Статья Медико-социальные аспекты здоровья репродуктивного здоровья подростков

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

0

Содержание

Введение 3-4

Глава 1. Обзор литературы 5-14

1.1. Современное состояние репродуктивного здоровья девочек-подростков в России 5-11

1.2. Роль медицинской сестры в сохранении и укреплении репродуктивного здоровья девочек подросткового возраста 11-14

Глава 2. Материалы и методы исследования 15-16

Глава 3. Результаты собственного исследования

3.1. Анализ динамики и структуры гинекологической патологии девочек подросткового возраста г. Москваа 17-18

3.2. Госпитализированная гинекологическая заболеваемость девочек-подростков в ММУЗ МГКБ № 2 18-24

3.3. Образ жизни и репродуктивные установки девочек-подростков, страдающих гинекологическими заболеваниями 24-28

Выводы 29-30

Практические рекомендации, вытекающие из результатов исследования 31

Библиографический список использованной литературы 32-34

Приложения 35-47

ВВЕДЕНИЕ

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Репродуктивное здоровье касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь отражением качества здоровья в детском и подростковом возрасте, поддерживая воспроизводство, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни, как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению (Медицинская энциклопедия).

Охрана репродуктивного здоровья юного населения в настоящее время провозглашена национальной стратегией государственной политики России. Необходимость подобного решения продиктована неуклонным демографическим ростом народонаселения страны при значительном ухудшении здоровья россиян. Не меньшее беспокойство вызывает отсутствие стремления подростков к созданию семьи и деторождению, что является результатом неправильного воспитания с детства. Неосведомленность об основах анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и вытекающее из этого неправильное и неполное осознание образа жизни женщины - продолжательницы рода, имеет место не только у самой девушки, но и у ближайшего ее окружения, результатом чего является беременность, аборты в подростковом возрасте, низкая рождаемость и бесплодие в зрелом периоде жизни (Национальный проект развития здравоохранения России).

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов.

Важным направлением современной стратегии охраны репродуктивного здоровья является повсеместное внедрение ежегодных подушевых профилактических осмотров детей и подростков.

В настоящее время создана система наблюдения за подростками. Однако большинство мероприятий касаются юношей и их подготовки к службе в армии. Наблюдение за девушками осуществляется нерегулярно и не в полном объёме. В связи с этим перед здравоохранением стоит ряд задач, одной из которых является разработка и внедрение стандартов профилактики и ранней доклинической диагностики отклонений здоровья в целом и репродуктивного здоровья в частности. А также - составление индивидуального прогноза формирования репродуктивной системы, проведение своевременных полноценных реабилитационных мероприятий и последовательной профилактики рецидивов гинекологических заболеваний. Не менее важна организация просветительной работы среди подростков, их родителей, педагогов и школьных социальных работников по предупреждению нарушений полового развития и гинекологических заболеваний и по формированию правильных ориентиров на роль семьи и деторождения с детского возраста. Также необходима интеграция деятельности детских гинекологов и детских врачей других специальностей в условиях амбулаторного отдела и стационара дневного пребывания.

Цель исследования - изучить медико-социальные аспекты гинекологического здоровья девочек подросткового возраста г. Москваа.

Задачи исследования:

1. Провести статистический анализ динамики и структуры гинекологической патологии у девочек подросткового возраста по отчетным документам ММУЗ МГКБ № 2.

2. Провести анализ медицинских карт стационарных больных девочек подросткового возраста, госпитализированных в МГКБ № 2.

3. Изучить социальные аспекты, влияющие на гинекологическое здоровье девочек-подростков.

4. Разработать направления профилактической работы по сохранению гинекологического здоровья девочек подросткового возраста.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Современное состояние репродуктивного здоровья девочек-подростков в России

Подростковый возраст в промышленно развитых странах рассматривается как отдельный этап в жизни человека. В развивающихся странах к нему начинают относиться как к важному этапу между детством и взрослым возрастом. Молодежь в возрасте от 10 до 19 лет составляют шестую часть населения планеты (1 миллиард) и является силой, способной осуществить глубокие перемены. Но для реализации своего потенциала и предотвращения опасных ошибок молодым людям необходима помощь со стороны их семей, общества и государства.

По мнению И.П. Катковой в России процессы воспроизводства населения характеризуются резким ростом смертности и значительным спадом рождаемости, снижением жизнеспособности поколения новорожденных. Поэтому чрезвычайно важны не только количественные, но и качественные аспекты рождаемости, которые находят наиболее полное выражение в формулировке термина «репродуктивное здоровье». Оно является важнейшей основой общего состояния здоровья и занимает центральное место в развитии человека. В своем исследовании И.П. Каткова считает, что создание в обществе благоприятных условий и предпосылок для достижения оптимального уровня репродуктивного здоровья позволит женщинам благополучно пройти через этап беременности и родов и дает супружеским парам наилучший шанс иметь здорового младенца (Каткова И.П., 2002).

В начале третьего тысячелетия Россия столкнулась с серьезными проблемами, связанными с тем, что численность населения России неуклонно уменьшается.

Кучеренко В.З. приводит данные о том, что в 2004 году в России на одни роды производилось 2 аборта. Во многих регионах России аборт по-прежнему остается единственным методом контрацепции. Ежегодно от криминальных абортов в нашей стране погибает больше 40 000 молодых женщин. Несомненно, все это наносит сокрушительный удар по репродуктивному здоровью нации. И хотя, разрешение этой проблемы находится в социальной политике страны, но оно невозможно без взаимодействия политиков, организаторов здравоохранения, акушеров-гинекологов (Кучеренко В.З., 2004).

В своих исследованиях Шарапова О.В. приводит данные Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, о том, что в нашей стране пятая часть женского населения представлена девочками от 0 до 18 лет, но совсем мало девочек 10-15 лет (9,2%), которые являются истинным звеном потенциально фертильного возраста. (Шарапова О.В., 2005).

Кроме того, за последнее десятилетие значительно возросла частота врожденных пороков, в том числе и органов репродуктивной системы. Например, частота грубых хромосомных аномалий выросла почти в десять раз. Пороки развития мочеполовой системы составляют 9,7% - 4-е место среди всех аномалий, и не смотря, на то, что в настоящее время разрабатываются новые уникальные операции, позволяющие сохранить измененный пороком орган (матку), повысить социальную адаптированность женщин, создавая искусственное влагалище, и обеспечить выполнение различных вспомогательных репродуктивных технологий именно у этой группы пациентов, многим детям не удается вернуть полное здоровье, и они остаются неспособными к зачатию и вынашиванию.

Всероссийская диспансеризация 2002 года показала, что расстройства соматического и психического здоровья в сочетании с патологией репродуктивной системы встречаются у 50-57% девочек в возрасте до 18 лет Многие дети, рожденные практически здоровыми, к периоду совершеннолетия приобретают массу хронических заболеваний. Если среди первоклассников хроническими заболеваниями страдает каждая 3-я девочка, то к выпуску из школы уже 73-75% девочек имеют экстрагенитальные и сочетанные с гинекологической патологией хронические болезни.

В возрастной структуре гинекологических заболеваний у 2-3-летних девочек преобладают воспалительные заболевания влагалища, шейки матки и даже сальпингиты, что связано с внутриутробным или интранатальным инфицированием ребенка. У девочек пубертатного возраста преобладают расстройства менструального цикла - олигоменорея, аменорея, дисфункциональные маточные кровотечения, хотя и частота сальпингитов и оофоритов не так мала.

По мнению Е.В. Уваровой считается, что менструальный цикл должен быть регулярным с менархе. В крайнем случае, максимальный срок регуляции - это первые полгода, а не первые два года, как считалось раньше (Уварова Е.В., 2006).

Таким образом, на сегодняшний день доказано, что формирование репродуктивной системы у девочек происходит в условиях недостаточности лютеиновой фазы (НЛФ). А в первые годы после менархе у 80% девочек имеется ановуляция. Однако в последнее время стало ясно, что те заболевания, которые имеет современная девушка, в основном приводят к НЛФ, и поэтому частота нарушений ритма менструаций из года в год за последние пять лет нарастает как в группе девочек 10-14 лет, так и у девушек 15-17-летнего возраста, что требует медикаментозной коррекции. (Уварова Е.В., 2006).

Следовательно, репродуктивное здоровье девочек наряду с медицинской приобрело большую социальную значимость с резко обострившейся проблемой количественного и качественного воспроизводства населения. Правильная оценка состояния репродуктивного здоровья девочек позволяет не только организовать специализированную помощь на местах, но и прогнозировать его в детородном возрасте.

Официальная государственная статистика учитывает гинекологические заболевания у девочек по двум рубрикам - болезни мочеполовой системы и расстройства менструаций (формы 12 и 14). Однако, указанные сведения не дают достаточных данных о структуре и частоте гинекологической патологии у детей.

Одним из основных показателей репродуктивного здоровья девочек является распространенность гинекологической патологии в популяции. Показатель фиксирует количество больных, выявленных при обследовании популяции за определенное время (месяц, год, неделя). В отличие от распространенности патологии гинекологическая заболеваемость определяется количеством новых случаев заболевания, выявленных за год. Распространенность гинекологических заболеваний у девочек изучается ежегодно по данным профилактических осмотров и отражает частоту гинекологической патологии за определенное время (случаи впервые выявленной патологии и уже диагностированные).

Согласно опубликованным в 2005 году данным, число детей и подростков, страдающих гинекологическими заболеваниями в Московской области, составляет 7,1%, в Кемерово - 26,4%, в Уфе - 4,3%, а в Омске - 15,3%. Существенные различия отмечаются и по отдельным нозологическим формам. В Москве гинекологические заболевания у дошкольниц встречаются в 3,8% случаев, а по данным М.С. Шушуновой - в 29,3%. А.П. Дынник сообщает о 75% ЗПР у сельских жительниц, а Ю.А. Гуркин считает, что все варианты нарушения полового развития составляют 16,4-21%. Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии единой методики оценки состояний репродуктивного здоровья девочек.

И.С. Долженко в своем исследовании указывает на ситуации, когда врачи, работающие в системе специализированной гинекологической помощи детям, в целях совершенствования и более полной оценки работы службы, а также для оценки своей деятельности должны правильно и регулярно анализировать результаты своей работы. Итогом этой деятельности является возможность сравнивать данные по регионам, что в свою очередь позволит не только оценивать состояние репродуктивного здоровья девочек по всем территориям России, но и обеспечит качественную помощь на местах. (И.С. Долженко, 2006).

Мы согласны с мнением И.П. Катковой в том, что все отчетливее осознается состояние здоровья женщин как важнейшая основа формирования взаимосвязи передачи из поколения в поколение потенциала жизненных сил и энергии. Однако именно состояние здоровья самой женщины, степень ее адаптационных иммунно-защитных возможностей все более становится тем слабым звеном, которое при определенных неблагоприятных обстоятельствах может способствовать снижению ее репродуктивного потенциала, уровня здоровья и жизнеспособности поколений новорожденных на всех последующих этапах жизненного цикла их развития. К числу таких неблагоприятных обстоятельств следует отнести наличие у женщин соматических, инфекционных и гинекологических заболеваний, проживание в состоянии постоянной психологической напряженности и затяжного хронического стресса, ведущих к различным проявлениям психических отклонений и дезадаптации, широкое распространение вредных привычек, резкое снижение уровня жизни, недостаточное или несбалансированное питание, сложности получения своевременной и адекватной медицинской помощи и т.п. И как следствие в России имеет место значительное ухудшение репродуктивного здоровья женщин. (Каткова И.П., 2002).

В настоящее время в Российской Федерации для охраны репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков внедрена трёхэтапная система оказания гинекологической помощи.

Первый этап - дошкольные учреждения, школы и средние специальные учебные заведения. Объём лечебно-профилактической помощи включает в себя санитарно просветительную работу педиатров, акушеров-гинекологов среди девочек, родителей и педагогов.

Второй этап - специализированные кабинеты гинекологов детского и юношеского возраста. Объём медицинской помощи сводится к диагностике и лечению в условиях поликлиники, направлению в стационар, наблюдению после выписки из стационара.

Третий этап - специализированные стационарные отделения с консультативным кабинетом при них.

Существующая система создает условия, необходимые для своевременного активного выявления и диспансеризации подростков из группы риска по нарушению репродуктивного здоровья, своевременной правильной коррекции этих нарушений, так как многие заболевания женских половых органов в репродуктивном периоде обусловлены причинами, действующими на организм девочки в раннем, дошкольном или школьном возрасте.

Однако действительность такова, что стратегия ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» для нашей страны по большинству позиций осталась только на бумаге. В российских законодательных актах и нормативных документах представлен комплекс мер по обеспечению правовой и материальной поддержки здоровья детей и подростков. В отдельных субъектах Российской Федерации созданы и функционируют центры репродуктивного здоровья детей, подростковые и молодёжные центры, растёт число детских гинекологов (Уварова Е.В., 2002).

Э.Б. Яковлева пишет, что ювенильное акушерство, обусловленное ранним началом половой жизни, плохой осведомлённостью о контрацепции, изменением социальных и моральных ценностей, является весьма серьёзной научно-практической проблемой и ставит её в ряд самых актуальных в процессе оказания специализированной акушерско-гинекологической помощи данной категории пациентов. Неблагоприятная экологическая обстановка, социально-экономическая нестабильность в обществе, ухудшение репродуктивного здоровья молодого поколения увеличивает частоту акушерских и перинатальных осложнений и потерь. Всё большее распространение имеют урогенитальные инфекции, которые уже на внутриутробном этапе могут привести к нарушению микроэкологии плода.

Мы согласны с Э.Б. Яковлевой, что рост сексуальной активности подростков сопровождается частой сменой половых партнёров, что повышает риск заболевания СПИДом и инфекциями, передающимися половым путём. Для юных беременных характерна высокая распространённость гинекологической патологии, которая представлена в основном воспалительными заболеваниями нижнего этажа полового тракта, у каждой шестой они вызваны возбудителями инфекций, передающихся половым путём.

Кроме того, большое значение имеет низкий уровень общей культуры, недостатки воспитания, отсутствие элементарных сведений о физиологии репродуктивной функции. Неосведомлённость о методах предупреждения беременности и нежелание пользоваться контрацептивами приводит к ранней, подчас нежелательной беременности. Все это свидетельствует о снижении репродуктивного потенциала молодёжи, а также о необходимости реорганизации в системе здравоохранения (Яковлева Э.Б., 2000).

1.2. Роль медицинской сестры в сохранении и укреплении репродуктивного здоровья девочек подросткового возраста

Общество и семья заинтересованы в рождении здорового потомства. Поэтому значение приобретает деятельность в этом направлении медицинских работников, в частности медицинских сестер и акушерок.

Постепенный переход здравоохранения России с участкового принципа на модель семейной практики существенно расширяет сферу деятельности медицинских сестер, поскольку позволяет оказывать не только лечебную, но и психологическую, социальную и другие виды помощи, а также проводить работу по оздоровлению и планированию семьи.

В связи с переходом медицины России на систему «семейный врач» велика роль медицинской сестры, работающей с врачом общей практики, семейной медсестры, которая знает состав семьи, факторы, влияющие на здоровье, в том числе репродуктивное, членов, бытовые и социальные условия, структуру и характер питания, режим двигательной активности, заболевания, имеющиеся в семье, в том числе наследственные. Естественно, максимум внимания следует уделять здоровью будущей матери.

Основными направлениями деятельности семейной медсестры по сохранению репродуктивного здоровья женщин должно стать обучение девушек и молодых женщин правилам личной гигиены, в том числе интимной; наблюдение за здоровьем, в частности за молочными железами (патология молочной железы встречается достаточно часто даже в препубертатном и пубертатном периодах); профилактика вредных привычек и мотивация к отказу от них; проведение бесед о менструальном цикле, правилах ведения менструального календаря, сроках и днях, благоприятных и неблагоприятных для зачатия, об изменениях в организме женщины во время беременности, о методах контрацепции, вреде абортов. Необходимо разъяснять подросткам нежелательность раннего начала половой жизни.

Занимаясь такой просветительской работой, семейная медсестра поможет подросткам сохранить здоровье, подготовиться к семейной жизни, почувствовать ответственность за свое будущее и будущее своих детей.

Основное время подростки находятся в средних школах и специальных учебных заведениях. Именно там они получают основную информацию о сексуальных отношениях, методах контрацепции и профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Учитывая данные проведенного нами анкетирования, подобную информацию девушки получают не от педагогов, родителей и медицинских работников, а от своих сверстников. Это придает ей искаженный характер, и полученная информация часто негативно влияет на здоровье подростков, в том числе и репродуктивное. В связи с этим в школах и специальных учебных заведениях силами медицинских работников и учителей проводятся беседы и лекции по вопросам полового воспитания. Однако занятия, проводимые в виде лекций, дают небольшой эффект. Лучший ответ медики получают при проведении практических занятий, анкетировании, тестировании подростков, а также индивидуальной работы с девушками. Подобная форма работы предполагает создание в школах и специальных учебных заведениях кабинетов полового воспитания, оснащенных брошюрами, монографиями, проспектами по применению контрацептивов, а также всей необходимой аппаратурой для проведения занятий, демонстрации слайдов и учебных фильмов (образцы одежды и нижнего белья, способствующие формированию лактации и правильному течению беременности). Средние медицинские работники школ и специальных учебных заведений формируют положительное отношение девушек к занятиям физической культурой и спортом, как части программы сохранения репродуктивного здоровья.

Большую помощь в половом воспитании девушек оказывают центры планирования семьи. Деятельность, как клиник, так и кабинетов планирования семьи возможна лишь при активной работе среднего медицинского персонала. В его функции входят: консультирование по вопросам планирования семьи; подробное информирование пациенток о современных противозачаточных средствах, показаниях и противопоказаниях к их использованию; подбор методов контрацепции; проведение профилактических гигиенических осмотров и наблюдение за пациентками, применяющими контрацепцию; направление на консультацию при затруднении подбора контрацепции, выявлении заболеваний или беременности; проведение бесед по контрацепции с женщинами до и после аборта и родильницами; проведение работы с подростками по половому воспитанию, пропаганда здорового образа жизни.

Особую роль играет деятельность медицинских сестер с высшим образованием, которые, владея вопросами организации здравоохранения, менеджмента могут осуществлять обязанности руководителей Центров профилактики.

Таким образом, сестринский персонал должен иметь высокий общеобразовательный и специальный уровень подготовки. Медсестры, акушерки, фельдшера должны иметь достаточно знаний, чтобы консультировать по вопросам планирования семьи и репродуктивного здоровья, иметь теоретическую и практическую подготовку по контрацепции, владеть техникой применения различных противозачаточных средств, иметь базовые клинические знания для динамического наблюдения за пациентками, особенно за беременными, родильницами и женщинами, перенесшими аборт. Подобную подготовку дают факультеты высшего сестринского образования.

При работе с подростками медсестре следует помнить о двойственности восприятия ими своего физического взросления: чувство гордости соседствует с отвращением, брезгливостью по отношению к собственному телу. Жизнь и поведение подростка в этот период - своего рода бунт, иногда робкий и безотчетный, а иногда резкий.

Атмосфера семьи юному человеку кажется невыносимой. Он пытается отгородиться от взрослых с помощью вызывающей прически, одежды, курения. Подросток охотно верит, что занятия сексом - это проявление взросления. Создается несоответствие между ранним началом половой жизни и отсутствием информации о культуре сексуальных отношений, их возможных последствиях.

На данном этапе очень велика роль разъяснительной работы медсестры и акушерки, знающих особенности психики и физиологии подростка. Многие девушки в этом возрасте соблюдают изнурительные диеты, выполняют непосильные физические упражнения для отдельных групп мышц, чтобы получить «совершенную» фигуру, а в результате нарушаются обменные процессы, менструальная и детородная функции.

При обследовании девочек-подростков медработнику приходится соприкасаться с множеством психологических проблем, так как необходимо заниматься не только лечением конкретных заболеваний, но и личностью девушки в целом, ее чувствами, желаниями, страхами. При сборе аналитических данных необходимо проявлять тактичность, а при гинекологическом обследовании - глубокое уважение к женской стыдливости.

Учитывая психологию подростков, хорошо подготовленные акушерки и медсестры должны проводить корригирующую работу по профилактике нежелательной беременности. Часто больные именно медсестрам рассказывают то, что скрывают от врача.

Однако современная система подготовки медицинских сестер, фельдшеров, акушерок направлена в основном на беременную женщину, уже со сформировавшимися анатомически и физиологически репродуктивными органами. А также имеющей особый психологический настрой на рождение ребенка. Сложившаяся ситуация с увеличением количества юных беременных и родильниц, требует специализации акушерки по вопросам подростковой гинекологии и подросткового акушерства.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования изучена госпитализированная гинекологическая заболеваемость по данным «Медицинской карты стационарных больных» (форма № 003/у) девочек подросткового возраста, госпитализированных в гинекологическое отделение МГКБ № 2 за период с октября 2005 по октябрь 2006 года. Путем методом экспертных оценок проведен анализ 110 случаев госпитализации девушек в возрасте от 15 до18 лет. Все выявленные гинекологические заболевания были сгруппированы по идентичности нозологии в соответствии с МКБ-10. Данные анализа вносились в специально разработанную карту, содержащую сведения о причине госпитализации, возрасте девочки, её социальном статусе, возрасте начала менархе, возрасте начала половой жизни, данные физического и полового развития, используемых методах контрацепции. Кроме того, в карту вносились данные ультразвукового исследования органов малого таза.

Клиническое наблюдение включало в себя общий осмотр, бимануальное гинекологическое исследование (у девственниц - ректоабдоминальное исследование), осмотр шейки матки в зеркалах, пальпация молочных желез. Эти обследования дополнялись результатом ультразвукового сканирования органов малого таза, данными клинического анализа крови и мочи, а так же результатами лабораторного исследования отделяемого из влагалища для идентификации возбудителей заболеваний.

Соматические исследования проводились по унифицированным методикам. Масса тела (МТ) определялась на выверенных медицинских весах с точностью до 0,1 кг. Длина тела (ДТ) измерялась при помощи стандартного ростомера с точностью до 0,1 см. Оценивались соматометрические показатели по разработанным в Москваской области региональным центильным таблицам. При использовании центильного метода применялась шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 95%. Номер центильного ряда означал ту границу признака, ниже которой показатели встречались у 3, 10, 25 или, соответственно, выше у 75, 90, 95% здоровых подростков. Признаки, выходящие за пределы 3 и 95 центильного ряда рассматривались как патологические.

Гармоничность развития девочек-подростков определялась при помощи соматотипирования. Определение соматотипа проводилось с учетом взаимосвязи генетически детерминированных факторов: длины и массы тела, возраста по методикам, разработанным Ю.А. Князевым (1974), А.И. Клиориным (1980), С.Е. Лебедьковой (1986).

Для решения задач исследова6ния было проведено анкетирование 27 девочек 15-18 лет, находящихся на обследовании и лечении в гинекологическом отделении, по специально разработанной анкете, содержащей сведения о социальном статусе родителей, составе семьи, вредных привычках родителей и членов семьи, сексуальной активности девочек,, комплекс вопросов, отражающих уровень половой и репродуктивной грамотности девушек, информированность о заболеваниях, передающихся половым путем, о методах и средствах контрацепции, о вредном влиянии аборта на женское здоровье, эмоционального настроя на функцию материнства и степени потребности в получении необходимой информации по актуальным вопросам половой жизни и методах контрацепции. Анкеты разработаны на кафедре поликлинической педиатрии с курсом ППС «Сестринское дело».

Обработка данных проводилась с использованием персонального компьютера и стандартных программ. Статистический анализ полученных данных составлял расчет средних значений, средневозрастных отклонений, минимальных и максимальных значений

Глава 3 РЕЗУЛЬТАЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Анализ динамики и структуры гинекологической патологии девочек подросткового возраста г. Москваа

В ходе исследования проведен анализ отчетных документов: «Отчет деятельности стационара» (форма № 14) за период2005-2006 годы, а также «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» (форма № 12) за период с 1999 по 2003 годы. Данные анализа свидетельствуют о том, что в Москваской области за период с 1999 по 2003 гг. более чем в 6 раз увеличилось количество девочек в возрасте 15-17 лет с расстройствами менструальной функции: 679,6 в 1999г. до 3802,5 на 100000 женского населения соответствующего возраста (см. табл. 1). Основными клиническими проявлениями нарушения менструальной функции являются ювенильные маточные кровотечения (ЮМК). Их количество за 5 лет увеличилось в 3,3 раза у девочек 15-17 лет. Число госпитализированных девочек с ЮМК в гинекологические отделения г. Москваа увеличилось с 113,8 в 1999г. до 291,6 в 2003 г. По отчетным данным формы № 12/у в 2005 году в г. Москвае впервые установлен диагноз расстройство менструальной функции у 318 девушек 15 - 17 лет, сальпингит и оофорит у 42.

Таблица 1

Распространенность гинекологических заболеваний у девочек 15 - 17 лет (на 100000 женского населения) по данным ГУЗО, Москва, 2004

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

Численность населения

36920

57005

51204

39810

60013

Расстройство менструаций

679,6

4769,8

5667,5

7920,1

3802,5

ЮМК

335,9

536,8

980,4

1868,9

1134,8

Госпитализировано с ЮМК

113,8

103,5

262,7

665,7

291,6

Сальпингит, оофорит

3743,2

3003,3

3945,3

6644, 1

1924,6

Госпитализировано с оофоритом

186,9

205,3

394,5

778,7

609,9

Будут вставлены данные об абортах

3.2. Госпитализированная гинекологическая заболеваемость девочек-подростков в ММУЗ МГКБ № 2

С целью изучения структуры госпитализированной гинекологической заболеваемости среди девочек 15-18 лет нами были проанализированы данные «Медицинской карты стационарных больных» (форма № 003/у). Всего было изучено 110 случаев госпитализации девушек 15-18 лет в гинекологическое отделение МГКБ № 2 за период с октября 2005 по октябрь 2006 года. Все выявленные гинекологические заболевания были сгруппированы по идентичности нозологии в соответствии с МКБ-10.

Анализ полученных данных показал, что распределение госпитализированных девочек-подростков по возрасту, было, следующим (см. рис. 1): в возрасте 15 лет составили 12,7 % (14), 16 лет - 30 % (33), 17 - 41,8 %(46), 18 лет - 15,4 %(17).



Рис. 1. Распределение госпитализированных девочек-подростков по возрасту

Анализ причин госпитализации девушек в гинекологическое отделение показал, что 36% всех случаев госпитализаций было обусловлено необходимостью проведения углубленного обследования с диагностической целью, для проведения планового хирургического лечения 39%, для проведения консервативного лечения - 64,5%.

В целом структура гинекологической заболеваемости представлена следующими группами болезней:

1) Воспалительные заболевания внутренних половых органов;

2) Не воспалительные заболевания внутренних органов;

3) Доброкачественные новообразования;

4) Злокачественные новообразования.

Особый интерес представляло изучение внутренней структуры каждой нозологической группы. Ведущее место в структуре гинекологической заболеваемости принадлежит невоспалительным заболеваниям и доброкачественным новообразованиям - 41%. Тогда как на долю воспалительных заболеваний внутренних половых органов, которые представлены сальпингитом и оофоритом приходится лишь 16% (см. табл. 2)

Таблица 2

Уровень гинекологической заболеваемости девушек, госпитализированных в профильное отделение городской клинической больницы № 2 г. Москваа за период 2005-2006 гг. (на 1000 госпитализированных женщин).

Нозологические формы

2005-2006 гг.

в ‰

в %

1. Воспалительные заболевания

0,9‰

16%

2. Не воспалительные заболевания.

2,4‰

41%

3. Доброкачественные новообразования.

2,4‰

41%

4. Злокачественные новообразования.

0,13‰

2,2%

Изучение структуры не воспалительных заболеваний женских половых позволило установить (см. табл. 3), что ведущими являются заболевания яичников (43%) и нарушение менструальной функции периода полового созревания (35,7%), представленные ювенильными маточными кровотечениями, затем следует неправильное положение матки, установленное с помощью ультразвукового сканирования (12%), альгодисменореи (7%) и полип женских половых органов (2,4%). Хотя ювенильные маточные кровотечения (ЮМК) являются начальной стадией повреждения репродуктивной системы, тем не менее доказана высокая частота стойких нарушений менструальной и генеративной функции, развитие гормонально обусловленных заболеваний в репродуктивном возрасте у девушек, имеющих в анамнезе ЮМК.

Таблица 3

Структура не воспалительных заболеваний женских половых органов у обследованных девушек.

Нозологические формы

2005-2006 г.

в ‰

в %

Неправильное положение матки.

0,66‰

12%

Заболевания яичников.

2,4‰

43%

Полип женских половых органов.

0,13‰

2,4%

Нарушение менструаций: обильные менструации в пубертатном периоде.

2‰

35,7%

Болевые и другие состояния связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом.

0,4‰

7%

Каждая десятая жительница России начинает сексуальную жизнь в возрасте 14 лет, а средний возраст первого полового акта колеблется в различных регионах от 15,8±0,2 до 17,5±0,5 года (Е. В. Уварова, 2002). По данным нашего исследования возраст начала половой жизни следующий: 12 лет - 1,1%; 13 лет - 1,1%; 14 лет - 10%; 15 лет - 19%; 16 лет - 35,5%; 17 лет - 13, 6%; 18 лет - 1,1% (см. рис. 2). И 19% к моменту госпитализации являлись девственницами. Проблема роста ранней сексуальности актуальна во всем мире. По данным проведенных исследований число сексуально активных подростков женского пола составляет 27%, среди юношей - 32%, причем половина из них (43,8%) имели регулярные сексуальные контакты (Л. В. Гаврилова 1997).

На момент госпитализации продолжали пользоваться средствами контрацепции лишь 15% девушек, живущих половой жизнью.

Возраст наступления менархе составил в 10 лет - 0,9%, 11 лет - 6,3%, 12 лет - 12,7%, 13 лет - 41%, 14 лет - 37,2%, 15 лет - 1,8%.

Одной из важнейших социальных характеристик является уровень материального благосостояния и тесно связанное с этим наличие профессии и реальной работы. Проведенный анализ показал, что основную группу госпитализированных девушек составили учащиеся: школ (дневное обучение) - 22%, вечерних школ - 6%; средне-специальных учебных заведений - 25%; студентки ВУЗов - 18%; нигде не работают и не учатся - 27%, работают лишь 2% девушек.

Рис. 2. Возраст начала половой жизни

По данным медицинских карт стационарных больных все девочки-подростки соматически здоровы, отсутствует осмотр их терапевтом. Поэтому был проведен только анализ уровня и гармоничности физического развития (ФР) девочек-подростков.

Под физическим развитием понимают не только совокупность морфологических, но и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и формирования, включая темпы, стадии и критические периоды созревания.

Нами было обследовано 110 девочек-подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Измерения соматометрических показателей проводилось по общепринятым методикам. Оценка гармоничности ФР включала определение соматотипа девочки с использованием региональных центильных таблиц массы тела (МТ), длины тела (ДТ) и их соответствия возрасту обследуемой. Отбор девочек осуществлялся методом сплошной выборки.

Масса тела девочек-подростков зависела от возраста и колебалась у 15-летних от 38 кг до 76 кг, у 16-летних от 44 кг до 70 кг, в 17 лет от 43 кг до 101 кг, в 18 лет от 45 кг до 68 кг. Средняя масса и длина тела в зависимости от возраста девочек-подростков представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Распределение массы и длины тела по возрасту

Возраст в годах

МТ (М±м)

ДТ в см

М±м

15

55

165

16

55,8

164

17

56,1

162,5

18

55

164

Наибольшую значимость для функции систем организма, в том числе и репродуктивной, имеют не абсолютные значения соматометрических показателей, а их гармоничность. Гармоничность - это соответствие основных соматометрических показателей друг другу и возрасту девочки.

Гармоничность развития можно оценить, определив соматотип (морфотип, конституциональный тип) обследуемой. Нами определение соматотипа проводилось по методике Ю.А.Князева, С.Е.Лебедьковой: соответствие МТ, ДТ, возраста с учетом региональных стандартов.

В соответствии с указанной методикой выделяют 8 соматотипов, три из которых (нормосомия, гипосомия, гиперсомия) являются гармоничными. Пять соматотипов говорят о дисгармоничности развития (макросомия, микросомия, лептосомия, пахисомия, микропахисомия).

Анализ распределения соматотипов у обследованных девушек показал, что наиболее распространенным является соматотип «нормосомия» (76%). Наиболее редко встречались соматотипы «микропахисомия» (1,8%) и «макросомия» (0,9%). Остальные соматотипы выявлялись с приблизительно одинаковой частотой от 8,1% до 5,4% (см. рис. 3).

Соматотипы с нарушением МТ («пахисомия», «лептосомия») встречались в 7,2% и 5,4% случаев соотвественно. Соматотип «микросомия» составил 8,1%, «макросомия» - 0,9% обследуемых.

Из негармоничных соматотипов у девочек-подростков наиболее часто зафиксирован соматотип «микросомия», характеризующийся низким ростом при нормальной по возрасту или дефицитной МТ.

Низкая физическая работоспособность, недостаточная выносливость и энергообеспечение организма специфичны для девочек с соматотипом «пахисомия», который встречался достаточно часто у госпитализированных девочек-подростков. В эту же группу риска следует также следует отнести и девочек с соматотипами «микросомия» и «лептосомия», так как они имеют минимальные размеры таза, что может в дальнейшем осложнить течение родов (р 0,001 и р 0,01 соответственно).

Рис. 3. Распределение соматотипов в популяции девушек 15 - 18 лет.

3.3. Образ жизни и репродуктивные установки девочек-подростков, страдающих гинекологическими заболеваниями.

В ходе исследования были изучены репродуктивные ориентации у девочек подросткового возраста, страдающих гинекологическими заболеваниями, которые находились на обследовании и лечении в гинекологическом отделении МГКБ № 2 в октябре 2006 года.

Изучаемый контингент девочек-подростков (27 человек) составили студентки вузов (74%), учащиеся средних специальных учебных заведений (11,1%), школьницы (14,8%). Доля девушек из семей рабочих превалировала и составила 59%, из семей служащих 22%, у 25% опрошенных мать была домохозяйкой. Каждая шестая девушка была из двухдетной семьи, 7,4% - из однодетной и каждая третья девушка из многодетной семьи. 18,5% девушек были из неполных семей, где основной причиной этого (40%) явилась смерть одного их них и в 20% случаев развод родителей.

При изучении условий проживания было выяснено, что подавляющее большинство девушек 62% проживают в частном доме, 37% в отдельных благоустроенных квартирах и 3% в коммунальных. У 81,4% опрошенных имелась отдельная комната.

При изучении степени распространения вредных привычек у родителей исследуемых девочек установлено, что не употребляют спиртные напитки лишь 15 % отцов и 37 % матерей. Частое употребление алкоголя (по праздникам) имело место у 77% матерей и 89% отцов, а злоупотребление лишь у 3% отцов. Подавляющее число родителей, как указали девочки-подростки, употребляют алкоголь по традиционным поводам.

Наряду с употреблением спиртных напитков было установлено широкое распространение курения среди родителей. Так, в 63% семей курит один из родителей, а в 11% - оба родителя.

Распространения курения среди девочек-подростков: 77% ответили отрицательно, 23% курят в настоящее время и 7% бросили курить.

Все опрошенные девочки знакомы с алкогольными напитками, в подавляющем большинстве с пивом - 96%, с шампанским и сухими винами - 77%, с водкой - 56%, с коньяком - 33%.

Употребление алкогольных напитков до 4-5 раз в год (по традиционным поводам) отмечено у 56 % девочек-подростков, частое (один раз в месяц) - у 3% и злоупотребляют алкоголем (раз в неделю и чаше) 33 % подростков.

На основании этих данных можно предположить, что почти у каждой 3-й девочки в подростковом возрасте может развиться склонность к алкоголизму.

Одной из сторон жизни подростка являлось время проведения досуга. Анкетирование показало, что свободное время с друзьями предпочитают проводить 77% подростков, с подругами - 41%, в уединении - 15%, с другом - 59%, с родителями - 59%.

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство девочек-подростков (95,1 %) имеют установку на создание собственной семьи. Из них лишь 7,4 % ориентированы на ранний (до 20 лет) возраст вступления в брак, 92,5 % считают оптимальным возрастом для создания семьи 20-25 лет.

Вопрос об идеальном числе детей формулировался так: «На Ваш взгляд, сколько детей лучше всего иметь в семье?». Подавляющая часть (97%) назвали идеальным числом 2 детей, а 3% респонденток считают идеальной бездетную семью.

Желаемое число детей выяснялось нами на основании распределения ответов на вопрос «Сколько детей Вы хотели иметь в своей будущей жизни?» Установлено, что подавляющее большинство (83 %) предпочитают иметь двухдетную семью, 6,6 % - I ребенка, 6,6 % - 3 и более, 6,6 % имеют отрицательную репродуктивную ориентацию, т. е. не намерены в будущем иметь ни одного ребенка.

На основании полученных данных можно утверждать, что девочки в подростковом возрасте ориентированы на создание собственной семьи и имеют сформированные ориентировочные репродуктивные установки.

Нами также изучено сексуальное поведение девочек-подростков и влияние его на репродуктивные установки.

Анкетирование показало, что в возрасте 18 лет (включительно) 62% уже имеют опыт половой жизни.

В современных условиях, когда среди подростков отмечен рост ранних половых контактов, когда малодетность осознается ими в большинстве как норма жизни, особую актуальность приобретает проблема контрацепции.

52% опрошенных девочек обсуждают вопросы половой жизни с матерью, никто из опрошенных не разговаривает на эти темы с отцом и 59% указали, что таких разговоров с родителями у них не бывает. Чаще всего эти вопросы подростки обсуждают с подругами - 52%, с учителями - 3%, с медицинскими работниками - 7%, 22% с партнерами.

Опрос показал, что 85 % девочек-подростков имеют сведения о методах и средствах контрацепции. Наиболее известным для подростков контрацептивом является (см. рисунок 4) презерватив (60,9%), гормональная контрацепция (29,6%), внутриматочная (29,1%), календарный метод контрацепции (7,7%), прерванный половой акт (6,6%).

Рис. 4. Сведения девочек-подростков о методах и средствах контрацепции.

Информацию о методах и средствах предохранения от беременности девушки получают от медицинских работников - 37%, в школе на занятиях - 30%, из специальной литературы - 52%, от подруг - 19%, из разговоров с матерью - 25%, от знакомых - 19%.

На момент опроса не пользовались средствами контрацепции только 13% опрошенных, а самым популярным средством предохранения от беременности остается презерватив, на что указали 50% девушек, живущих половой жизнью.

Все опрошенные девушки были на осмотре у врача гинеколога. В большинстве случаев - 54% осмотр проводился в женской консультации, 16% девушек осмотрено в детской поликлинике, 10% во взрослой поликлинике.

Анкетирование показало, что 60% девочек-подростков хотели бы получить интересующую их информацию по вопросам взаимоотношения полов от акушера-гинеколога, но только 23% обратилось по данному вопросу в женскую консультацию. Среди основных причин, не позволивших подросткам прийти на прием к акушеру-гинекологу, были названы (см. рис. 5) стеснение (20%), неуверенность в том, что «буду правильно понята врачом» (13,3%), незнание того, где можно получить интересующую информацию (13,3%), боязнь, что о визите узнают родители (3,3%), большие очереди на приеме к врачу (6,6%).



Рис. 5. Причины, не позволившие девочкам-подросткам, прийти на прием к врачу-гинекологу

Таким образом, результаты исследования показали, что среди девочек-подростков, страдающих гинекологическими заболеваниями, широко распространены вредные привычки, употребление алкоголя, все они имеют опыт ранней половой жизни на фоне низкой культуры сексуального поведения и навыков здорового образа жизни.

Поэтому проблема полового воспитания подрастающего поколения не может рассматриваться только как медицинская или педагогическая задача. Эта общесоциальная проблема и её решение будет способствовать формированию здорового образа жизни, культуры сексуального и репродуктивного поведения у подрастающего поколения.

ВЫВОДЫ

1. В Москваской области за период с 1999 по 2003 гг. более чем в 6 раз увеличилось количество девочек пубертатного возраста с расстройствами менструальной функции: с 679,6 в 1999г. до 3802,5 на 100000 женского населения соответствующего возраста.

2. Среди госпитализированных девочек-подростков наиболее распространенным является соматотип «нормосомия» (76%). Соматотипы «пахисомия», «лептосомия» встречались в 7,2% и 5,4% случаев соотвественно. Соматотип «микросомия» составил 8,1%.

3. Подавляющее большинство девочек-подростков (95,1%) имеют установку на создание собственной семьи и 92,5% считают оптимальным возрастом для создания семьи 20-25 лет, 83% предпочитают иметь двухдетную семью, 1 ребенка, 3 и более детей и имеют отрицательную репродуктивную ориентацию по 6,6% опрошенных соответственно.

4. Почти половина девочек-подростков, поступающих в гинекологическое отделение, из социально незащищенных семей (каждая третья - из многодетной, каждая пятая - из неполной).

5. Все опрошенные девочки «знакомы» с алкоголем и 33% злоупотребляют им, что может явиться в последующем основой склонности к алкоголизму.

6. Ведущее место в структуре гинекологической заболеваемости принадлежит невоспалительным заболеваниям, среди которых наиболее частыми являются заболевания яичников (43%) и нарушение менструальной функции периода полового созревания (35,7%), представленные ювенильными маточными кровотечениями.

7. Две трети девочек в возрасте до 18 лет имеют опыт половой жизни и только половина опрошенных обсуждают вопросы с матерью, а остальные 59% указали, что подобные вопросы с родителями не обсуждают.

8. Аборт

9. 85% девочек-подростков имеют сведения о методах и средствах, но они не достаточно полные, так как число абортов ., а наиболее известным средством контрацепции является презерватив (60,9%).

10. Две трети девочек-подростков хотели бы получить сведения по вопросам контрацепции, но только каждая пятая обратилась по этому вопросу в женскую консультацию, основные причины, не позволивших подросткам прийти на прием к акушеру-гинекологу - стеснение (33,3%), незнание того, где можно получить интересующую информацию (13,3%), боязнь, что о визите узнают родители (3,3%), большие очереди на приеме к врачу (6,6%).

Практические рекомендации

1. В амбулаторных условиях проводить оздоровительные мероприятия с девочками-подростками, имеющими негармоничные соматотипы, включая занятия лечебной физкультурой, рекомендации по диетотерапии, режиму дня и т.д.

2. Участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам рекомендуется активизировать работу по выявлению социально-незащищенных семей и проводить с родителями и девочками-подростками разъяснительные беседы по сохранению гинекологического здоровья.

3. Педиатрам и медицинским сестрам активизировать работу в школах по профилактике формирования вредных привычек у девочек с привлечением к этой работе родителей и учителей.

4. Участковым педиатрам и медицинским сестрам проводить плановую целенаправленную работу по раннему выявлению гинекологических невоспалительных заболеваний у девочек-подростков для последующей коррекции у детского гинеколога..

5. Участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам при посещении девочек-подростков проводить беседы с мамами девочек на темы о репродуктивном здоровье, средствах контрацепции, профилактике нежелательной беременности, вреде аборта, делая акцент на ведущее влияние родителей в половом воспитании подростков.

6. Руководителям детских поликлиник организовать доступную и анонимную информацию для подростков по актуальным вопросам репродуктивного здоровья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Медико-социальная оценка здоровья современных подростков. Проблемы и пути их решения // Материалы IV международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век». - СПб., 1998. - С. 16-19.

2. Богданова Е.А. Гинекология детей и подростков. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000.

3. Волков С.Р., Волкова М.М. Практическое участие медсестры в планировании семьи. // «Медицинская сестра», № 4, 2003.

4. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков: Руководство для врачей. - СПб., Фолиант, 2000.

5. Гуркин Ю.А. Роль среднего медперсонала в оказании гинекологической помощи девочкам. // «Справочник фельдшера и акушерки», № 3. - 2003.

6. Зверева В.И., Цыбульская И.С. Роль сестринского персонала в планировании семьи. // «Медицинская сестра», № 2, 2000.

7. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методика исследования. СПб, Изд-во Инст. им. В.М. Бехтерева. 2002.

8. Ильин А.Г., Щеплягина Л.А. Основные задачи оказания медицинской помощи в современных условиях // Материалы IV международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век». - СПб., 1998. - С. 44-46.

9. Каткова И.П. Peпpoдуктивное здоровье россиянок. // «Народонаселение», № 4. - 2002. - С. 27-42.

10. Кротин П.Н. Научное обоснование организации службы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков // Дисс. ... докт. мед. наук. - СПб., 1998. - 265 с.

11. Кучеренко В.З. Медико-социальные подходы к организации полового образования. // «Медицинская сестра», № 6, 2001.

12. Левина Л.И., Стрекалов Д.Л., Азыдова И.В., Василенко В.С. Проблема здоровья подростков, пути ее решения // Материалы IV международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век». - СПб., 1998. - С. 38-41.

13. Лузан Л.В. Медико-социальное исследование заболеваний, передаваемых половым путем, у несовершеннолетних // Дисс. ... канд. мед. наук. - СПб., 1997. - 161 с.

14. Медведев В.П., Куликов А.М. Принципы подростковой медицины // Материалы IV международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век». - СПб., 1998. - С. 46-48.

15. Медико-социальные факторы риска нарушений репродуктивного здоровья девушек-подростков / Т.Г. Захарова, Г.Н. Гончарова, Е.А. Загурский. Бюллетень Научно-исследовательского института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 2003 . Вып. 12. - С. 37-41.

16. Орел В.И. Медико-социальные и организационные проблемы формирования здоровья детей в современных условиях // Автореферат дисс. ... докт. мед. наук. - СПб., 1998. - 48 с.

17. Охрана репродуктивного здоровья населения как проблема социальной безопасности России // «Планирование семьи», № 1, 2002.

18. Петрова Л.А., Черкасова Л.П., Шиловская С.В. Участие акушерки в решении проблем девочек-подростков. // «Медицинская сестра», № 6, 2001.

19. Прилепская В.Н. Поликлиническая гинекология. - М.: Медпресс, 2004.

20. Прохоренков В.И., Скребицкий В.А., Гузей Т.Н., Шергин С.Н. Половое поведение подростков, больных БППП // Вестник дерматологии и венерологии. - 1996. - N№ 4. - С. 30-32.

21. Соловьев С.Б. Медико-социальные проблемы подростков // Материалы IV международного конгресса «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век». - СПб., 1998. - С. 139-140.

22. Четвериков В.А. Организация медицинской помощи подросткам Ленинграда в условиях перехода здравоохранения на новый хозяйственный механизм // Актуальные вопросы медицинского обеспечения подростков и подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. - Уфа, 1993. - С. 19-21.

23. Юрьев В.К. Программы изучения репродуктивного потенциала девочек // Тезисы докладов науч.-практ. конференции «ЦНИЛ за 30 лет работы». - СПб., 1994. - С. 55.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карта анализа репродуктивного здоровья девушки подростка

I. Общие сведения

1. № истории болезни

2. Дата обследования

3. Возраст (полных лет):

1. 15 лет, 2. 16 лет, 3 17 лет, 4 18 лет

4. Место учебы: 1. общеобразовательная школа, 2. гимназия, 3. колледж, 4. ПТУ, 5. ВУЗ

II. Гинекологический анамнез

5. Возраст наступления менархе: 1. 10, 2 11, 3 12, 4 13, 5. 14, 6. 15, 7. 16. 8. 17, 9. не наступила

6. Продолжительность менструального цикла

7. Продолжительность менструаций: 1. до 3 дней, 2. 3-5 дней, 3. до 7 дней, 4. более 7 дней

8. Количество отделяемой крови

1. обильное, 2. умеренное, 3. скудное

9. Общее состояние до и во время менструации

1. не нарушается, 2. нарушается

При наличии в анамнезе указания на нарушение менструальной функции:

10. Возраст

11. Причины, спровоцировавшие нарушение

12. Тип нарушения

1. метроррагия, 2. олигоменорея, 3. аменорея, 4. другое

13. Применяемые методы терапии: 1. симптоматические, 2 гормональные, 3. физические, 4. другое

14. Оценка эффективности терапии: 1. эффективное, 2. без эффекта

15. Возраст начала половой жизни

16. Наличие в анамнезе беременности

1. да, 2. нет

17. Наличие в анамнезе аборта (возраст, количество)

18. Метод контрацепции

III. Данные объективного обследования

19. Масса (кг)

20. Рост (см)

21. Заключение по физическому развитию:

1. нормальное, 2. повышенная масса тела при нормальной длине, 3. высокая масса тела при нормальной длине тела, 4. сниженная масса тела при нормальной длине, 5. низкая масса тела при нормальной длине, 6. сниженная длина тела при нормальной массе, 7. сниженная длина тела при повышенной и высокой массе, 8. сниженная длина тела при пониженной и низкой массе тела

22 Степень полового развития

Ма Ах Р Мен

23. Заключение по половому развитию

24. Осмотр наружных половых органов

25. Целостность девственной плевы: 1. да, 2. нет

26. Вагиноскопия

IV. Данные лабораторно-инструментальных методов обследования

27. Исследование отделяемого из влагалища. Степень чистоты

28. УЗИ гениталий (заключение)

29. Размеры матки (мм)

Длина , толщина , ширина - .

30. Размеры правого яичника (мм)

Длина , толщина , ширина - .

31. Размеры левого яичника (мм)

Длина , толщина , ширина - .

32. Определение уровня гормонов:

ФСГ , ЛГ , эстрогены , прогестерон ,

Кортизол

33. Диагноз клинический

1. Гипоменструальный синдром, 2. ЮМК, 3. Альгоменорея, 4. ЗПР, 5. Поликистоз яичников, 6. ППР, 7. Воспалительные инфекционные заболевания, 8. Опухоли, 9. врожденные аномалии развития, 10. другое



Приложение 2

АНКЕТА

Уважаемая девушка, ответы на вопросы анкеты позволят разработать мероприятия по совершенствованию работы учреждений здравоохранения и образования в области охраны здоровья девушек подросткового возраста.

Пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и варианты ответа на него. Обведите цифровой код ответа, который соответствует Вашему мнению. Если Вы не нашли подходящего ответа среди предложенных ответов, то напишите свой вариант (место для этого в анкете предусмотрено).

Какое социальное положение Ваших родителей?

МАТЬ

1. рабочая

2. служащая

3. домохозяйка

4. другое (вписать)_____________________

ОТЕЦ

5. рабочий

6. служащий

7. военнослужащий

8. другое (вписать)__________________

Перечислите, пожалуйста, всех членов семьи (кроме себя) постоянно проживающих с Вами?

9. мать

10. отец

11. сестра

12. брат

13. бабушка

14. дедушка

Сколько у Вас родных братьев (сестер)?

15. ни одного (одной)

16. один

17. два

18. три и больше

Если отец (мать) с Вами не проживает, то не могли бы Вы указать причину?

19. родители развелись

20. умер (ла)

21. не знаю

22. другое (вписать)______________________

Укажите жилищные условия Вашей семьи:

23. отдельная квартира

24. коммунальная квартира

25. частный дом

26. общежитие

27. другое (указать)________________

Есть ли у Вас отдельная комната?

28. да

29. нет

Как бы Вы охарактеризовали свои взаимоотношения с родителями? (указать не более 3 ответов)

30. понимаем друг друга

31. мои родители проводят свободное время со мной

32. мои родители интересуются моей учебой

33. разрешают мне приглашать к себе друзей

34. дают деньги на посещение дискотек, кафе, баров

35. родители возражают против употребления алкоголя во время наших вечеринок с друзьями

36. я часто ссорюсь с родителями

При наличии конфликтных взаимоотношений с родителями, могли бы Вы указать их причины?

37. недостаточное материальное обеспечение

38. бытовое пьянство родителей

39. необеспеченность жильем

40. другое (укажите)____________________________________________

Употребляют ли Ваши родители алкоголь?

МАТЬ:

41. систематически

42. по праздникам

43. не употребляет

ОТЕЦ:

44. систематически

45. по праздникам

46. не употребляет

Кто из Ваших родителей курит?

47. мать

48. отец

49. оба

50. никто не курит

Курите ли Вы?

51. не курю

52. курю периодически

53. курю систематически

54. курила раньше, в настоящее время не курю

Если Вы курите, то укажите причину:

55. доставляет удовольствие

56. не хочу отставать от сверстников

57. хочу казаться взрослой

58. без этого сейчас трудно наладить общение

59. другое (вписать)

Употребляете ли Вы спиртные напитки?

60. Пиво

61. Вино

62. Шампанское

63. Водка

64. Коньяк

65. Нет, не употребляла ни один из перечисленных напитков

Как часто Вы употребляете указанные напитки?

66. один раз в неделю

67. один раз в месяц

68. в день рождения

69. по праздникам

70. более часто

71. другое (вписать) ___________________

Скажите, использовали ли Вы наркотические вещества?

72. да

73. нет

Как Вы проводите свободное время (указать не более 3-х ответов)?

74. читаю книги

75. слушаю музыку

76. хожу в кино

77. встречаюсь с друзьями

78. посещаю спортивные секции

79. посещаю дискотеки

80. посещая бары, клубы

81. занимаюсь любимым делом (укажите каким)_____________________

82. ничем не занимаюсь

С кем Вы предпочитаете проводить свободное время? (дать не более 3-х ответов)

83. с родителями

84. с друзьями

85. с подругой

86. одна

87. с другом

88. другое (вписать)_____________

Каковы Ваши жизненные ценности? (дать не более 3 ответов)

89. счастливая семья

90. здоровье

91. деньги

92. дети

93. карьера

94. супруг

95. любимая профессия

96. образование

97. секс

98. общественное признание

Как Вы думаете, в каком возрасте лучше выходить замуж?

99. до 18 лет

100. в 18-19 лет

101. в 20-25 лет

102. в 26 и старше

103. не знаю

Какие компоненты, по Вашему мнению, составляют основу брака? (дать не более 3 ответов)

104. любовь

105. уважение друг к другу

106. финансовое состояние

107. физическое здоровье партнеров

108. психическое здоровье партнеров

109. хорошее положение в обществе

110. религиозные убеждения

111. финансовое состояние будущих супругов

На Ваш взгляд, сколько детей лучше всего иметь в семье?

112. не иметь детей

113. одного ребенка

114. двух детей

115. трех детей

116. более трех детей

117. трудно сказать

Сколько всего детей Вы бы хотели иметь в своей будущей жизни?

118. не иметь детей

119. одного ребенка

120. двух детей

121. трех детей

122. более трех детей

123. трудно сказать

Считаете ли Вы допустимым для себя рождение ребенка вне брака?

124. да

125. нет

С каким настроением Вы просыпаетесь утром?

126. просыпаюсь с хорошим настроением

127. просыпаюсь с плохим настроением

128. не хочу просыпаться и вставать с постели

С какого возраста у Вас началась менструация?

129. 10-11 лет;

130. 12-13 лет;

131. 14-15 лет;

132. 16-17 лет;

133. нет менструации;

134. не помню

Скажите, появление первой менструации было ли для Вас неожиданным?

135. да

136. нет

Если «НЕТ», то почему?

137. мне об этом рассказывала мама

138. говорили подруги

139. рассказывал врач

140. читала в специальной литературе

141. рассказывали на занятиях в школе

Ведете ли Вы менструальный календарь?

142. не веду

143. веду регулярно

144. веду не регулярно

145. не знаю, что это такое

Скажите, пожалуйста, бывают ли у Вас разговоры с родителями по вопросам половой жизни?

146. с матерью

147. с отцом

148. не бывает

Если «ДА», то, что Вы обсуждаете? (дать не более 3 ответов)

149. моральные вопросы взаимоотношения между девушкой и юношей

150. вопросы личной гигиены

151. вопросы предохранения от беременности

152. вопросы, связанные с рождением ребенка

153. обсуждение сексуального партнера

154. опасность заражения венерическими заболеваниями

155. другое (вписать)______________________

Если Вы не беседуете с родителями на эти темы, то почему?

156. нет необходимости т.к. я далека от этих вопросов

157. я все знаю сама

158. нет доверия к матери

159. нет взаимопонимания

160. стесняюсь

161. уверена, что не получу полной информации

162. другое (вписать)_____________________________

С кем Вы обсуждаете эти вопросы?

163. с подругой

164. с родственниками

165. с учителем

166. с медицинскими работниками

167. с партнером

168. ни с кем

169. другое (вписать)_______________

Как Вы думаете, когда девушка может начинать жить половой жизнью?

170. после вступления в брак

171. до 15 лет

172. с 15-16 лет

173. с 17-18 лет

Ваше отношение к добрачным половым связям?

174. считаю допустимыми

175. допустимы только с любимым человеком

176. допустимы только с будущим мужем

177. считаю абсолютно недопустимыми

Что Вы предпринимаете для профилактики воспалительных заболеваний гениталий?

178. одеваюсь тепло в случае сильных морозов

179. всегда одеваюсь тепло

180. не одеваюсь тепло никогда

181. одеваюсь тепло, когда настаивают родители

На Ваш взгляд, имеет ли отрицательное влияние на состояние здоровья девочки-подростка раннее начало половой жизни?

182. да

183. нет

Если «ДА», то в чем это может проявиться?

184. возможность забеременеть

185. опасность заражения венерическим заболеванием

186. возникновение воспалительного заболевания

187. психологическая травма

188. другое (вписать)____________________

Считаете ли Вы вредным для здоровья прерывание первой беременности?

189. да

190. нет

Если «ДА», то о каких вредных последствиях Вам известно?

191. нарушение менструальной функции

192. бесплодие

193. воспалительное заболевание

194. другое (вписать) ________________

Укажите, какие болезни передаются половым путем?

195. ___________________________________

196. затрудняюсь ответить

Знаете ли Вы методы или средства предохранения от беременности?

197. да

198. нет

От кого Вы получили информацию о методах или средствах предохранения от беременности?

199. от мамы

200. из специальной литературы

201. от знакомых

202. рассказывали на занятиях в школе

203. от медицинских работников

204. от сексуального партнера

205. от подруг

206. не имею таких сведений

Как Вы считаете, кто из партнеров должен заботиться о предохранении от беременности (указать)

207. только женщина

208. главным образом женщина

209. главным образом мужчина

210. только мужчина

211. оба в равной степени

Если Вы используете контрацептивны, то откуда берете средства для их покупки?

212. деньги дает мой парень

213. экономлю на обедах и прочем

214. зарабатываю сама

215. деньги дают родители

216. другое (укажите)_________________________

Какие средства или методы предохранения от беременности Вы используете?

217. внутриматочные средства (спираль внутриматочная);

218. барьерные (презерватив; колпачок)

219. прерванный половой акт;

220. спермициды (пасты, мази, свечи);

221. противозачаточные таблетки

222. календарный метод;

223. не пользуюсь

Какие из перечисленных ниже средств предохранения от беременности Вам доступны?

224. гормональные контрацептивы

225. презервативы

226. пасты, мази, свечи

Укажите причины, по которым Вам недоступны выше перечисленные средства?

227. дороговизна средств

228. отсутствие этих средств в аптеках

229. недостаточное знание методики применения этих средств

230. другое (вписать)______________________________________________

Считаете ли Вы, что лучше женщине время от времени делать аборт, чем постоянно предохраняться от беременности?

231. да

232. нет

Как, по Вашему мнению, может ли бесплодие быть осложнением аборта?

233. да

234. нет

235. затрудняюсь ответить

Живете ли Вы половой жизнью?

236. да

237. нет

Если «ДА», то с какого возраста?

238. до 15 лет;

239. с 15 лет;

240. с 16 лет;

241. с 17 лет

Что побудило Вас вступить в половой контакт?

242. любовь;

243. половое влечение;

244. любопытство;

245. случайность

246. насилие;

247. другое (указать)_____________________________

Укажите характер половой связи?

248. случайная половая связь

249. имела контакт с несколькими мужчинами

250. с постоянным партнером

251. другое (вписать)_______________

В какой форме Вы бы предпочли получить интересующую Вас информацию по вопросам половой жизни и методам контрацепции? (дать не более 3 ответов)

252. индивидуальные беседы в школе с медицинским работником

253. индивидуальные беседы в поликлинике

254. индивидуальные беседы с врачом гинекологом

255. индивидуальные беседы с мамой

256. лекции в школе

257. через средства информации (кино, радио, телевидение)

258. специальная литература

259. в специальном учреждении для девушек-подростков (анонимно)

260. книги, журналы брошюры, газеты

261. другое вписать

Состоите ли Вы на учете у врача-педиатра по поводу хронического заболевания?

262. да

263. нет

В случае заболевания обращаетесь ли Вы за медицинской помощью?

264. да, обращаюсь

265. нет, надеюсь, что заболевание «само пройдет»

266. занимаюсь самолечением

267. не обращаюсь из-за занятости

268. не обращаюсь, так как у врача-педиатра время приема неудобное

269. не обращаюсь, так как невнимательное отношение медицинского персонала

270. другое (указать)________________________

Скажите, пожалуйста, сколько раз Вы были на приеме у врача гинеколога?

271. 1 раз

272. 2 раза

273. 3 раза

274. 4 и более раз

275. не была ни разу

Если «ДА» то, что послужило причиной обращения к врачу?

276. осмотр в школе;

277. гинекологическое заболевание;

278. желание прервать беременность;

279. вступление в брак;

280. подбор метода контрацепции;

281. после начала половой жизни;

282. венерическое заболевание;

283. другое _______________

Осмотр гинекологом проводился:

284. в детской поликлинике

285. в женской консультации

286. во взрослой поликлинике

287. в школе во время профосмотра

Скажите, пожалуйста, во время приема гинеколог проводил с Вами беседу о вреде аборта, методах предохранения от беременности, о венерических заболеваниях?

288. да

289. нет

Как Вы относитесь к проведению профилактических осмотров девочек-подростков врачом гинекологом?

290. безразлично

291. отрицательно

292. положительно

Скажите, возникали ли у Вас вопросы, связанные с половой жизнью, методами контрацепции, ответы на которые Вы бы хотели получить у врача гинеколога?

293. да

294. нет

Если «ДА» то обращались ли Вы к врачу за консультацией?

295. да

296. нет

Если «НЕТ», то, что Вам мешало это сделать?

297. стеснение

298. боязнь, что о моем визите узнают родители

299. большие очереди на приеме

300. не знаю, где я могла бы получить такую информацию

301. слышала от подруг, что врачи на эти темы не разговаривают с подростками

302. не уверена, что буду правильно понята врачом

303. другое (вписать)_____________________________

Скажите, пожалуйста, где бы Вы хотели, чтобы врач гинеколог принимал девочек подросткового возраста?

304. в школе

305. в детской поликлинике

306. в женской консультации

307. во взрослой поликлинике

308. специальное учреждение для девушек подростков анонимно

309. специальное учреждение для девушек-подростков не анонимно

310. другое (вписать)______________________________

Как часто, по Вашему мнению, должна девушка-подросток посещать врача гинеколога?

311. один раз в два года

312. один раз в полгода

313. один раз в год

314. по мере необходимости

315. при наличии заболевания

Скажите, пожалуйста, была ли у Вас беременность?

316. да

317. нет

Если «ДА» то чем она закончилась (указать)?

318. аборт

319. роды

320. самопроизвольный выкидыш

Какие вопросы, связанные с предстоящей семейной жизнью представляет для Вас наибольший интерес? (дать не более 3-х ответов)

321. роль семьи в жизни общества

322. роль семьи в воспитании детей

323. проблемы экономики семьи и ведение домашнего хозяйства

324. взаимоотношения в семье

325. сексуальные взаимоотношения в браке

326. методы предохранения от беременности

327. здоровый образ жизни

328. другое (вписать)________________

РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО О СЕБЕ

Сколько Вам полных лет?

329. 14 лет

330. 15 лет

331. 16 лет

332. 17 лет

333. 18 лет

Вид Вашей трудовой деятельности?

334. Учусь в общеобразовательной школе со стандартной программой обучения

335. Учусь в гимназии, лицеи, средней школе со специальной программой обучения

336. Учусь в среднем специальном учебном заведении

337. Учусь в высшем учебном заведении

338. Работаю на государственном предприятии

339. Работаю на частном предприятии

Где живете?

340. В областном центре

341. В промышленном городе

342. В районом центре

343. В поселке городского типа

344. В селе

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!!



© 2010-2022