Роль педагогической толерантности в деятельности современного педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Киль П.П.

Роль педагогической толерантности в деятельности современного педагога.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека.

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонационального Казахстана особую актуальность.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности.

В новом тысячелетии толерантности уделено особое внимание, так как это путь к выживанию человечества и гармоничным отношениям в обществе.

Во все времена главным стержнем в образовательной политике выступала личность Учителя, его идейные убеждения и нравственный облик. От личности учителя, мировоззренческих позиций, культуры и

образованности, педагогического мастерства зависит успех подготовки молодого поколения к жизни к будущей жизни в обществе.

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, - как одна из целей процесса воспитания.

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Существует два вида толерантности педагога: социальная (или социально-психологическая) и психологическая (или психофизиологическая). Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры.

Педагогическая толерантность - владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями, другими педагогами. У современного педагога должна быть установка на толерантность как активную жизненную, как качество личности; как норму своего поведения, представляющую собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. Среди субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.

Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.

Навык толерантности способствует бесконфликтному участию в любой коммуникации. Одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является образование, в котором плодотворно используется диалог, сотрудничество, уважение между всеми субъектами образовательного процесса .

Таким образом, психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя и оказывает влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя и основывается на изменении отношения к ученику. Исходя из позиции, что личность может быть воспитана только личностью, К. Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии выделяет личностные установки, которые учитель реализует по отношению к учащимся: искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений, активное слушание и эмпатию чувств и состояний детей, выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого ученика как личности.

Коммуникативно-педагогическая толерантность достигает пика своего развития в период профессиональной деятельности 7-15 лет. Ведущим компонентом является доброта.

В педагогической деятельности преподавателей средне- специальных учебных заведений для развития толерантности между субъектами образования целесообразно использовать такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество. В структуре данных взаимодействий преобладают эмоционально-волевые и когнитивные компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнерства, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, умение целенаправленно воспринимать личность учащегося.

Педагогическая толерантность может быть рассмотрена как профессионально важное качество педагога, оказывающая влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения с детьми, родителями, педагогами.

Специфика профессиональной деятельности учителя заключается в систематическом сотрудничестве с обучающимися различных возрастных категорий, что требует самого внимательного отношения к особенностям их возраста, чуткого понимания их запросов, интересов, увлечений, духовного мира. Поэтому каждый педагог должен владеть системой психологических знаний, быть мудрым наставником, толерантным собеседником, умеющим помочь студенту выбрать правильное решение в жизненной ситуации, быть таким Педагог, к которому могут обратиться за советом, помощью. Интерес к работе с подрастающим поколением, мудрое терпение, стремление вести обучающихся к новым достижениям и целям,

отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношения с учащимися являются необходимыми качествами личности современного учителя.

Профессиональная убеждённость педагогов, широта культурного и научного кругозора, высоконравственное поведение, педагогическое мастерство служат основой толерантного воспитания молодого поколения казахстанцев.

Таким образом, роль педагогической толерантности является неоспоримой в современном обществе.

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002.

2. Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школы, лицеев, гимназий. - Казань: Эвристика, 1994.

3.Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. - М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003.

4.Крутецкий В.А., Балбасова Е.Т. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. - М.: Прометей, 1991.

5. Крутова K.B. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.

6. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). - Краснодар: Периодика Кубани, 2000.

4


© 2010-2022