Психофизическая характеристика детей с ЗПР

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. этиология задержки психического развития

По данным отечественных и зарубежных дефектологов среди детей, стойко неуспевающих в начальных классах массовой школы, довольно значительную группу составляют дети с задержкой психического развития

( здесь и далее ЗПР).

Под ЗПР понимается группа различных вариантов отставания психического развития, в результате которых дети не могут своевременно и качественно овладеть школьными знаниями. Обращает на себя внимание клиническая неоднородность этой группы: отмечается преобладание в ней детей, у которых задержка интеллектуального развития выступает на легком резидуально органическом фоне.

Сущность ЗПР в следующем: неравномерное созревание и развитие психических функций, дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников на 1,5- 2 года.

Ежедневно общаясь в ходе своей работы с детьми, имеющими данный диагноз, убеждаемся в правильности результатов многочисленных психолого-педагогических исследований, отраженных в работах Т.А. Власовой, В.И.Лубовского, П.А.Грушникова и др. ими отмечено, что проявления ЗПР у детей могут иметь различный характер в силу того. Что психическое развитие этих детей часто асинхронно, то есть одна сторона личности созревает своевременно, а другая психическая функция отстает по времени возникновения.

Выявлено, что у детей с ЗПР « наблюдается ряд признаков, напоминающих особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов ( снижение силы основных нервных процессов, повышенная их склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности), но выражены они в значительно меньшей степени».

По данным последних электрофизиологических исследований детей с ЗПР видно, что трудности в обучении этих детей часто обусловлены не только социальными факторами и / или педагогической запущенностью, но и церебрально-органической дисфункцией. « Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ ( электроэнцефаллограмм ) детей с ЗПР 8,5 - 9,5 лет позволил установить незрелость ряда мозговых систем, проявляющуюся в особенностях пространственно-временной организации биопотенциалов преимущественно левого полушария, характерных для детей более младшего возраста… Сопоставление данных структурного анализа ЭЭГ и нейропсихологического обследования позволило сделать вывод о том, что возрастная незрелость или дисфункция таламокорковых механизмов генерации альфа-ритма, отмеченная у детей, испытывающих трудности при обучении, связана с нарушением нормального развития диэнцефальных отделов ствола мозга и приводит к диффузной несформированности высших психических функций у детей этой категории, что и является одной из ведущих трудностей в обучении».

2. Психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития

Практика работы с детьми подтверждает правоту исследователей С.Г. Шевченко, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Т.В. Егоровой, Г.И. Жаренковой, А.С. Цымбалюк и др., отмечающих характерные для детей с ЗПР « снижение познавательной активности, слабое развитие наблюдательности…»; «…неустойчивость эмоциональной сферы…, преобладание интересов, свойственных более раннему периоду.

При исследовании мыслительной деятельности отмечено отсутствие способности этих детей к планомерному анализированию объекта, ошибки при операциях сравнения, обобщение по несущественным признакам. Особенное внимание следует обратить на то, что такими детьми охотно принимается помощь при выполнении заданий, после чего результативность значительно улучшается.

Психолого-педагогические исследования показывают, что среди неуспевающих учеников массовой школы основной контингент составляют дети с задержкой психического развития. Этим детям свойственны импульсивность в поведении, замедленное выполнение школьных заданий, неустойчивость внимания.

Большая часть детей по структуре выполнения задания стоит ближе к нормально развивающимся детям. И лишь некоторые дети с диагнозом «ЗПР» по структуре ответов стали ближе к детям-олигофренам.

Для них, как и для умственно-отсталых, характерно глубокое нарушение в осмыслении наборов слов, что свидетельствует о недоразвитии обобщающей функции слова. Это может быть основанием для ограничения этих детей и уточнения диагноза.

Отмечающиеся у детей с ЗПР снижение познавательной активности, слабое развитие наблюдательности, недостаточная сформированность интеллектуальных процессов позволили предположить ряду исследователей, что дети указанной категории в дошкольные годы получили недостаточный запас представлений и элементарных понятий о предметах и явлениях окружающей действительности, недостаточно подготовлены к школьному обучению.

Среди ошибок, наиболее характерных для детей с ЗПР, являются следующие:

  1. неправильное включение видовых понятий в объем родового понятия;

  2. недостаточная дифференциация понятий

Причем у нормально развитых первоклассников подобные ошибки отмечаются значительно реже.

Таким образом, в отличие от нормально развивающихся сверстников дети с ЗПР характеризуются «…недостаточным освоением смыслового значения обобщающих слов, не в полной мере владеют умением соотносить известные конкретные предметы со словами, обозначающими родовые понятия».

При выполнении индивидуальных заданий дети с ЗПР часто проявляют неумение планомерно рассмотреть объект, выделить и назвать его части, определить их цвет, форму и пространственное соотношение; часто не умеют соотнести форму реальных предметов с геометрическими фигурами, хотя хорошо знакомы с названиями последних.

Наибольший объем исследований психологических особенностей детей с ЗПР сосредоточен на познавательной деятельности этих детей.

Наш опыт работы с детьми данной группы подтверждается выводами исследователей, что всем детям с ЗПР свойственны снижение внимания и работоспособности, снижение продуктивности и устойчивости памяти, характерные для этих детей особенности мыслительной деятельности.

Так, установлено, что детям с ЗПР по сравнению с их хорошо успевающими в школе сверстниками необходим более длительный период времени для приема и переработки сенсорной информации.

Исследуя особенности памяти детей с ЗПР, ученые отмечают значительное снижение возможностей непроизвольного запоминания у детей описываемой группы. При изучении произвольного запоминания обнаруживается снижение продуктивности и устойчивости памяти (особенно при значительных нагрузках), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение интеллектуальной активности как при запоминании так и при воспроизведении.

Исследования мыслительной деятельности детей с ЗПР показывают: они анализируют объект непланомерно, опускают многие детали. Но при оказании помощи дают большой относительный сдвиг в результатах. Обнаружено значительное расхождение между уровнем интуитивно-практического мышления и словесно-логического (практически правильно решая задачу, дети не могут обосновать свои действия).

Деятельность детей с ЗПР характеризуется рядом общих особенностей. При выполнении заданий они делают большое количество ошибок, многие из которых имеют характер импульсивных действий. Отмечается недостаточная целенаправленность деятельности, при выполнении инструкций - трудности в осуществлении сразу нескольких требований. Этим детям свойственен низкий уровень самоконтроля, недостаточное умение правильно оценить результаты своей деятельности.

Необходимо указать на низкий уровень мотивации учебной деятельности у большинства из них, а нередко и негативное отношение к учебе, что может являться следствием их неудач в школе.

Знание психологических особенностей детей с задержкой психического развития чрезвычайно важно как для учителей младших классов так и для родителей. Те и другие зачастую бывают весьма далеки от истины, считая их либо лентяями, упрямыми и не желающими учиться, либо умственно отсталыми.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о необходимости специальной работы, способствующей расширению кругозора детей и повышению уровня их умственного развития. При организации процесса обучения следует учитывать психо-физиологические особенности детей с ЗПР.

3. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Работая с детьми, имеющими отклонения в развитии, убеждаемся, что неизбежно страдает и их речевая деятельность. Наши наблюдения подтверждаются многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных дефектологов. Изучение речи детей с ЗПР обнаруживает недостаточность их словаря (особенно активного); неотдифференцированность грамматических понятий; примитивность грамматических конструкций, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слов; по уровню речевого развития эти дети соответствуют нормально развитым детям более младшего возраста. Например, изучая особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи, Р.Д.Тригер отмечала сложности в усвоении ими грамматической категории рода; при экспериментальных исследованиях Г.Н. Рахмаковой наблюдались нарушения согласования в падеже («Воздушные гимнасты выступали под купол цирка»); согласования определения с определяемым словом («Первое сентября дети идет в школу с цветами»); сказуемого с подлежащим; нарушения порядка в предложениях, составленных учащимися с ЗПР; неумение синтаксически правильно оформить предложение (например, отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в его начале).

4. Особенности овладения атрибутивной лексикой младшими школьниками с задержкой психического развития

Г.Н.Рахмакова указывает на то, что наибольшие трудности дети с ЗПР испытывают при работе с такой частью речи, как имя прилагательное. По ее мнению это обусловлено не только поздним появлением прилагательных в детской речи, но и «недостаточным практическим оперированием этими лексическими средствами на первых годах обучения».

Тот же автор говорит о редком использовании детьми с ЗПР слов, обозначающих признаки и свойства предметов, передающих оценочные суждения, о еще более редком использовании слов, обозначающих эмоциональное состояние. Но наличие правильно построенных предложений в сочетаниях детей этой группы отражает, по ее мнению, понимание предметных связей, свидетельствует о потенциальных возможностях детей указанной категории .

Исследования говорят о недостаточном владении детьми с ЗПР антонимическими и синонимическими средствами языка при более трудном подборе синонимов; у испытуемых наблюдались ошибки в согласовании существительного с прилагательным, затруднения в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок, окончаний ( медведевая берлога,вишенное варенье, заячьи ухи).

А.Г. Зикеев в своих работах указывает на бедность и неточность словаря детей с проблемами в развитии, что подтверждает и наш опыт постоянного общения с этими детьми, на недостаточную дифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, на преобладание в речи детей с ЗПР существительных, глаголов, личных и притяжательных местоимений наряду с недостаточным употреблением прилагательных, а также на неумение использовать в своей речи многозначные слова.

Многочисленные источники указывают на элементарность грамматических конструкций у детей данной группы. Так, сложным оказывается образование предложений, в которых требовалось употребить отыменное прилагательное: дети отдавали предпочтение не определению, а обстоятельству или дополнению (Белка грызет шишку с ели). Часты замены прилагательных словосочетаниями типа « деревянный стул - стул из дерева».

Достаточный объем библиографии освещает особенности атрибутивного словаря дошкольников и младших школьников с ЗПР. Так, Е.С. Слепович отмечает, что наиболее часто при описании предметов эти дети употребляют прилагательные цвета (основные цвета), затем - величина и форма предметов, довольно редко - оценочные прилагательные.

При описании изображений предметов дети предпочитают обозначать материал не прилагательным, а существительным (шапка из меха ), часты употребления прилагательных в недифференцированном значении ( большой вместо высокий, толстый, длинный; красивый вместо яркий, нарядный; хороший вместо добрый, умный и т.д.).

Более разнообразны описания детей с ЗПР по представлению, используются как прилагательные цвета, материала, так и прилагательные оценки, при употреблении которых очень часто встречаются прилагательные красивый, хороший, сладкий, почти нет прилагательных средней частоты употребления; очень редки прилагательные со значением личной и предметной принадлежности. Среди ошибок, выявленных при использовании словарного запаса детей с ЗПР, необходимо отметить:

  1. недифференцированное определение качеств предметов (толстая веревка - широкая)

  2. неумение соподчинять выделенные качества (серые брюки с коричневым ремнем и белой пряжкой - брюки коричневые, черные, белые )

  3. употребление прилагательных безотносительно к обозначаемым ими качествам (слон квадратный)

  4. ошибки персеверативного характера (стол круглый, ручка круглая, платье круглое)

  5. использование прилагательных - неологизмов (стол прямоугольниковый)

Проблемы в усвоении атрибутивного словаря не являются проблемами, специфическими только для детей с ЗПР. В литературе отмечается, что и дети без нарушений в развитии также испытывают сложности в этом плане, которые обусловлены объективными факторами: во-первых - спецификой самого прилагательного; во-вторых - социальной запущенностью и, как следствие, недостаточным уровнем речевого общения в семье, лексически бедной, в частности прилагательными, языковой средой.

Анализ общей и специальной библиографии позволяет следующим образом охарактеризовать состояние атрибутивного словаря детей с ЗПР:

  1. отмечается значительное расхождение между объемом активного и пассивного словаря с преобладанием пассивного;

  2. зарегистрирована затрудненность активизации пассивного атрибутивного словаря у детей с ЗПР;

  3. наблюдается предпочтительное употребление минимального набора лексико-семантических групп имен прилагательных;

  4. неточное, недифференцированное употребление имен прилагательных;

  5. недостаточное количество обобщающих прилагательных, а также прилагательных, конкретизирующих общие понятия;

  6. зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности учащихся.



© 2010-2022