку мышления учащихся к деятельности на следующем уроке)
Рефлексия эмоций, чувств, настроения
6