• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения

Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.  Виды технологий: 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, т...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»



Кафедра воспитательных систем



Самостоятельная работа №4

Тема

«Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»

Слушателя курсов « Современные педагогические технологии организации

внеурочной деятельности обучающихся

в рамках реализации ФГОС НОО и ООО»


Смирнова П.М. руководителя физ. воспитания

ЗФ ГБОУ СПО МО КК

Г. Звенигород




Руководитель: Романова Г.А

К. п. н., доцент





Москва, 2015



Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.

Виды технологий:

1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

Здоровье, здоровый образ жизни - основные понятия здоровье сбережения.

Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровье сберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровье сбережения; 4) применение в учебно - воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий.

Научно-методологические основы духовно-нравственного развития личности по средствам здоровье сберегающих технологий.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования[1,25].

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества : от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов ,запоминания , внимания , в проявлении инициативы , творчества , в том , что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые - застенчивые , замкнутые, робкие, нерешительные - дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью. Для преодоления их молчаливости прежде всего надо расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели друзей. Таких ребят не следует вызывать первыми , а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том , что они уже хорошо усвоили , и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые также способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких , малоактивных , застенчивых детей.

Очень важен индивидуальный подход к детям , которые медленно соображают. Но нельзя их считать глупыми и ленивыми . так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, умеют хорошо справляться со своими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы и добродушны. Хотя они медленно усваивают , но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медленным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом , не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы. Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического , психического развития и поведения. Если у ребенка пониженный слух или зрение , то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Всегда надо держать таких детей в поле зрения и во время прийти на помощь.

Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко должны сидеть молчаливые т пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Сложность вопроса заключается в том , что в характере малой активности детей на занятиях нелегко сразу разобраться. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, малорезультативной .Иногда , оказываясь « в плену» повышенной активности отдельных детей, уделяем им слишком много времени в ущерб остальным Или , наоборот, все внимание направляем на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход. Это неправильно. Безусловно , у активных детей нужно поддерживать и развивать их интерес к занятиям , инициативу, развивать способности .Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки детей.

Пассивных детей полезно чаще вызывать на занятиях. При этом надо заставлять их задуматься над своим ответом , приучать размышлять, обращаться к личному опыту. Вопрос « Почему ты так думаешь?»ожжет задать нескольким детям. Очень важно для планирования дальнейшей работы со всей группой и с отдельными детьми проанализировать замеченные в ходе занятий индивидуальные проявления воспитанников.

Комплекс ОРУ на месте в парах:

УПР. №1

и.п.- стоя спиной к партнёру, взявшись внизу за руки.

1-2- стойка на носках, руки вверх;

3-4- и.п.

УПР.№2

и.п.- стоя лицом друг к другу, руки на плечах.

1-3- пружинистые наклоны;

4- и.п.

УПР.№3

и.п.- стоя спиной друг к другу, руки в « замок ».

1-3- наклоны вправо;

4- и.п.

5-8- тоже влево.

УПР.№4

и.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне плеч.

1-4- не разъединяя рук поворот вправо на 360;

5-8- то же влево.

УПР.№5

и.п.- ст. лицом друг к другу, руки на плечах.

1- полунаклон, мах левой ногой назад;

2- и.п.

3-4- то же правой ногой.

УПР.№6

и.п.- 1-й в полуприседе, 2-й в ст. за спиной руки на плечах партнёра.

1-2- 1-й разгибая ноги переходит в о.с.2-й слегка отталкиваясь принимает упор о плечи партнёра;

3-4- и.п.

УПР.№7

и.п.- сед спиной друг к другу взявшись под руки.

1- сед согнув ноги;

2- разгибая ноги лечь на спину партнёра, прогнуться ( партнёр выполняет наклон)

3-4- и.п.

5-8- то же выполняет партнёр;

УПР.№8

и.п.- ст. спиной друг к другу взявшись под руки.

1-2- присед;

3-4- и.п.

УПР.№9

и.п.- ст. на одной лицом друг к другу, правой рукой поддерживая поднятую вперёд левую ногу партнёра.

1-4- прыжки по кругу влево;

5-8- то же вправо;

затем смена и.п.(поменять ноги).

Комплекс ору со скакалкой .

1. И. п.- узкая стойка ноги врозь, левая впереди, сложенная вчетверо скакалка в правой руке. Круги правой рукой вперед в боковой плоскости. Выполнять 15 сек., затем переложить скакалку в левую руку,принять и. п. То же левой рукой. Дыхание свободное.

2. И. п.- стойка ноги врозь, сложенную вчетверо скакалку вниз. Три пружинящих наклона вперед, натянутой скакалкой достать пальцев ног.Вернуться в и. п. Дыхание свободное. 6 раз. , 3. И. п.- стоя на коленях,сложенную вчетверо скакалку вперед. Скакалку вверх - вдох.Вернуться в и. п.- выдох. 8 раз.

4. И. п.- стойка ноги врозь, сложенную вдвое скакалку за спину, рукисогнуты. Наклон влево, руки разогнуть, скакалку натянуть. Вернуться ви. п. То же вправо. Дыхание свободное. 4 раза в каждую сторону.

5. И. п.- о. с., сложенную вчетверо скакалку вниз. Перешагивание черезнатянутую скакалку вперед и назад сначала левой, затем правой. Дыханиесвободное. 4 раза каждой ногой.

6. И. п.- лежа на животе, сложенную вчетверо скакалку вверх. Прогнуться- вдох. Вернуться в и. п.- выдох. 6 раз.

7. И. п.- о. с., скакалку назад. Вращая скакалку вперед, два подскока надвух, два подскока на левой, правая согнута назад, два - на правой, леваясогнута назад. Дыхание свободное. Выполнять 30-40 сек., затем перейти на быструю ходьбу с постепенным замедлением.

8. И; л.- стойка ноги врозь, сложенную вчетверо скакалку за голову, рукисогнуты. Голову назад, натянутую скакалку вверх - вдох. Вернуться в и. п.- выдох, 6 раз.

Комплекс ОРУ с малым резиновым мячом.

1. И. п.- стойка ноги врозь, мяч в правой руке. Подбросить мяч,,хлопнуть в ладоши перед грудью, поймать мяч. Дыхание свободное. 8 раз.

2. И. п.- о. с., мяч в правой, руке. Ударить мячом об пол, хлопнуть владоши, поймать мяч после отскока. То же, мяч в левой руке. Дыханиесвободное. 6 раз каждой рукой.

3. И. п.- о. с., мяч в левой руке. Подбросить мяч, присесть, хлопнуть в ладоши за спиной, выпрямляясь, поймать мяч. То же, мяч в правой руке. 4раза каждой рукой.

4. И. п.- о. с., мяч в руках за спиной. Наклон вперед, смотреть прямо, мячназад - выдох. Вернуться в и. п.- вдох. 6 раз.

5. И. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. Наклонвлево, руки вверх, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и. п. То же вправо. 4 раза в каждую сторону.

6. И. п.- о. с., мяч в правой руке. Подбросить мяч, левую в сторону. Вернуться в и. п. и поймать мяч. То же, мяч в левой руке. 4 раза каждой рукой.



© 2010-2022