- Преподавателю
- Другое
- УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калмыкова О.П. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы управления организацией являлись объектом исследования во все времена. В XXI веке «наука управления» стала развиваться еще активнее. (А. Файоль, Ф. Тейлор, А.К. Гастев, М.П. Керженцев, О.А. Ерманский и др.).
Сегодня есть круг профессионально подготовленных управленцев, накопивших значительные научные управленческие знания. Однако, по мнению ученых (Т.П. Афанасьева, В.С. Лазарева, С.И. Самыгина и др.) проблема состоит не в недостатке управленческого знания, не в содержании, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления.
Применительно к дошкольному образовательному учреждению (в дальнейшем ДОУ) используются оба понятия. Заведующий ДОУ руководит образовательным процессом, управляет функционированием и развитием ДОУ. В нашем исследовании мы будем употреблять понятие « управление».
Многие ученые М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури в своих научных исследованиях определяли управление как стимулирующий элемент социальных изменений, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.
А. Файоль рассматривал управление как деятельность руководителя по реализации целей организации.
По мнению Л. Берталанфи управление - это совокупность взаимосвязанных элементов: люди, задачи, технологии, ориентированные на достижение целей в условиях меняющейся среды.
В. Весин, характеризуя управление, указывает, что наиболее адекватен для понятия управления термин «воздействие», т.е. реальное влияние управления на сознание, поведение и деятельность людей. По мнению автора, управление имеет место тогда, когда некий субъект управления на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения и развития. Воздействие - это результат деятельности, взаимодействия, отношения [2, с. 46]. Похожие идеи можно найти в работах Л. Басовского, В. Глущенко, А. Игнатьевой, Н. Шайденко и др.
В дошкольном образовательном учреждении взаимодействия могут носить субъектно-субъективный характер [7, с. 13].
Мы проанализировали понятия «управление» применительно к организациям разного типа. ДОУ - это открытая, социальная, педагогическая система, которая имеет свои особенности, свою организационную структуру. Под управлением ДОУ Л.А. Поздняк понимает - целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении целей и задач воспитания на уровне современных требований [9, с. 63].
Следует отметить, что все приведенные понятия объединяет общий элемент - это «управление направлено на достижение целей организации».
Однако все понятия различны, т.к. они были сформулированы в рамках разных подходов к управлению: процессного, системного, ситуационного, деятельностного.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных функций. Сторонник данного подхода А. Файоль выделяет пять исходных функций управления: планирования, организация, мотивация и контроль.
Ю. Белая, Ф. Третьяков в управлении ДОУ предлагают использовать следующие функции: мотивационно-целевую, планово - прогностическую, диагностическую, организационно- исполнительскую, коррекционно- регулятивную, контрольно- диагностическую. Несомненно, что все функции взаимосвязаны и по рейтингу одинаковы. Однако на наш взгляд, приоритет следует отдать планово-прогностический, контрольно-диагностической функциям, так как руководитель ДОУ должен планировать и прогнозировать перспективы развития коллектива, а контрольная функция позволяет удерживать организацию (ДОУ) на заданном уровне [9, с. 12].
Системный подход отражен в работах зарубежных и отечественных ученых Ч. Бернарда, Г. Саймона, В. Афанасьевой, А. Аверьянова, Э. Юдина и др., при котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов - таких, как люди, структура, задачи и технологии. Эти элементы ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся среды [9, с. 12].
Ч. Бернард утверждал, что руководитель может достигнуть превосходных результатов своей деятельности, выполняя три важных условия:
· обеспечение системы коммуникаций;
· приложение усилий, необходимых для действия системы;
· формулировка и определение цели системы [1, с. 49].
По мнению Р. Фатхутдинова в системном подходе к управлению, возможно использовать следующий алгоритм работы:
· процесс принятия решения начинается с четкого формулирования целей;
· вся проблема рассматривается как целое, выявляются все последствия каждого частного решения;
· выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей.
Мнение ученого дополняет исследования Л.Е. Басовского, который утверждает, что подход к эффективному управлению состоит в умении руководителя:
· своевременно выделять проблемы, которые необходимо преодолеть в управлении организацией. Необходимо представить, что происходит внутри самой организации, между организацией и внешней средой;
· определять общие, присущие всей организации характеристики - это поможет уменьшить трудности при решении сложных задач в управлении организацией;
· учитывать особенности организации и ее положение, которые подразделяются на две основные категории: внутренние и внешние по отношению к учреждению.
Внутренние переменные являются характеристиками организации. Они контролируемы и возникают в результате управленческих решений, определяющих, что должна дать организация и кто должен дать необходимую работу.
Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации и оказывающей на нее серьезное влияние (социальные факторы, государственное регулирование). Их влияние всегда необходимо учитывать, т.е. важен ситуационный подход по отношению к организации [3, с. 37].
По мнению Г. Кунц, С. Доннел, теоретиков ситуационного подхода, процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации.
Ситуационный подход, при котором концентрируются на том, что пригодность различных методов управления, стиля руководства, а так же использование принципов управления определяется ситуацией, поскольку существует обилие факторов (как в самом учреждении, так и в окружающей среде). Эффективное управление - это управление по обстоятельствам или по ситуации. Все ситуационные перемены и все функции управленческого процесса взаимосвязаны настолько, что их необходимо рассматривать в комплексе.
Деятельностный подход - это особый вид профессиональной деятельности, имеющий особую цель, средства, процесс и результаты.
Следует отметить, что современные подходы на управление, которые сложились в результате освоения зарубежного опыта и накопления собственного, позволяют использовать их применительно к любой организацией, но с учетом ее особенностей. Поэтому все перечисленные подходы к управлению, возможно, использовать в ДОУ.
Эффективность используемых подходов, по мнению ученых (А. Файоль, Ф. Тейлор, М. Стогдилл, Е.В. Клипер, Г. Паркинсон, К.Ю. Белая, Л. Поздняк, А.Н. Троян и др.) зависит от деловых и морально этических качеств руководителя. От того насколько руководитель предприимчив, компетентен в области теории управления, объективен в отношении к сотрудникам.
Грамотное управление ДОУ предполагает изучение потребностей социальных заказчиков в тех или иных образовательных группах, контингента воспитанников, педагогов, и как результат - качество предоставляемой услуги - качество дошкольного образования.
С.Е. Шишов и В.А. Кальней качество образования определяют как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [4, с. 49].
По мнению М.А. Поташника качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, то есть может и должен быть предметом проектировочной работы любого субъекта управления (от ученика до начальника регионального органа управления.) [6,с. 87].
Следовательно, процесс управления качеством дошкольного образования - это средство оценки успеха учреждения. Качество дошкольного образования, на наш взгляд, зависит от компетентности руководителя, от умения устанавливать обратную связь со всеми субъектами в ДОУ.
Список литературы:
1.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление [Текст] / В.Г. Афанасьев - М., 2005. - 68 с.
2.Веснин В.Р. Менеджмент персонала [Текст] / В.Р. Веснин. - М., 2002.-137 с.
3.Басовский Л.Е. Менеджмент [Текст] / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра, 2003 - 154 с.
4.Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик: методическое пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 89 с.
5.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 139 с.
6.Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М. Моисеев. - М.: Новая школа, 1997. - 113 с.
7.Поздняк Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ [Текст] / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. - С. 8.
8.Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. - М.: Республика, 1992.-146с.
9.Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 78 с.
10.Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков. - М., 1997. - 164с.