• Преподавателю
  • Другое
  • Статья ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анищенко Л.Н.

Г. Армстронг, определяя важность практических занятий, писал: «... они (школьники) научаются пользоваться весами, взвешивать и измерять, и не одни только предметы, но также поступки и слова, потому что все, что они делают, они должны делать точно. Учащиеся приобретают навык к правильным наблюдениям; от них требуют аккуратности во всех делах, их приучают не тратить лишних материалов и быть бережливыми».

Цель настоящей статьи - проанализировать подходы к организации исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании школьников города, выявить ее наиболее эффективные механизмы.

Практикум - система целеполагающей деятельности человека по освоению и преобразованию объективной действительности. Ключевым понятием в определении практикума является целеполагающая деятельность. В случае экологического практикума целеполаганием выступает деятельный компонент экологической культуры, т.е. формирование различных умений по изучению окружающей среды и развитие способностей их применять в разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях.

В настоящее время процесс модернизации российского образования предполагает формирование личности учащегося, которая была бы компетентной в различных сферах жизнедеятельности, что подразумевает и наличие экологической компетентности. Экологическая компетентность охватывает освоение школьниками деятельности по практической оценке состояния среды, выявлению социально-экологических проблем, причин их возникновения, выбору способов решения указанных проблем, а также формированию экологически грамотного поведения в природной, культурной, образовательной среде. Достижение подобной компетентности предполагает ведение процессов обучения и воспитания на качественно новом уровне. Качество образования как социальная категория отражает состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества; степень удовлетворения запросов потребителя - учащихся и их родителей (Алексеев, Груздева 2000).

Экологические практикумы является составляющим звеном общекультурной подготовки школьников. Выделяют следующие основные функции экологических практикумов в процессе развития экологической культуры учащихся (Алексеев, 2002):

  1. мировоззренческую, которая предполагает формирование системы обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе;

  2. логико-информационную, выявляющую причинно-следственные связи, выстраивающую строгие логические построения между событиями, явлениями и процессами в среде;

  3. прогностическую, которая выступает как стратегия формирования научно обоснованного прогноза будущего состояния тех или иных экологических систем;

  4. исследовательскую, означающую развитие у учащихся наблюдательности, мотивации к поиску «нового» в науке, в окружающей школьника действительности, в собственной деятельности, систематизации и обобщения полученных эмпирических результатов и индуктивного мышления.

Все данные функции взаимосвязаны и в определенной степени дополняют друг друга, организуя целевую функцию образования - развитие личности. В образовательных учреждениях Брянска и области экологические практикумы проводятся, исходя из трех основных решений:

  1. практикум осуществляется в школе, непосредственно на уроках, во время изучения элективного курса, факультатива, кружка;

  2. практикумы организуются при выезде в природу и работе летних экологических лагерей, т.е. полевые практикумы;

  3. занятия проводятся на базе университетов, академий.

Особенно зарекомендовали себя качественно разработанные практикумы на уроках дисциплин естественнонаучного цикла предметов, реализуемые во всех школах Брянска. Подобные исследования несут не только образовательную нагрузку, но воспитательную и развивающую. Несколько менее распространены связи с высшими учебными заведениями на предмет организации практикумов на базе специализированных лабораторий.

Последние несколько лет педагогами города интенсивно осваиваются полевые практикумы, предназначенные для решения следующих задач:

  • получение новых экспериментальных данных, требующих научного обоснования и систематизации;

  • развитие исследовательских умений школьников в полевых исследованиях, проверка теоретических положений, предварительных результатов экологического эксперимента в естественных условиях.

Однако полевые практикумы требуют тщательной и кропотливой подготовки, достаточно крупных материальных затрат. Но именно в полевых исследованиях развивается перспективная педагогическая технология осуществления практической деятельности учащихся, студентов, учителей - экологическая исследовательская работа. Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования Кузнецов, 2001). Организовать исследовательскую деятельность в системе практикумов можно, учитывая соответствие структуры исследовательской деятельности этапам логического мышления, развивая самостоятельную деятельность школьников.

Сложившийся за десятилетие опыт педагогов Брянска позволил выделить следующие основные положения современного этапа развития экологической исследовательской деятельности, выступающей в роли образовательной технологии формирования экологической культуры школьников. Во-первых, на уровне целеполагания предполагается усиление мировоззренческого компонента комплексных экологических исследований; развитие гуманитарного, аксиологического, культурологического аспекта экологических исследований. Во-вторых, на уровне отбора содержания подразумевается реализация эколого-краеведческого, эколого-просветительского, эколого-натуралистического, природоохранного, эргономического направления деятельности. В третьих, на уровне использования организационных форм деятельности наиболее распространенными формами исследовательской деятельности являются экологические экспедиции, экологические тропы, экологические экскурсии в природу, экологические лагеря, эколого-образовательные проекты. В четвертых, на уровне материально-технического обеспечения в зависимости от сложности, доступности материалов исследовательская деятельность проводится на одном из трех уровней:

  • упрощенном, использующем в основном визуальные методы, исследования с незначительным привлечением достаточно примитивных измерительных приборов;

  • базовом, предполагающем использование оборудования кабинетов естественно-научного цикла;

  • повышенном, используемом на занятиях в классах углубленного изучения предметов естественнонаучного циклов и в группах системы дополнительного образования школьников.

В пятых, на уровне полученного результата исследовательской деятельности может проявляться в разных аспектах: на уровне целенаправленной допрофессиональной подготовки; на уровне развития деятельностной составляющей экологической культуры населения, на уровне развития знаний, умений, ценностных ориентаций в системе образования для устойчивого развития.

Развитие и внедрение современных образовательных технологий подразумевает и появление нового типа профессионалов - педагогов-исследователей, овладевающих прогрессивной методологией, необходимой как для собственного познания, так и для проведения учебно-исследовательской деятельности со школьниками. Большой вклад в подготовку и переподготовку таких специалистов вносит и естественно-географический факультет Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

На базе БГУ в 2006 году предполагается создание эколого-биологического центра для подготовки и переподготовки педагогов-предметников в области системных экологических знаний. Экологический центр в высшем учебном заведении непрерывного регионального экологического образования, имеет особую значимость и чрезвычайно актуален в связи:

  1. Достаточно своеобразной экологической ситуацией в регионе, требующей развития системы экологического просвещения, направленной на формирование экологической культуры населения. Экологическая культура немыслима без экологического обучения и воспитания. Экологическая культура включает экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение, культуру чувств; она является частью общей культуры человека и обнаруживается во всей его духовной жизни и поступках. Реализация экологического образования в школах города Брянска проходит в настоящее время большей частью эпизодически. Развитие же экологической культуры возможно только при систематическом и постоянном овладении основами экологии. Не до конца разработана и региональная концепция экологического образования с направлением на формирование экологической культуры населения. Значит, требуется поэтапное включение педагогов, школьников и их родителей в систему мировой экологической культуры. Особая роль в этом направлении деятельности принадлежит экологическому центру постдипломного образования педагогов естественных дисциплин.

  2. Все виды деятельности по изучению и охране природной среды предполагают наличие глубоких знаний прежде всего у педагогов, непосредственно ведущих подготовку по экологии школьников города. Экологический центр должен способствовать:

  • экологической подготовке учителей как элементу общекультурной подготовки;

  • экологической подготовке педагогов как элементу профессиональной подготовки учителя к преподаванию курса в рамках многопредметной или смешанной модели экологического образования;

  • совершенствованию уже имеющихся возможностей педагогов, имеющих базовое педагогическое естественнонаучное образование.

  1. Необходимостью привлечения школьников к участию в исследовательских, научно-исследовательских и образовательных экологических проектах, подготовки одаренных детей к участию в олимпиадах, конкурсах. Осуществить подготовительную работу со школьниками может только педагог, владеющий концептуальными, теоретическими вопросами современной экологии.

  2. В связи с созданием и проектированием образовательных услуг по экологическому образованию школьников.

  3. Перспективы развития города Брянска невозможны без создания экологически благоприятной среды, что в свою очередь требует формирование экологической культуры населения.

В настоящее время в Брянске и области не определено место курса «Экология» и его роль в учебном процессе, его взаимодействие с системой других дисциплин. Однако в период с 1990 по 1996 год в городе необходимость курса «Экология» была осознана педагогами школ и дополнительного образования, появился предмет «Основы экологии» в пятнадцати школах. Уже к 1999 году курс «экология» был свернут и упразднен в ряде учебных заведений в силу недостаточного методического обеспечения и оснащения предмета, отсутствия региональной информационной поддержки. Поэтому экологический центр постдипломного образования выступит в городе (и области) координирующим и направляющим методическим центром по экологии.

Цель проекта «Экологический центр в постдипломном образовании педагогов» - создание гибкой, открытой развивающейся системы, которая может обеспечить (создать) условия для приобретения и развития у педагогов школ города педагогических умений в становлении деятельностного компонента экологической культуры учащихся, способных понимать экологические проблемы, обладать знаниями, необходимыми для решения экологических проблем.

Задачи деятельности в области реализации проекта следующие:

  1. Создание условий для развития личностных качеств педагогов как условие процесса самоанализа своих профессиональных умений, стиля профессиональной деятельности, обеспечение возможностей к приобретению знаний, умений, навыков, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

  2. Развитие у педагогов экологического сознания, пробуждение стремления активных действий в целях устойчивого развития окружающей среды.

  3. Ориентация системы экологической подготовки учителя на возможные динамические изменения социально-экономической и социокультурной среды, на решение возникающих противоречий между результатами обучения.

  4. Создание условий для выхода на более высокий уровень осмысления изучаемых проблем интегративного характера, взаимного обогащения творческого потенциала каждого учителя в процессе обмена индивидуальным опытом, самореализации личности педагогов.

  5. Ознакомление учителей с новыми и новейшими формами и методами экологического обучения и воспитания, организация экологического мониторинга окружающей среды.

  6. Информирование общественности по широкому кругу экологических вопросов через педагогов-слушателей.

  7. Осуществление обмена идеями и опытом; координация сотрудничества с учреждениями и организациями, занимающимися проблемами окружающей среды.

  8. Решение конкретных практических задач природоохранного и природовосстановительного характера.

  9. Создание единого эколого-информационного поля для всех участников проекта.

  10. Подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах.

В ходе осуществления проекта будут учтены следующие принципы: принцип мотивации учителя к получению дополнительных сведений к овладению умениями в образовательной области «экология»; принцип мобильности системы экологической переподготовки учителя с учетом индивидуальных запросов учителя и их индивидуальных интересов; принцип рефлексии как открытости учителя к получению новой информации и организация процесса по самоосмыслению и самоанализу своего персонального опыта по экологическому образованию; модульный принцип, позволяющий учитывать специфику каждой группы педагогов, диагностируемую в начале процесса подготовки; принцип технологичности, предполагающий осуществление экологической подготовки учителя по научно обоснованным педагогическим технологиям, позволяющим достигать оптимальных показателей профессиональной деятельности учителя.

Среди ведущих идей проекта выделим следующие:

  1. Идею системности - использование системного подхода в осмыслении различных проблем в экологии как в интегративной науке, так и в образовательной области.

  2. Идею гуманитарно-аксиологической ориентации - осуществление экологической подготовки учителя и экологического образования школьников в гуманитарной образовательной парадигме (Н.Н. Моисеев), осмысление путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства.

  3. Идею устойчивого развития, которая трактуется как процесс коэволюции общества и природы (Н.Н. Моисеев)

Данные векторы развития системы экологической подготовки учителя позволяют прогнозировать и внедрять инновационные педагогические технологии. Основными этапами в организации экологического центра будут:

  1. Организационный этап

Цель: выявить условия, необходимые для функционирования открытой развивающейся системы. Задачи:

  1. Решение организационных вопросов, связанных с подбором помещения, созданием условий для эффективного функционирования центра.

  2. Создание базы учебной, методической, научно-методической литературы, необходимой для выполнения учебно-научных исследований.

  3. Разработка программы функционирования экологического центра.

  4. Разработка методического пакета центра.

  5. Организация связи с другими учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность.


  1. Этап внедрения и моделирования деятельности экологического центра по переподготовке педагогов.

Цель: выявление положительных результатов, анализ проблем в работе экологического центра. Задачи:

  1. Апробация моделей экологического образования.

  2. Создание организационно-педагогических условий для получения экологического образования различными категориями населения.

  3. Этап анализа и обобщения опыта деятельности экологического центра в постдипломном образовании педагогов.

Для школ города и области предполагается достижение следующих результатов через педагогов, участвующих в работе центра:

  1. Реализация принципов дифференциации и индивидуализации обучения, учет интересов и способностей школьников при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

  2. Учет в учебно-воспитательном процессе школы местных и региональных особенностей.

  3. Ориентация на глобальное образование и реализация подходов личностно-ориентированного обучения.

  4. Повышение экологической и методической грамотности всех педагогов учебного заведения и родителей учащихся.

  5. Реализация компонентов комплексно-целевой программы школы в разделах «Здоровье» и «Профориентация».

  6. Разработка механизма взаимодействия компонентов экологического образования в начальной, основной, средней школе.

  7. Создание эффективного механизма экологического просвещения.

Функционирование экологического центра в Брянском государственном университете на базе естественно-географического факультета для Брянска и Брянской области предполагает достижение следующих результатов:

  1. Оказание помощи образовательным учреждениям города и области в организации экологического просвещения; расширение круга участников природоохранной деятельности.

  2. Поэтапное решение вопроса непрерывного экологического образования.

  3. Разработка региональной концепции непрерывного экологического образования, являющейся компонентом общего образования человека.

  4. Внедрение экологического образования как компонента образовательного процесса в качестве важнейшего условия сохранения существования человечества.

Социальный образовательный эффект от функционирования экологического центра предполагается следующий:

  1. Создание организационно-педагогических условий для получения экологического образования педагогами, непосредственно при их участии и школьниками в зависимости от запросов, интересов, потребностей.

  2. Формирование нравственного и экологического императивов, экологического сознания, экологического мышления, экологической культуры.

  3. Усиление мотивации к осмыслению экологических проблем различного характера, ознакомление с экологической ситуацией в городе и области.

  4. Развитие уровня экологической образованности населения района, города.

Программа занятий педагогов в экологическом центре разделена на следующие блоки:

  1. Теоретические занятия по различным разделам современной экологии, ориентированные на региональный уровень.

  2. Рассмотрение вопросов методики преподавания экологии.

  3. Занятия в компьютерном классе и освоение методики работы по проекториентированному обучению.

  4. Полевой практикум как основной способ организации работы по применению полученных знаний, умений на практике.

Тематический план блока № 1

«Теоретические занятия по разделам современной экологии»

Название темы

Количество часов

1. Экология как научная дисциплина; разделы, методы. Экологические факторы, адаптации организмов. Констелляция экологических факторов

2

2. Среды обитания организмов

3

3. Популяционная структура видов

4

4. Сообщества. Консортивная структура сообществ. Гомеостаз сообществ

3

5. Биоразнообразие на планете. Концептуальные основы охраны природы

2

6. Основы рационального природопользования

4

7. Биомониторинг: организация, методы и значение

2

8. Социоэкосистемы: организация и функционирование

2

9. Экологическая информация и работа с ней

2

10. Экологический императив и устойчивое развитие

2

11. Методы научного исследования в экологии

2

Тематический план блока № 4:

«Полевой практикум»

Название темы

Количество часов

1. Основные загрязнители и их источники. Методы картирования

2

2. Физико-географическая характеристика объектов мониторинга

2

3. Оценка состояния наземно-воздушной среды с помощью методов биоиндикации

6

4. Оценка состояния водной среды с помощью методов биоиндикации

6

5. Оценка состояния почвенной среды с помощью методов биоиндикации

6

6. Оценка состояния помещения. Экологический паспорт помещения

3

7. Комплексные экскурсии в природу

6


  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-образовательная программа. - СПб.: СМИО Пресс, 2000. - 104 с.

  2. Алексеев С.В. Экологическое образование через деятельность. Учебно-исследовательская деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов Всероссийского научно-методического семинара 11-14 ноября 2002 года. - СПб., 2002.

  3. Кузнецов Л.А. Об одном из концептуальных источников экологического образования // Экологическое образование в Ленинградской области. - СПб.: изд. ЛОИРО, 2001. - С.8- 15


© 2010-2022