Разработка классного часа по теме: Путешествие в страну Законию

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разработка классного часа по теме: "Путешествие в страну Законию".

Цели занятия:

1. Дидактические: познакомить учеников с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», показать на примерах, как функционируют данные статьи в современном мире.

2. Развивающие: формировать у учащихся основы правовой культуры, развивать навыки работы с текстами законов, нормативными документами.

3. Воспитательные: развивать такие качества, как: патриотизм, гражданственность, уважение к закону, к правовым нормам.

Оборудование: источники: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Конституция Р.Ф.», презентации:

План работы

1. Права и обязанности ребенка.

2. Правовой статус ребенка в семье.

3. Права ребенка на жизнь во взрослом мире.

«Иной закон из рода в род

От деда переходит к внуку.

Он благом был, но в свой черед

Стал из благодеянья мукой …»

Гете «Фауст»

(эпиграф указа на доске)

Работу по первому пункту плана предлагается начать с беседы о происхождении Декларации прав ребенка.

Выступление ученика (подготовленное заранее) содержит информацию об истории появления Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка.

«В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После второй мировой войны, в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом защиты и помощи. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая состояла из 10 статей, призывающих родителей, отдельных лиц, государственные органы власти соблюдать изложенные в ней права детей. С 1979 года по 1989 год разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. Ее подписала 61 страна. Конвенция - это документ высокого международного уровня, который имеет силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь. Семья есть основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия ее членов и особенно детей. Семья должна предоставить для ребенка все необходимое для гармоничного развития личности, полного развития в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН. Ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в правовой защите и специальной охране, как до, так и после рождения. В особом внимании нуждаются дети, оказавшиеся в трудном положении (безнадзорные, без попечения родителей и т.д.)

Далее внимание учеников обращается на эпиграф к классному часу. После его прочтения ученикам предлагается вопрос: Конвенция прав ребенка была принята полувека назад. По урокам истории и обществознания мы знаем, что все меняется очень быстро. То, что нужно было вчера, сегодня уже устарело. Может и Конвенция прав ребенка, как говорит Гете «стала из благодеянья мукой» и ее положения устарели?

Чтобы ответить на данный вопрос, учитель предлагает рассмотреть основные права и обязанности ребенка из Конвенции и доказать их актуальность.

Дальнейшая работа учеников по изучению содержания Конвенции проходит в группах.

Примерные задания для групп:

Первая группа: Указать основные права ребенка.

Вторая: Указать основные обязанности ребенка.

Третья группа: Указать основные обязанности родителей.

Приводятся возможные варианты ответов учеников.

Ответ первой группы.

Права ребенка

1.

Жить и воспитываться в семье, зная своих родителей и совместно проживать с ними, право на общение с родителями и родственниками.

2.

Право на заботу родителей и на воспитание родителями, на обеспечение своих интересов.

3.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

4.

Право на защиту своих интересов и законных прав.

5.

Право на изменение фамилии и имени.

6.

Право на получение содержания от родителей.

7.

Право на расходование средств, предназначенных на воспитание и образование.

8.

Право собственности на доходы, подаренное имущество.

9.

Право собственности на имущество родителей.

Ответ второй группы.

Обязанности ребенка

1.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.

2.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях.

3.

Дети обязаны уважать родителей.

4.

Дети обязаны прислушиваться мнения своих родителей.

Ответ третьей группы.

Обязанности родителей

1.

Содержать детей до 18 лет

2.

Воспитывать детей до 18 лет

3.

Защищать права и обязанности детей до совершеннолетия

4.

Представлять интересы детей до совершеннолетия

После подведения итогов по работе над содержанием Конвенции, дети подчеркивают, что слова Гете не устарели, так как вопрос о правах и обязанностях всегда актуален. Человек должен знать и понимать законы, чтобы не нарушать их и соблюдать порядок в обществе. Меняются времена и изменяются законы, но в данном случае речь идет о таких законах, которые актуальны и сейчас.

При работе со вторым пунктом плана можно использовать презентацию «Семья».

Ученикам предлагается более подробно остановить на вопросе о том, как родители должны заботиться о своих детях.

В качестве источников даны: Конституция Р.Ф.

Семейный кодекс

Конвенция прав ребенка.

В ходе анализа обязанностей родителей можно привести следующие ответы:

 Обязанность воспитывать своих детей;

 Обязанность нести ответственность за нарушение прав и законных интересов своих детей;

 Обязанность обеспечивать интересы ребенка;

 Обязанность применять гуманные способы воспитания;

 Обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования.

Дальнейшая работа по вопросу предлагается в группах. Ученики, использую указанные выше источники, рассматривают предложенные им казусы и отвечают на вопросы.

Первая группа: Супруги Роденко развелись. Сыну Петру 13 лет. Может ли мама изменить фамилию сына, не спросив его об этом? (ст.12, 16)

Вторая группа: Мише 15 лет. Отец сказал ему, что он уже взрослый и должен сам добывать еду и одежду. Правильно поступает отец Миши, или нет? (ст. 26,32)

Третья группа: После развода родителей 9-летний Саша проживает с отцом, который не разрешает ему общаться с мамой и другим родственниками. Правильно ли поступает отец Саши? (ст.18)

Третий вопрос классного часа можно начать с определения понятия «Гражданин» и указать какие права и обязанности есть у граждан России?

При рассмотрении этого вопроса можно использовать презентацию «Права и обязанности ребенка»

И содержание Конституции Р.Ф.

Примерные ответы учеников:

Гражданин - человек, который обладает правами, свободами и несет определенные обязанности в обществе.

Права и обязанности определяются законом - Конституцией Р.Ф.

Права: право на свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести.

Граждане равны перед законом.

Обязанности: соблюдать законы России, уважать права и свободы других людей, защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу, заботиться о детях.

Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства (ст. 9,12)

При рассмотрении вопроса о правах и обязанностях, ученикам предлагается анализ притчи «Гвоздь воспитания».

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.

- Что же ты плачешь? - спросил отец - Ведь на столбе не осталось и гвоздя.

-Гвоздей нет, а дырки остались - ответил сын».

Для беседы ученикам можно задать следующие вопросы: что символизирует столб и почему подросток заплакал?

Ученики указывают на то, что столб - закон, гвозди - это нарушение прав и не соблюдение обязанностей, которое не проходит без последствий. Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как и дырки на столбе. Данная притча - повествование о безответственности и о том, нет прав без обязанностей.

Далее ученикам предлагаются ситуации, с которыми они могут столкнуться:

 В школьной жизни;

 В больнице;

 В милиции.

Вопросы и ответы отдельные ученики готовят заранее, а затем выступают перед всем классом.

Первый ученик «Мои права в школе».

Есть ли у меня обязанности в школе и какие?

Ученик обязан:

 Выполнять Устав образовательного учреждения;

 Бережно относиться к имуществу;

 Добросовестно учиться;

 Выполнять требования педагогов.

Какие могут быть наказания (взыскания)?

 Замечание;

 Выговор;

 Возложение обязанности возместить вред;

 Возложение обязанности принести публичные извинения;

 Исключение из школы.

Сколько контрольных может быть в день?

Не может быть более 4-5 по предмету за год, остальные работы проверочные, или самостоятельные. Расписание контрольных работ должно составляться в соответствии с санитарными нормами. В день допускается только одна контрольная работа.

Если я пропустил занятия по болезни, имеет ли право учитель ставить двойки за незнание пропущенного материала?

Нельзя требовать от ученика того, что им не объяснил учитель. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и здоровье. Действия в данной ситуации не прописаны ни в одном нормативном акте.

Можно ли привлекать ученика к генеральной уборке, или субботнику?

Участие в таких мероприятиях осуществляется только добровольно. Запрещается привлечение без согласия ученика и его родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Как должна поддерживаться дисциплина в школе (классе)?

На основе уважения человеческого достоинства учеников и педагогов. Не допускаются такие формы воздействия, как: физическое и психическое насилие.

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока?

Такие действия неправомерны и нарушают право ученика на образование. Удаление с урока возможно только как крайняя мера. Более того, учитель несет ответственность за здоровье ученика и охрану его жизни во время урока.

Второй ученик «Мои права в больнице».

Имеют ли право работники скорой помощи требовать оплаты их услуг?

Нет. Скорая помощь любым лицам, находящимся на территории Р.Ф. оказывается бесплатно.

Должен ли врач рассказать мне все о моей болезни?

Да. Должен объяснить все в доступной для ребенка форме.

К кому мне обратиться, если мои права были нарушены врачом?

Можно обратиться к главному врачу, а так же в суд.

Третий ученик. «Мои права в милиции».

Надо ли иметь при себе документы?

Лучше всего иметь при себе ксерокопию паспорта, или свидетельства о рождении. Иметь при себе документы, удостоверяющие личность необходимо.

За какие правонарушения могут доставить в отделение милиции?

 Мелкое хулиганство;

 Злостное неповиновение;

 Незаконная продажа;

 Мелкая спекуляция;

 Распитие спиртных напитков;

 Нарушение правил дорожного движения.

На улице у меня отобрали мобильный телефон. Что мне делать?

Любыми способами нужно сообщить в милицию. Позвонить «02», или сообщить постовому милиционеру. Поставить в известность родителей.

В результате, после проведения данного занятия, ученики должны знать:

 В каких документах можно прочитать о правах ребенка;

 Как можно использовать свои права на практике;

 Какие обязанности существуют у учеников;

 Почему важно не только помнить о своих правах, но и выполнять обязанности.

При завершении работы ученикам можно предложить выполнить ЭССЕ по темам: «Жить по закону», «Я - гражданин России», «Моя счастливая семья».



© 2010-2022