• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов различных специальностей, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы приви...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ЕН.02.Экологические основы природопользования.

ОТДЕЛЕНИЕ «Электроснабжение»

ПЦК математических и общих естественно-научных дисциплин




УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

_________________________Бозрова И.Г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ


Дисциплина ЕН.02.Экологические основы природопользования.



для специальности 140409 «Электроснабжение» (по отраслям)

Разработчик:

Преподаватель _____________________________ Павлова Е.О.

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК социально-экономических и гуманитарных дисциплин

протокол №___ от «__»__________201_ г.

__________________________________________________________________

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета

протокол №___ от «__»_______. 201_ г.

________________________________________________________________

Зам. директора по качеству образовательного процесса:

Н.Г.Ронжина

Содержание




  1. Общие положения

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов 2ого курса специальности «Электроснабжения».

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:

  • Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

  • Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;

  • Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

  • Строить доказательства на основе существенных признаков.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» обеспечивает умение:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

  • анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

  • выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

  • определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

  • оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.

Функции самостоятельной работы:

- информационно - обучающая; - воспитывающая

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая.


  1. Формы самостоятельной работы

Формами самостоятельной работы являются:

  • Заполнение тематических таблиц;

  • Составление глоссария;

  • Подготовка презентации;

  • Подготовка сообщения.

Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины.

На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам:

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.

Самостоятельная работа № 1. Подготовка сообщения в письменной форме по одной из предложенных тем:

- Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы на период до 2016 год.

- Рекомендации Международного энергетического агентства по экономии электроэнергии.

- Анализ информации о динамике выбросов загрязняющих веществ по основным отраслям промышленности Центрального федерального округа за 2013-2014гг..

- Экологическое влияние ТЭС на окружающую среду с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы

Правила оформления сообщения/реферата:

  1. Титульный лист (пример):

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

    Ресурсный центр «Электроснабжения и ИКТ»

    Специальность: 140409 «Электроснабжение (по отраслям)»


    Выполнил: студент группы 2ЭС9-1

    Нимогов С.Е.

    Проверил: преподаватель

    Павлова Е.О.


    Москва

    2014

  2. Вся работа выполняется шрифтом Times New Roman, 14 размером, 1,5 межстрочным интервалом. Каждый новый абзац должен начинаться с красной строки.

  3. Список используемой литературы - обязателен, там указываются также Интернет-ресурсы.

Целью данной самостоятельной работы является анализ и вывод экологической ситуации на важных производственных объектах страны и мира.

Раздел 2. Правовые и социальные аспекты природопользования.

Самостоятельная работа № 2. 1)Составление сводной таблицы классификаций «Природные ресурсы».

Заполнить таблицу:

Назначение природных ресурсов

Виды природных ресурсов

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Невозобновимые

Возобновимые

1..Многоцелевое.

Земля, вода, воздух, лес.

и тд…

2) Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.

Дать определение основным понятиям:

  • Юридическая ответственность;

  • Административная ответственность;

  • Уголовная ответственность;

  • Дисциплинарная ответственность;

  • Экологическое правонарушение;

  • Экологически вредная деятельность.

Раскрыть основные виды ответственности за нарушение экологических норм.

Целью данной самостоятельной работы является закрепление навыка работы со словарем, выделение главного из общего, развитие памяти и расширение словарного запаса.

Раздел 3. Жизнь современного человека в условиях мегаполиса.

Самостоятельная работа № 3.

  1. Составление глоссария по основным экологическим понятиям.

В данной самостоятельной работе должны быть даны определения таким основным понятиям как:

  • Антропогенное воздействие;

  • Абиотические факторы;

  • Биотические факторы;

  • Экологизация производства;

  • Экологическая безопасность;

  • Биологические часы;

  • Экологическая система;

  • Биогеоценоз;

  • Биоценоз;

  • Закон;

  • Кадастр;

  • Биогеохимический круговорот, или биогеохимические циклы;

  • Мониторинг;

  • Экологический паспорт;

  • Экологическое право;


  1. Подготовка презентации на тему: «Экологический паспорт предприятия».

Используя основные положения экологического паспорта, создайте экологический паспорт своего предприятия.

Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.

В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:

  • показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;

  • показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;

  • общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.

К первой группе относятся следующие показатели:

  • экологичность выпускаемой продукции;

  • влияние на водные ресурсы;

  • влияние на атмосферный воздух;

  • влияние на материальные ресурсы и отходы производства;

  • влияние на земельные ресурсы.

Ко второй группе показателей относятся такие, как:

  • оснащенность источников загрязнения очистными устройствами;

  • пропускная способность имеющихся очистных сооружений;

  • прогрессивность применяемого очистного оборудования;

  • возможность контроля за функционированием очистного оборудования;

  • рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия;

  • удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия.

Третья группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.

К ним относятся:

  • доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;

  • доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;

  • доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

  • доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

  • доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

  • доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;

  • доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.

Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.

Целью данной самостоятельной работы является закрепление навыка работы со словарем, выделение главного из общего, развитие памяти и расширение словарного запаса, а также выявление умения сравнительного анализа предложенных позиций.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3.1. Основная литература

№ п/п

Наименование

Авторы

Место издания

Год издания

Наличие

в научно-технической библиотеке, экз.

в ЭБС, адрес в сети Интернет

1.

Экологические основы природопользования

Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.

M.; ACADEMA

2011

25 шт.

lib.ks54.ru/

2.

Строительная экология.

. Сугробов Н.П., Фролов В.В.

M.; ACADEMA

2007

3 шт.

lib.ks54.ru/

3.

Экология и экологическая безопасность

Хатунцев Ю.Л.

M.; ACADEMA

2007

3 шт.

lib.ks54.ru/

3.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Авторы

Место издания

Год издания

Наличие

в библиотеке, экз

в ЭБС, адрес в сети Интернет

1.

Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?

Арский Ю.М., Данилов - Данильян В.И., и др.

М., из-во МНЭПУ


1997

4 шт.

lib.ks54.ru/

2.

Основы промышленной экологии

Голицин А.Н.

M.; ACADEMA, 2004г.

2004


lib.ks54.ru/

3.

Основы экологии, охраны природы и общей природоохранной деятельности.

Тупикин Е.И.

M.; ACADEMA

2004


lib.ks54.ru/

4.

Основы экологии, охраны природы и общей биологии. Книга 2.

Тупикин Е.И.

М., АО « Московские учебники»,

2000


lib.ks54.ru/

3.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

ru.wikipedia.org - «Свободная энциклопедия».

dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на Академике.

priroda.ru/lib - Природа России, Национальный портал.

ecoeducation.ru/ - Центр экологической политики и культуры.

© 2010-2022