- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тютрюмова Т.С. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная школа должна приложить все усилия для утвер6ждения человеческого достоинства и ценностей человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценностей прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Но в то же время исследователи отмечают, что при развитой системе законодательства в России множество законов не исполняются, а порой ими пренебрегаю, то есть мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Для того, чтобы такого парадокса не возникало, необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания займут особое место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине - все будет базироваться на знании законов.
Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов и структур управления, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирования правовой культуры.
Правовые знания и правовое поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.
Предлагаемая программа, как одна их составляющих, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль.
Данный элективный образовательный курс рассчитан на 17 часов, и изучается в первом и втором полугодии 9 класса. Курс «Права человека» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Значимость, роль и место этого курса определяется необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности.
Важнейшая задача данного курса - обеспечить условия для формирования правовой компетенции молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности к своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
Основными целями данного курса являются:
- создание благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина России;
- развитие у учащихся гражданственности;
- формирование законопослушного гражданина, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению во всех сферах жизни общества;
- подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе;
Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач:
-
утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей , взглядов и убеждений;
-
обеспечение оптимальных условий развития у учащихся верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей;
-
формирование у учащихся понимания необходимости изучения прав человека;
-
воспитание учащихся в духе уважения прав и свобод других людей через всестороннюю информированность о правах и свободах;
-
усвоение знаний об основных международных стандартах в области прав человека.
Предлагаемый элективный курс должен помочь учащимся усвоить основные положения международных документов по правам человека, ключевые понятия. Курс позволяет школьникам познакомиться с основными правами человека и историей прав человека, начиная с Древнего мира. Данный курс способствует формированию индивидуальных способностей учащихся. Но педагог не преследует цель сформировать конкретные знания, а лишь знакомит школьников с некоторыми положениями международных документов, показывает значимость правовой информации для современного гражданина страны.
Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения уроков: сочетание теоретических знаний по базовым предметам с реализацией практической парадигмы при использовании игровой технологии и других интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение деловых, ролевых игр, работа с источниками, семинары позволяет обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего правового обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к праву.
№ п\п
Тема
Содержание
Понятия
Формы работы
Дата план
Дата факт
1
Понятие прав человека
-
Осознание человечеством экономических, политических и духовных потребностей развития личности и общества как предпосылка возникновения прав человека.
-
История прав человека.
-
Сущность человека. Человек - высшая ступень развития живых организмов на земле.
-
Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности.
-
Демократия и её связь с правами человека.
Человек, гражданин, личность, государство, право.
Лекция с элементами беседы.
2
Становление и развитие прав человека.
-
Библия о человеке.
-
проблема личности в древнегреческой и древнеримской философии.
-
Зарождение представлений о естественном праве.
-
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г.
-
Американский Билль о правах (1791)
Билль. Философия. Личность. Естественное право. Декларация.
Проблемная беседа. Рассмотрение вопроса о причинах возникновения, становления и развития прав человека в различные периоды истории человечества.
3
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года
-
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года: ее содержание, история ее создания, историческое значение.
-
Американская Декларация прав и обязанностей человека 1948 года.
-
Принятие международных пактов о правах человека в 1966 г.
Декларация. Пакт.
Практическая работа с Всеобщая декларацией прав человека и американской Декларацией прав и обязанностей человека. Сравнительный анализ.
4
Проблема прав человека в нашей стране и в мире.
-
10декабря 1948 года - Всемирный день прав человека.
-
Проблемы гарантий прав человека.
-
Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г.
-
Конституция РФ 1993 г.
-
Учреждение поста Уполномоченного по правам человека в России 1998 г.
Геноцид. Апартеид. Расизм. Декларация. Конвенция. Конституция. Уполномоченный по правам человека.
Собеседование по вопросам.
5-6
Гражданские права человека.
-
Понятие, содержание гражданских прав.
-
Право на жизнь - первейшее право человека.
-
Право на гражданство.
Гражданин. Гражданство.
Лабораторная работа с источниками.
7
Политические права человека.
-
Понятие политических прав, формы их осуществления.
-
Избирательные права.
-
Основные политические свободы.
Политика. Выборы. Референдум.
Лабораторная работа с источниками.
8
Экономические права человека.
-
Содержание экономических прав человека, формы их осуществления.
-
Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся.
Собственность. Предпринимательство. Международная организация труда (МОТ)
Практическая работа.
9
Социальные права человека.
-
Система социальных прав.
-
Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека.
-
Права детей в системе прав человека.
Право. Органы социальной защиты.
Практическая работа.
10
Культурные права человека.
-
Развитие культуры и осуществление культурных прав.
-
Конституция РФ и Закон «Об образовании»
Культура. Права человека.
Практическая работа.
11
Обязанности человека
-
Обязанность человека и моральный долг.
-
Права и обязанности и их соотношение.
-
Права и обязанности человека и гражданина.
Право. Обязанность. Человек. Гражданин. Правовой статус личности.
«Круглый стол» или дискуссия.
12
Правовое государство и обеспечение прав человека.
-
Роль и значение государства в обеспечении и защите прав человека.
-
Функции глав государств в обеспечении прав человека.
-
Правоохранительные органы.
-
Законодательство о средствах защиты прав человека.
Суд. Законодательство.
«Круглый стол»
13
Права человека в случае совершенного им правонарушения
-
Преступление.
-
Ответственность за правонарушение.
Несовершеннолетний УК РФ
«Круглый стол»
14
Положение детей в нашей стране и в мире.
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Международные преступления.
Ребенок. Конвенция. Декларация.
Урок с элементами беседы.
15
Права человека в истории человечества и в современном мире.
-
Понятие прав человека и их основное содержание.
-
Классификация прав человека.
-
Нарушения прав человека.
-
Международные документы по правам человека.
-
Механизм защиты прав человека.
-
Правовой статус личности.
Повторить все раннее изученные понятия.
«Круглый стол» или дискуссия.
16
Международное гуманитарное право.
-
Права человека в вооруженных конфликтах.
-
Женевские конвенции и Дополнительные протоколы.
Международное гуманитарное право. Конвенция.
Лекция с элементами беседы и практической работы.
17
Итоговое повторение.