• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ГЕОЛОГИЯ 21. 02. 10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 ГЕОЛОГИЯ 21. 02. 10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)


НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)

















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.04 ГЕОЛОГИЯ

21.02.10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений




















НИЖНЕВАРТОВСК

-2015-

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК «Э и Б»

Протокол заседания

№___ от «__» _________ 2015г.

____________Е.Г. Драницына

УТВЕРЖДЕНО

Председатель Методического совета ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»

__________ Р.И. Хайбулина

«__» _________ 2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.10 «Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений».

Разработчик:

Якунина Снежанна Николаевна преподаватель первой категории Нижневартовский нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»


Согласовано:

____________________ ___________________ _________________________

(подпись, МП) (инициалы, фамилия) (занимаемая должность)
















СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Геология

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений (базовой подготовки).

Программа учебной дисциплины может быть использована: в рамках профессионального цикла укрупненной группы специальностей 21.02.10 Геология и разведка нефтяных и газовых месторождений реализации программы выполнения работ по профессии: Техник-геолог, реализации программ дополнительного профессионального образования взрослого и незанятого населения; программ профильной подготовки обучающихся старшей ступени общеобразовательной школы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

- определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

- определять физические свойства и геофизические поля;

- классифицировать континентальные отложения по типам;

- обобщать фациально-генетические признаки;

- определять элементы геологического строения месторождения;

- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

классификацию и свойства тектонических движений;

- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

- эндогенные и экзогенные геологические процессы;

- геологическую и техногенную деятельность человека;

- строение подземной гидросферы;

- структуру и текстуру горных пород;

- физико-химические свойства горных пород;

- основы геологии нефти и газа;

- физические свойства и геофизические поля;

- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

- основные минералы и горные породы;

- основные типы месторождений полезных ископаемых;

- круговорот воды в природе;

происхождение подземных вод и их физические свойства;

- газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации;

- грунтовые и артезианские воды;

- подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах;

- подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;

- минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

- горные породы как группы и их физико-механические свойства;

- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- основы фациального анализа;

- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -120 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 40 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:


практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

0СН0ВЫ ОБЩЕИ ГЕОЛОГИИ


20


Тема 1. 1.

Земля и Вселенная.

Содержание учебного материала

2


11

Общие сведения о солнечной системе,

галактиках, зарождении Вселенной

2

1

Тема 1. 2.

Общая характеристика Земли

Содержание учебного материала

2


1

Краткие сведения о форме и размерах Земли.

Понятие о магнетизме Земли.

2

1

Тема 1. 3.

Строение земли

Содержание учебного материала

6


1

Внешние оболочки Земли.

2

1

2

Внутренние оболочки и ядро земли. Земная кора.

2

1

3

. Земная кора. Строение Земной коры.

2

1

Тема 1. 4

Физическая жизнь земной коры

Содержание учебного материала

10


1

Общие понятия о геологических процессах.

Экзогенные процессы.

2

1

2

Эндогенные геологические процессы. Магматические процессы. Понятие о метаморфизме пород.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Основные формы тектонических движений земной коры

4

3

Раздел 2.

ОСНОВЫ МИНЕРАЛОГИИ, КРИСТАЛЛОГРАФИИ И ПЕТРОГРАФИИ

14


Тема 2.1.

Основы минералогии и кристаллографии

Содержание учебного материала

6


1

Понятие о минералах. Физические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу.

2

1

Практические занятия

№ 1 «Определение минералов».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с коллекцией минералов

2

3

Тема 2. 2.

Основы петрографии

Содержание учебного материала

8


1

Общие сведения о горных породах. Магматические, осадочные и метаморфические породы

2

1

Практические занятия

№ 2 «Определение горных пород».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с коллекцией горных пород

4

3

Раздел 3.

ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИСТРУКТУРНОЙ ГЕОЛОГИИ

12


Тема 3.1.

Краткие сведения об историческо Геологии

Содержание учебного материала

8


1

Основные задачи исторической геологии. Методы исторической геологии. Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды, эпохи, века

2

1

2

Стратиграфические и геохронологические подразделения. Методы определения возраста Земли и горных пород. Геологическая карта. Геологический разрез

2

1

3

Практические занятия

Геологический разрез Самотлорского месторождения

2


Самостоятельная работа обучающихся

Относительная геохронология. Деление истории Земли на эры, периоды, эпохи, века.

2

3

Тема 3.2.

Основы структурной геологии

Содержание учебного материала

4


1

Основные элементы структуры литосферы. Основные формы залегания горных пород. Тектоника литосферных плит

2

1

2

Практические занятия

Формы залегания горных пород на Самотлорском месторождении

2

1

Раздел 4

ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ НЕФТИ И ГАЗА.

22


Тема 4.1.

Нефть и природный газ

Содержание учебного материала

8


1

Гипотезы образования нефти и газа. Нефть, ее химический состав и свойства

2

1

2

Практические занятия

Химический состав и свойства нефти Самотлорского месторождения

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Нефть, её элементарный состав

4

3

Тема 4.2.

Условия залегания нефти, природного газа и пластовой воды в земной коре

Содержание учебного материала

14


1

Понятие о породах - коллекторах. Фильтрационные свойства пород - коллекторов

2

1

2

Практические занятия

Определение пористости и проницаемости

2

1

3

Нефте-, газо-, водонасыщенность пород - коллекторов. Понятие о покрышках. Природные резервуары и ловушки

2

1

4

Залежи и месторождения нефти и газа. Образование и разрушение залежей нефти и газа

2

1

5

Практические занятия

Литология и стратиграфия Самотлорского месторождения

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Определение пористости и проницаемости

Общие сведения о давлении и температуре в нефтяных и газовых пластах

Понятие о нефтегазоносных провинциях.

Крупнейшие нефтяные и нефтегазовые месторождения

4

3

Раздел 5 НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВАЯ ГЕОЛОГИЯ

52


Тема 5.1. Вскрытие, перфорация и опробование продуктивных горизонтов

1

Цели и задачи, стоящие перед бурением скважин. Методы изучения разрезов скважин. Геологические методы исследования скважин.

2

1

4

Общие сведения о вскрытии, перфорации и опробовании продуктивных горизонтов. Испытание скважин. Влияние условий вскрытия продуктивных пластов на продуктивность скважин.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Общие сведения о вскрытии, перфорации и опробовании продуктивных горизонтов

2

3

1

Общие сведения о корреляции разрезов и состояния корреляционных схем. Учет искривления скважин.

2

1

2

Составление типового и сводного разрезов. Построение геологических профилей, структурных карт и карт эффективных толщин.

2

1

3

Практические занятия

Геологический разрез Самотлорского месторождения

2

1

4

Практические занятия

Построение геологического профиля по данным бурения

2

1

5

Практические занятия

Построение структурной карты по данным бурения



Самостоятельная работа обучающихся

Построение геологического профиля по данным бурения

Построение структурной карты по данным бурения

4

3

Тема 5.2

Режимы залежей нефти и газа

Содержание учебного материала

6


1

Природные режимы нефтяных и газовых залежей, геологические факторы их формирования и проявления.

2

1

2

Характеристика природных режимов газовых и газо-конденсатных залежей. Определение режимов работы залежей в процессе опытно-промышленной эксплуатации.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Природные режимы нефтяных и газовых залежей, геологические факторы их формирования и проявления

2

3

Тема 5.3

Методы подсчёта запасов нефти и газа

Содержание учебного материала

8


1

Общие сведения о классификации запасов нефти и газа. Краткая характеристика категорий запасов. Методы подсчета запасов нефти.

2

1

Практические занятия

Подсчет запасов нефти и газа

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подсчет запасов нефти и газа

Понятие о методе подсчета запасов по падению пластового давления

4

3

Тема 5.4

Геологические основы разработки нефтяных, газовых месторождений

Содержание учебного материала

6


1

Понятие о системе разработки. Рациональная система разработки. Системы разработки месторождений

2

1

2

Практические занятия

Рациональная система разработки Самотлорского месторождения

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Системы разработки месторождений

2

3

Тема 5.5

Геофизические исследования пластов и геологопромысловый контроль за разработкой нефтяных и газовых месторождений.

Содержание учебного материала

10


1

Стадии разработки нефтяных и газовых залежей. Методы геолого-промыслового контроля за разработкой нефтяных и газовых залежей

2

1

2

Практические занятия

Заключительная стадия Самотлорского месторождения

2

1

3

Природные режимы нефтяных и газовых залежей, геологические факторы их формирования и проявления

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Радиометрические исследования

Промышленная оценка открытых месторождений нефти

4

3

Тема 5.6

Охрана недр и

окружающей среды

Содержание учебного материала

4


1

Комплекса мероприятий, направленных на соблюдении мер по охране недр и окружающей среды.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Нефть как источник загрязнения природной среды

2

3

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Учебный кабинет: «Геологии».

Оборудование учебного кабинета: 15 столов, 30 стульев для сидения обучающихся; рабочее место преподавателя; доска; стенды.

Технические средства обучения: персональный компьютер 1 ед., экран 1 ед., проектор мультимедийный 1 ед.

Лаборатория: «Геологии».

Оборудование: коллекция минералов и горных пород, приборы для проведения лабораторных и практических работ согласно учебного плана, комплект учебных геологических карт.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. В.П.Ананьев, А.Д. Потапов «Инженерная геология»,-М.Высшая школа,2006 г.

2. Н. В Короновский. Общая геология. М.:КДУ, 2006

3. Н. В. Короновский, В. Е. Хаин, Ясаманов Н. А. Историческая геология : Учебник. М.: изд-во Академия, 2006.

4. Геоморфология. Учебное пособие для студентов географических специальностей университетов. М., Издательство «Академия», 2005.

Дополнительная литература:

1. Г. А. Габриэлянц Гоология, поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений. - М. Недра, 2000 г.

2. Ю.И.Брагин ,С.Б.Вагин, И.С.Гутман, И.П.Чоловский Нефтепромысловая геология и гидрогеология залежей углеводородов. /И. Недра, 2004 г._

3. М.М.Иванова, И.П.Чоловская, Ю.И.Брагин Нефтегазопромысловая геология. - М. Недра, 2000 г.

4. АА.Карцев ,С.Б.Вагин, В.П.Шугрин,Ю.И.Брагин «гНефтегазовая гидрогеология».-М.РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина,2001г

ihst.ru/projects/sohist/papers/zvenja/1/163-234.pdf

minsoc.ru/library/











4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

- определять по геологическим, геоморфологическим, физиографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

- определять физические свойства и геофизические поля;

- классифицировать континентальные отложения по типам;

- обобщать фациально-генетические признаки;

- определять элементы геологического строения месторождения;

- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- семинарского занятия;

- устного опроса;

- тестового практического задания,

- экспертной оценки выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий,

- контрольных работ по темам разделов.

Итоговый контроль в форме:

Экзамен

знать:

- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

классификацию и свойства тектонических движений;

- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

- эндогенные и экзогенные геологические процессы;

- геологическую и техногенную деятельность человека;

- строение подземной гидросферы;

- структуру и текстуру горных пород;

- физико-химические свойства горных пород;

- основы геологии нефти и газа;

- физические свойства и геофизические поля;

- особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;

- основные минералы и горные породы;

- основные типы месторождений полезных ископаемых;

- круговорот воды в природе;

происхождение подземных вод и их физические свойства;

- газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации;

- грунтовые и артезианские воды;

- подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах;

- подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;

- минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;

- горные породы как группы и их физико-механические свойства;

- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- основы фациального анализа;

- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

Рубежный контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических занятий;

- семинарского занятия;

- устного опроса;

- тестового практического задания,

- экспертной оценки выполнения ситуационных и проблемно-ориентированных заданий,

- контрольных работ по темам разделов.


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


6

© 2010-2022