Планирование программы Юные дарования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

Юные дарования


Автор-составитель:

Южакова М.С., учитель начальных классов МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкар











Паспорт программы

1.1.Название программы: «Юные дарования».

1.2.Основание для разработки.

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы, в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которое под силу только творческой, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, личности обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми

-Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

-основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Концепция модернизации российского образования, утвержденная распоряжением Правительства РФ;

-Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ

1.3.Заказчик программы:

Педагогический коллектив МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара Республики Коми

1.4. Разработчик:

Южакова М.С.

1.5.Цель программы.

Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

1.6. Задачи программы:

1.Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

2.Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.

3.Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

4.Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

5.Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

6.Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

1.7.Сроки реализации программы: 2012-2015 г.г.

Первый этап - диагностико-организационный (1 год ):

-создание нормативно-правовой базы;
-создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
-изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
-организация методического обеспечения;
-повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап - организационно - практический (3 года):

-апробация программы работы с одарёнными детьми;

-мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

-отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;

-методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;

-отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

-психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап - рефлексивно - обобщающий (1 год):

-анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;

-анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

-анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;

-определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

2. Концепция работы с одаренными детьми.

2.1.Понятие одарённости и классификация детей по одарённости.

В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Общие особенности одаренных детей:

-одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

- высокие умственные возможности;

- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

2.2. Принципы работы с одарёнными детьми.

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Условия успешной работы с одаренными учащимися;

- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;

-признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми:

-процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью;

-упешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий.

3. Содержание программы.

3.1. Направления реализации программы:

Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

- социально-психологическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- психологическое обследование одаренных учащихся;

- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;

- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

- беседы с родителями ОУ;

- усилить приток одаренных детей из окрестных детских садов.

Психолого-педагогическое сопровождение ОД:

- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОУ;

- создание развернутых характеристик на ОУ;

-организация и проведение психолого-педагогического консультирования учащихся, педагогов, родителей;

- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;

- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;

- организация психолого-педагогического семинара для учителей;

- организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ;

- организация мониторинга развития ОУ.

Организация работы с ОУ во внеурочной деятельности:

- организацию кружковой работы;

- организацию олимпиад по учебным предметам;

- организацию проектной деятельности;

- организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.;

- организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);

- организацию ученических научных конференций;

- создание клубов по интересам;

- организацию предметных выставок;

- организацию вечеров и праздников;

- создание школьного театра;

- создание спортивного центра;

- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;

- выпуск стенгазет;

- образовательные туристические поездки;

- организация предметных декад, дней профиля.

Направления:

1. Координационное.
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.

Алгоритм реализации программы.

Координационное направление:

- Организация работы коллектива.
- Обеспечение нормативно - правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.

Диагностическое направление:

- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей.
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.

Кадровое направление:

- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам).

Развивающее направление:

- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно - коммуникационных технологий.
Информационное направление:

- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.

3.2.Формы работы.

При выборе форм и методов обучения мы опирались на основные положения:

- технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) - обучение В.В.Полякова;
- технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;
- технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • участие в школьных и районных олимпиадах;

  • проектная деятельность учащихся;

  • конкурсы, интеллектуальные марафоны, игры, викторины;

  • создание детских портфолио;

  • факультативы и предметные кружки;

  • работа по индивидуальным планам;

  • творческие мастерские;

  • НОУ «САМИ» (научное общество учащихся);

  • научно-практические конференции;

  • предметные недели (декады) и Дни науки;

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • сотрудничество с другими школами.

Основные формы внеурочной образовательной

деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся


  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе

Интеллектуальные марафоны

  • Стимулировать учащихся к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

  • Формировать организованность, работать в коллективе.

  • Подготовка к олимпиадам

3.3. Перечень мероприятий в рамках программы.

Содержание мероприятий

Сроки

Исполнители

Результат

Первый этап: диагностико-организационный

Организация работы над программой.

Разработка Программы о работе с одарёнными детьми

Февраль-март 2012

Южакова М.С.

Программа «Юные дарования»

Обсуждение и утверждение проекта программы на:

-педагогическом совета;

-МО учителей начальных классов

Март 2012

Зам. директора по НМР

Принятие программы

Создание психологической службы для работы с одаренными детьми

2012

Администрация

Психологическая служба

Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных учащихся

2012

Педагог-психолог

анкетирование

Подбор и накопление литературы по проблеме.

Организация информационных выставок по проблеме

Постоянно

ШМО учителей нач. классов, школьный библиотекарь

Составление картотеки, подготовка выставки

Психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит воспитание ОУ

2012

Педагог-психолог, зам.директора по УВР

Заключение

Формирование банка диагностических методик индивидуального развития одарённого ребёнка, его познавательных возможностей, способностей

2013-2014

Педагог-психолог

Банк диагностических методик

Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода реализации программы

Зам. директор школы

Маршрут развития

Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей. Создание программ индивидуального развития одаренных учащихся

ежегодно

Администрация

Рекомендации

Подбор учебных программ для углубленного изучения предметов, факультативов

2012

ШМО учителей нач. класов

Утверждение программ

Разработка практических рекомендаций по организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными детьми в УО. Создание комплексно-целевых программ в ОУ

2012

ШМО учителей нач. классов, педагог -психолог, администрация

Комплексно-целевая программа

Организация работы постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми:

- «Понятие одаренности в педагогике и психологии».

- «Специфика работы учителя с одаренными детьми. Варианты моделей обучения одаренных детей. Формы и методы работы».

- «Особенности содержания учебных программ для одаренных детей».

- «Контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся».

- «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей»

В течение периода реализации программы

Зам. директор школы

План семинара


Второй этап: организационно-практический

Организация работы факультативов и кружков

Постоянно

ШМО учителей нач. классов

Программы кружков и факультативов

Организация занятий с учащимися по индивидуальной образовательной траектории

Постоянно

ШМО учителей нач. классов

Программа индивидуального развития

Разработка положения о школьном интеллектуальном марафоне для учащихся начальных классов

2013

ШМО учителей нач. классов

Положение о марафоне

Разработка положения о научном обществе учащихся начальных классов

2013

ШМО учителей нач. классов

Положение о НОУ

Разработка положения о научно-практической конференции учащихся начальной школы

2013-2014

ШМО учителей нач. классов

Положение о конференции

Разработка положения о проведении Декады наук

2013-2014

ШМО учителей нач. классов

Положение о декаде

Разработка положения о проведении выставок «Юные дарования»

2013-2014

ШМО учителей нач. классов

Положение о проведении выставок

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

ШМО учителей нач. классов

Пополнение МТБ

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

2012г

Администрация

Система поощрений

Участие в предметных олимпиадах:

= школьного уровня

= районного уровня

= городского уровня

= республиканского уровня

= всероссийского уровня:

«Русский медвежонок»

«Кенгуру»

«КИТ»

Постоянно

учителя

Охват участников

Проведение школьного интеллектуального марафона для учащихся начальной школы

ежегодно

ШМО учителей нач. классов

Охват участников

Проведение научно-практических конференций для учащихся начальных классов

ежегодно

ШМО учителей нач. классов

Охват участников

Проведение Декады наук

ежегодно

ШМО учителей нач. классов

Охват участников

Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней)

ежегодно

ШМО учителей нач. классов

Охват участников

Диагностика одарённых детей при поступлении в школу. Проведение педконсилиума по результатам диагностики

Ежегодно с 2012

Педагог -психолог

анкетирование

Организация тренингов, способствующих творческому росту учителей и ОУ

Периодически

Педагог-психолог

памятки

Организация и проведение предметных выставок

ежегодно

ШМО учителей нач. классов

Оформление выставок

Организация проектной деятельности учащихся

Постоянно, согласно учебных программ

ШМО учителей нач. классов

Творческие и исследовательские работы

Образовательные туристические поездки

периодически

ШМО учителей нач. классов

Творческие и исследовательские работы

Третий этап: рефлексивно-обобщающий

Изучение, анализ, экспертиза школьных программ по работе с одаренными учащимися

2015

Администрация

Экспертное заключение

Организация тематической проверки в УО «Система работы с одаренными учащимися в школе»

2015

Администрация

Экспертное заключение

Экспертиза программ углубленного изучения предметов

2015

Администрация

Экспертное заключение

Экспертиза программ факультативов и кружков, индивидуально-групповых занятий для работы с одаренными учащимися

2015

Администрация

Экспертное заключение

Психолого-педагогическое сопровождение в работе с родителями

Мероприятие


Сроки

Ответствен-ные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»

Сентябрь, ежегодно

Психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с
родителями учащихся

Октябрь, ежегодно

Учителя нач. классов

3.

Информационно-психологический вестник «Режимные
моменты в жизни школьника»

Ноябрь, ежегодно

Психолог и классный руководитель

4.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся

Январь, ежегодно

Психолог и классный руководитель

5.

Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»

Март, ежегодно

Психолог

4. Обеспечение программы

Материально-техническое и информационное обеспечение:

- обеспечение нормальной наполняемости классов;

- обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СЭС;

- укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной, и художественной литературой;

- подключение школы к сети INTERNET;

- Обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

Сетевое обеспечение:

- с центрами дополнительного образования (ДЮСШ, ДХШ, ЦДТ, ДМШ);

- с институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- с методическим центром учителей;

-с центральной детской библиотекой;

-с детскими садами.

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность

Заместитель директора по ВР,

Заместитель директора по НМР,

Заместитель директора по УВР

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Педагоги-организаторы.

Учителя

Педагоги дополнительного образования

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и города

Методист МУОО,

преподаватели учебных заведений дополнительного образования города

5. Ожидаемые результаты.

Реализация творческого потенциала детей:

  • занятия в кружках, секциях;

  • призовые места в олимпиадах;

  • положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

  • - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

  • - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

  • - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;

  • - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

5.1.Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одарённых детей в школе

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников

Управление Программой и контроль ее реализации осуществляется администрацией школы и специалистами, работающими с одаренными детьми

5.2.Риски и методы их коррекции

Отсутствие материальной базы

Оснащение материально - технической базы школы
(спонсорская помощь)

Отсутствие подготовленных педагогов

Повышение квалификации педагогов (курсы, научно - практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы

Создание банка данных методической литературы.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний

Стимуляция учащихся
( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)

6. Литература

1. Дунаева Е.А., Закидина Н.П. Планирование и организация интеллектуального марафона. Завуч начальной школы, №7, 2010. - с.4

2. Гильбух Ю.З. - Внимание: одаренные дети. - М., 1991 - с. 78

3. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО

«АиФ Принт» , 2003

4. Иващенко Н. - Три точки на листе бумаги. Управление школой №38, октябрь 1999 год - 3 с.

5. Лопатина М.А. - Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70-72

6. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

7. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. - Управление персоналом. - 2000, с. 15-19. 12

8. Огурэ Л. 12. Марафон для одаренных. - ЛГО №4, 2000, с. - с.28

9. Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - с.416 .

10. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 1996, с. 2-30.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.

11. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 272 с.

12. Сырицына С.И. Научно-исследовательская деятельность НОУ начальной школы. Завуч начальной школы, №4, 2010. - с.12

13. Шитова Е.В. Внеклассная работа по предметам. Завуч начальной школы, №1, 2005. - с.117

Одарённость: рабочая концепция. М., 1996. - 6 с.

14. Штерн В. - Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. - 128 с. - 3-11 с.

15. Хромова Т. - Одаренные дети. - Воспитание школьника. - 1997, №4 -с. 6-9





© 2010-2022