• Преподавателю
  • Другое
  • Сообщение по теме самообразования: Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания

Сообщение по теме самообразования: Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.



Сообщение по теме самообразования : Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.

Подготовила учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №5

Ушакова Л.Н.

Проблемы повышения качества образования на уроках истории и обществознания.

Развитие школьного исторического образования определяется общепедагогическими требованиями модернизации системы образования в Российской Федерации, с одной стороны, и новой ситуацией в развитии исторической науки, с другой.

История не только фактографична, но и осмысленна. Историк, выявляя и изучая источники, труды предшественников, стремится узнать не только «что и как было на самом деле», но и почему так было, с чем это связано и почему произошло так, а не иначе. Он пытается выявить факторы, определяющие движение истории, открыть ее смысл, направление, цель. Историк хочет объяснить прошлое. В таком случае ему не обойтись без фундаментальных концепций и теорий, предлагающих исходные принципы понимания, интерпретации, объяснения исторического процесса.

В аналогичной ситуации находится обществовед, также испытывающий потребность в эффективных инструментах познания социальных процессов.

Ведущей стратегической идеей является формирование человека, раскрытие его интеллектуальных, творческих и культурных потенций.

Чем быстрее человек осознает себя частью общества и его культуры, тем быстрее и эффективнее он адаптируется в этом обществе, лучше ориентируется в предоставляемых им возможностях собственного совершенствования, творческого развития.

Структура и характер общественной жизни зависят от отношения человека к миру в целом, к своему Отечеству и к себе в частности. На протяжении всей истории, когда культурно-исторические эпохи сменяют друг друга, он ищет свое место в мире, стремится к установлению гармонии между человеком и обществом, обществом и природой, верой и знанием, свободой и тиранией, коллективизмом и индивидуализмом, пытается обрести возможность прогнозировать тенденции будущего развития. Для достижения этого человеку важно определить наиболее существенные закономерности развития прошлого и проблемы современности, которые особенно ярко проявляются в социокультурной сфере жизнедеятельности человека и общества.

Важную роль в этом играет системное представление исторического процесса от истории семьи до истории мира. Существенное место здесь отводиться региональной этнокультурной составляющей данного процесса. Учитывая, что Россия - это многонациональное, поликонфессиональное государство необходимо уделять значимое место этнокультурному компоненту.

Сегодня мы все больше осознаем историческую и социальную относительность культурных ценностей, которые еще недавно казались незыблемыми. Бастионы технического совершенства, экономической и политической эффективности ни в коей мере не спасают нашу культуру от сползания в варварство. В варварство, которое благополучно может идти в ногу с всеобщим и повсеместным школьным обучением

Складывание нового «образа» историко-культурного организма должно опираться на сочетание социокультурного образования и нравственного становления личности. Существенная роль в решении данной проблемы отводится процессу актуализации философского и исторического знания. При этом следует учитывать, что в условиях возникшего между культурой (как сферой, прежде всего, духовного состояния общества) и цивилизацией (как сферой, прежде всего, технологического состояния общества) конфликта, который угрожает личности человека, этот процесс будет болезненным и потребует терпения и целеустремленности. Ведущим аспектом станет оценка культуры как некой особой ценности, как важнейшего компонента человеческого бытия, определяющего его настоящую и будущую жизнь в контексте его творчески организованной жизни и деятельности. Историческая наука, изучающая процесс кристаллизации ценностей в благах культуры, как отмечал Риккерт, через исследование исторического материала сможет подойти и подвести человека к миру ценностей.

Формирование в России информационного общества обусловило необходимость глубоких изменений в системе образования. Новая иерархия целей образования, социальное и познавательное, духовно-нравственное развитие обучающегося, формирование современных ключевых компетенций, поливариативность обучения обусловили введение технологического подхода в образовательный процесс.

Внедрение современных образовательных технологий позволяет обеспечить поливариативность образовательного пространства. Дает возможность варьировать образовательные единицы в процессе преподавания истории и обществознания.

Современные технологии предполагают:

  • гуманистический характер процесса обучения;

  • ориентация на учет индивидуальных особенностей и развитие личностного потенциала обучающихся (личностно-ориентированные технологии);

  • деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • изменение роли учителя, установление субъект-субъектных отношений учителя и учащихся;

  • активное взаимодействие учащихся в учебном процессе.

Изучение истории призвано формировать историческое мышление, что предполагает развитие аналитических, сравнительно-сопоставительных навыков. В процессе освоения предмета учащиеся учатся ориентироваться во времени и пространстве, понимать многомерность социального пространства, причинно-следственную взаимосвязь событий прошлого с особенностями последующего развития, уметь работать с информацией в разных знаковых системах (текст, схемы, карты, видеоряд).

Изучение обществознания предполагает развитие системных представлений о современном обществе, навыков творческого применения полученных знаний для объяснения и прогнозирования общественных явлений, умений критически анализировать и оценивать социальную информацию.

Эти компетенции успешно могут быть сформированы в режиме новых педагогических технологий (исследовательские, проектные и др.).

Организация учебного процесса на базе новых технологий требует от учителя не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных, в том числе информационных, технологий.

Информационные технологии не только примыкают, а входят как элемент в педагогическую систему учителя.

Наибольший эффект при обучении истории и обществознания достигается при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании. Так, в старших классах в системе историко-обществоведческого образования не потеряла актуальности лекционно-семинарская форма занятий, которая в современных условиях сочетает в себе активные и интерактивные элементы.

Кроме того, в практике широко используется исследовательская форма учебной деятельности, так же позволяющая решать образовательные задачи в преподавании истории и обществознания.

Обучение приобретает живой, личностно значимый характер. Личностно-ориентированный подход рассматривает образовательный процесс как возможность ученику реализовать свои способности.









© 2010-2022