- Преподавателю
- Другое
- Открытое коррекционное занятие по охране зрения и развитие зрительного восприятия
Открытое коррекционное занятие по охране зрения и развитие зрительного восприятия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюлемисова Ж.Б. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Областная специальная школа - интернат для детей
с нарушением зрения города Есик»
Предмет: «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Тема: «Для чего нам нужны глаза?»
Класс: 1-2 «Б»
Учитель: Тюлемисова Ж.Б.
2015-2016 учебный год.
Открытое коррекционное занятие по охране зрения и развитие зрительного восприятия.
Тема: «Для чего нам нужны глаза?»
Цель: Формировать представление о том, зачем человеку нужны глаза?
Задача:
- образовательная: уточнить представление детей о назначении органов зрения;
- развивающая: мышление, воображение, память, внимание, тактильное
восприятие;
- воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, отзывчивость,
доброжелательность в отношении к людям с ограниченными
возможностями;
- коррекционная: речи, осанки, зрительного и слухового восприятия;
Тип занятия: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, ноутбук, презентации «О строении глаза», «Жизнь слепых людей», муляж глаза, платок для завязывания глаз, колокольчик, зеркала, «чудесный мешочек», коробка - посылка.
Предварительная работа:
-
Проведение ознакомительной беседы по органам чувств;
-
Рассматривание анатомического атласа:
Ход занятия:
-
Организационный момент:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
Загадка:
Умеют они грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться;
Цветущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам - облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки -
Всё замечают зоркие…….
-
Актуализация знаний:.
Разберёмся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
(Ответы детей)
Ребята, нам сегодня доставили посылку. Что же в ней? (открывает, достает зеркало).
Зачем нам оно? (ответы детей).
А что вы видите в вашем зеркале? (ответы детей)
Беседа. «Что ты видишь?»
Рассмотрите свои глаза в зеркале. Закройте глаза и осторожно потрогайте их.
Что вы чувствуете? Какую форму имеет глаз? На что он похож? (Ответы детей).
- Посмотрите в зеркало. Глаз прячется за веками. Вот они. Вверху -верхнее веко. Внизу - нижнее. По краям века находятся реснички.
- Закройте и откройте глаза. Вы чувствуете, как веки прячут глаза? Зачем нужны веки и ресницы? (Ответы детей).
Правильно, они защищают глаза от соринок, пыли. Ночью, когда веки закрываются, глаза отдыхают, спят вместе с вами.
- Закройте глаза. Скажите, вы видите что-нибудь? Правильно. Стало темно, и ничего не видно.
- Вот какие глаза умные! Они помогают нам видеть все, что находится вокруг. Вспомните, что мы знаем о глазах.
Чтение стихотворения. (Никита)
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Кроме знания и уменья-
Всем необходимо зренье!
-
Беседа - рассуждение: Зачем нужны глаза? Что вы знаете о строении глаза? (Слайд о строении глаза)
Глаз - это орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки. Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Посмотри на свои глаза в зеркало, ты увидишь посередине круглое цветное пятнышко. У всех оно разного цвета: коричневое, зелённое, серое, голубое. Это радужная оболочка. Посредине видна чёрная точка (отверстие). Оно называется «зрачок». Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на сетчатке уменьшенное изображение. А ещё внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твёрдой оболочкой (склерой), как яйцо скорлупой.
Природа заботливо оберегает глаза. Пот течёт со лба - его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль - её задержат ресницы. А если несколько пылинок попадут в глаз, их тотчас слизнёт мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» - стеклоочистители на стекле автомобиля.
Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет - веки захлопнуться сами раньше, чем ты об этом подумаешь
Есть люди, которые не видят. Это незрячие люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий нас мир, новую игрушку, маму и т.д. без глаз нет радости в жизни. Не зря говорят: «Глаза - зеркало души».
СКАЗКА
Жила - была девочка Катя. Послала её мама в магазин за печеньем. Купила Катя печенье и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила печенье, девочка её угостила.
- Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое желание, и оно исполниться, - сказала старушка.
Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое ей желание загадать. Сначала она хотела много игрушек, но передумала. Потом захотела собаку, как у соседа. Но собака стала громко лаять и рычать. Катя испугалась. Увидев продавца мороженного, девочка решила наесться много мороженного. Но тут она увидела мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.
- Мальчик, как тебя зовут?
- Серёжа.
- А меня Катя. Давай играть в догонялки.
- Я не могу бегать. Я слепой, мои глаза не видят.
- Ничего страшного, - сказала девочка. Сейчас я тебя вылечу
Взмахнула волшебной палочкой, произнесла своё желание, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, скакать и смеяться.
Вот как важны для человека глаза!
4. Игра «Колокольчик» (Ребенку завязывают глаза, он должен определить, откуда исходит звук) .
Ребята, так зачем же нам глаза?
(Ответы детей)
Предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек» и без помощи глаз узнать что же в нем.
(Проводится игра «Чудесный мешочек»)
5.Упражнение для глаз. Слайд
А сейчас ведём мы речь,
Как глаза свои сберечь.
-Чтобы уберечь свои глаза от переутомления, необходимо делать
зарядку для глаз:
6. Чтение стихотворений.
Как устроены глаза? (Работа с презентацией «Глаза - органы зрения».муляж глаза )
Глаз - волшебный теремок
Круглый маленький домок
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка ни дверей
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка
Вся прозрачна как стекло
В мир чудесное окно
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца
Глаз бывает синий серый
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз - домок
В центре радужки - зрачок
Черный маленький кружок
Лишь стемнеет - наш зрачок
Станет сразу же широк
Коль светло - зрачок поуже
Чтобы видел глаз не хуже
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик
Он такой имеет вид
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан будто бы ковром
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой
Что же в домике внутри?
На картинку не смотри -
В домике невидное
Тело стекловидное,
Оно прозрачно, как алмаз…
Ну, а как же видит глаз?
Отразится лучик света
От какого- то предмета.
Упадет на роговицу.
Миг -и дальше устремится,
И сквозь дырочку - зрачок
Проберется в глаз - домок.
Дальше следуя порядку,
Попадает на сетчатку.
Круглый дом с одним окном,
Плотно он закрыт кругом,
Ни крыльца, ни двери нету,
Дальше не пробиться свету?
Нет, от глаза нерв идет,
В мозг сигнал передает,
После этого тотчас
Все вокруг увидит глаз.
Очень хрупок круглый дом!
Тонки, нежны стенки в нем,
А прозрачное окно
Ставней не защищено.
Если тронешь роговицу -
Глаз сейчас же разболится,
Если ранится хрусталик -
Помутнеет чудный шарик,
Станет темным дом на век
И ослепнет человек.
Учитель: Кто знает отчего портятся глаза?
Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо».
Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях. /Слайд
1.Ребенок трет глаза грязными руками.
2.Вытирает глаза чистым платком.
3.Читает в транспорте.
4.Читает, лежа в постели.
5.Читает за столом в хорошо освещенной комнате.
6.Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
7.Смотрит телевизор далеко от экрана.
8. Кушает морковь.
9. Кушает фрукты.
10. Ребёнок подносит к глазам ножницы.
11. Долго играет на компьютере.
Презентация «Жизнь слепых людей»
Ребята, мы с вами много узнали о наших помощниках - глазах. Но в мире много людей, которые плохо видят или не видят совсем. Таких людей называют слабовидящими или слепыми. Как вы думаете, легко ли им живется в мире здоровых людей?
(Ответы детей) 15 октября отмечается Международный день Белой трости - символа незрячего человека. / Слайд )
История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году.
В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс , который после несчастного случая потерял зрение.
Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.
Совет бывшего воина был таков: развивай свою самостоятельность, выходи из дома один, чем чаще будешь выходить с сопровождающим, тем больше испортишь нервов, когда придется выйти одному. / Слайд/
Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что она не гарантирует ему полной безопасности: на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители, особенно в хмурую английскую погоду. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.
/Слайд /
Я думаю, ребята, вы хотя бы раз в своей жизни встречал на улицах города незрячего. Как правило, этих людей легко узнать по солнцезащитным очкам, которые они носят вне зависимости от сезона, и белой трости в руках. Иногда бок о бок со слепым идет еще и собака-проводник в специальной сбруе.
/Слайд /
Задача этого дня - заставить людей вспомнить о том, что рядом с ними, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их.
Поводырь - человек или животное, функцией которого является оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире, выходят с ними на улицу, в больницу .
Международный день белой трости - это попытка уравнять в правах людей с ограниченными возможностями и условно здоровых, позволить первым почувствовать себя полноценными, а вторым - примерить на себя участь человека с физическим недостатком.
И, как итог, понять и принять друг друга такими, какие они есть: со всеми достоинствами, отрицательными и положительными сторонами характера, сложностями и спецификой. /Слайд№6/
Незрячие люди участвуют в общественной жизни общества, учатся в школах и в высших учебных заведениях, играют в театре, на музыкальных инструментах, исполняют песни. /С
Наше государство всегда заботится о таких людях. Для них специально тренируют и обучают собак и отдают безвозмездно незрячим людям. /Слайд /
На тротуарах устанавливают тактильную плитку./Слайд / На многих светофорах присутствует звуковой сигнал, по которому незрячий пешеход может узнать, когда загорится зелёный свет и можно переходить дорогу.
Белая Трость - это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.
Есть также дополнительный знак «Незрячие пешеходы», который устанавливается в местах, где часто передвигаются незрячие люди. /Слайд№11/
Посмотрите на наши двери. Что на них наклеено? Правильно, жёлтый круг.
Предупреждающий знак Желтый круг наклеивается с двух сторон на стеклянную дверь поликлиники, магазина, кафе или другого объекта.
Желтый цвет - последний цвет спектра, который могут видеть слабовидящие люди. Поэтому на стеклянные двери и витрины наклеивают жёлтые круги./Слайд № 12/
А на этой картинке - памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили? /Слайд №13/
(Предположения детей
- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д Я думаю, что теперь вы будете более внимательно относиться к своим друзьям и товарищам и слабовидящим людям.
Некоторые дети и взрослые люди потеряли своё зрение в результате несчастного случая и не достаточного хорошего внимания к своему здоровью.
8. Итог урока.
Ребята что вы нового узнали о наших глазках?