- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова Е.О. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОТДЕЛЕНИЕ «Электроснабжение»
ПЦК математических и общих естественно-научных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_________________________Бозрова И.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Дисциплина ЕН.02.Экологические основы природопользования.
для специальности 140409 «Электроснабжение» (по отраслям)
Разработчик:
Преподаватель _____________________________ Павлова Е.О.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК социально-экономических и гуманитарных дисциплин
протокол №___ от «__»__________201_ г.
__________________________________________________________________
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании методического совета
протокол №___ от «__»_______. 201_ г.
________________________________________________________________
Зам. директора по качеству образовательного процесса:
Н.Г.Ронжина
Содержание
-
Общие положения
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для студентов 2ого курса специальности «Электроснабжения».
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
-
Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
-
Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
-
Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
-
Строить доказательства на основе существенных признаков.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования» обеспечивает умение:
-
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
-
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
-
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
-
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
-
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Функции самостоятельной работы:
- информационно - обучающая; - воспитывающая
- развивающая;
- ориентирующая;
- стимулирующая.
-
Формы самостоятельной работы
Формами самостоятельной работы являются:
-
Заполнение тематических таблиц;
-
Составление глоссария;
-
Подготовка презентации;
-
Подготовка сообщения.
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины.
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам:
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.
Самостоятельная работа № 1. Подготовка сообщения в письменной форме по одной из предложенных тем:
- Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы на период до 2016 год.
- Рекомендации Международного энергетического агентства по экономии электроэнергии.
- Анализ информации о динамике выбросов загрязняющих веществ по основным отраслям промышленности Центрального федерального округа за 2013-2014гг..
- Экологическое влияние ТЭС на окружающую среду с использованием Интернет-ресурсов и дополнительной литературы
Правила оформления сообщения/реферата:
-
Титульный лист (пример):
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54
Ресурсный центр «Электроснабжения и ИКТ»
Специальность: 140409 «Электроснабжение (по отраслям)»
Выполнил: студент группы 2ЭС9-1
Нимогов С.Е.
Проверил: преподаватель
Павлова Е.О.
Москва
2014
-
Вся работа выполняется шрифтом Times New Roman, 14 размером, 1,5 межстрочным интервалом. Каждый новый абзац должен начинаться с красной строки.
-
Список используемой литературы - обязателен, там указываются также Интернет-ресурсы.
Целью данной самостоятельной работы является анализ и вывод экологической ситуации на важных производственных объектах страны и мира.
Раздел 2. Правовые и социальные аспекты природопользования.
Самостоятельная работа № 2. 1)Составление сводной таблицы классификаций «Природные ресурсы».
Заполнить таблицу:
Назначение природных ресурсов
Виды природных ресурсов
Исчерпаемые
Неисчерпаемые
Невозобновимые
Возобновимые
1..Многоцелевое.
Земля, вода, воздух, лес.
и тд…
2) Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
Дать определение основным понятиям:
-
Юридическая ответственность;
-
Административная ответственность;
-
Уголовная ответственность;
-
Дисциплинарная ответственность;
-
Экологическое правонарушение;
-
Экологически вредная деятельность.
Раскрыть основные виды ответственности за нарушение экологических норм.
Целью данной самостоятельной работы является закрепление навыка работы со словарем, выделение главного из общего, развитие памяти и расширение словарного запаса.
Раздел 3. Жизнь современного человека в условиях мегаполиса.
Самостоятельная работа № 3.
-
Составление глоссария по основным экологическим понятиям.
В данной самостоятельной работе должны быть даны определения таким основным понятиям как:
-
Антропогенное воздействие;
-
Абиотические факторы;
-
Биотические факторы;
-
Экологизация производства;
-
Экологическая безопасность;
-
Биологические часы;
-
Экологическая система;
-
Биогеоценоз;
-
Биоценоз;
-
Закон;
-
Кадастр;
-
Биогеохимический круговорот, или биогеохимические циклы;
-
Мониторинг;
-
Экологический паспорт;
-
Экологическое право;
-
Подготовка презентации на тему: «Экологический паспорт предприятия».
Используя основные положения экологического паспорта, создайте экологический паспорт своего предприятия.
Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:
-
показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;
-
показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;
-
общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.
К первой группе относятся следующие показатели:
-
экологичность выпускаемой продукции;
-
влияние на водные ресурсы;
-
влияние на атмосферный воздух;
-
влияние на материальные ресурсы и отходы производства;
-
влияние на земельные ресурсы.
Ко второй группе показателей относятся такие, как:
-
оснащенность источников загрязнения очистными устройствами;
-
пропускная способность имеющихся очистных сооружений;
-
прогрессивность применяемого очистного оборудования;
-
возможность контроля за функционированием очистного оборудования;
-
рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия;
-
удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия.
Третья группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.
К ним относятся:
-
доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;
-
доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;
-
доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
-
доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
-
доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
-
доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
-
доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.
Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.
Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.
Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.
Целью данной самостоятельной работы является закрепление навыка работы со словарем, выделение главного из общего, развитие памяти и расширение словарного запаса, а также выявление умения сравнительного анализа предложенных позиций.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.1. Основная литература
№ п/п
Наименование
Авторы
Место издания
Год издания
Наличие
в научно-технической библиотеке, экз.
в ЭБС, адрес в сети Интернет
1.
Экологические основы природопользования
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б.
M.; ACADEMA
2011
25 шт.
lib.ks54.ru/
2.
Строительная экология.
. Сугробов Н.П., Фролов В.В.
M.; ACADEMA
2007
3 шт.
lib.ks54.ru/
3.
Экология и экологическая безопасность
Хатунцев Ю.Л.
M.; ACADEMA
2007
3 шт.
lib.ks54.ru/
3.2. Дополнительная литература
№ п/п
Наименование
Авторы
Место издания
Год издания
Наличие
в библиотеке, экз
в ЭБС, адрес в сети Интернет
1.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?
Арский Ю.М., Данилов - Данильян В.И., и др.
М., из-во МНЭПУ
1997
4 шт.
lib.ks54.ru/
2.
Основы промышленной экологии
Голицин А.Н.
M.; ACADEMA, 2004г.
2004
lib.ks54.ru/
3.
Основы экологии, охраны природы и общей природоохранной деятельности.
Тупикин Е.И.
M.; ACADEMA
2004
lib.ks54.ru/
4.
Основы экологии, охраны природы и общей биологии. Книга 2.
Тупикин Е.И.
М., АО « Московские учебники»,
2000
lib.ks54.ru/
3.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
ru.wikipedia.org - «Свободная энциклопедия».
dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на Академике.
priroda.ru/lib - Природа России, Национальный портал.
ecoeducation.ru/ - Центр экологической политики и культуры.