- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программ учебной дисциплины Организация и технология розничной торговли
Рабочая программ учебной дисциплины Организация и технология розничной торговли
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петровичева М.В. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский технологический колледж»
155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1
(49351) 4-70-81 prof4.ru[email protected]
_____________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Организация и
технология розничной торговли
г.Шуя, 2015г.
Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Шуйский технологический колледж»
155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1
(49351) 4-70-81 prof4.ru[email protected]
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Директор ОГБПОУ ШТК
методической комиссии ______________О.В.Воробьёв
Протокол № _____ Приказ № ___________
от «_____» __________2015г. от «_____»_______ 2015г.
Председатель ЦМК ___________
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УР
_______________Е.В.Лапина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Организация и технология розничной торговли
г.Шуя, 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Организация и технология розничной торговли - разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир», входящей в состав укрупненной группы профессий 100700 «Торговое дело».
Организация-разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шуйский технологический колледж»
Разработчик: Петровичева М.В., преподаватель специальных дисциплин
ОГБПОЙ ШТК.
Рекомендована Методическим советом ОГБПОУ ШТК
Протокол № 1 от «_18_»__сентября__ 20_15_ г.
Согласована:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Должность работодателя подпись Ф.И.О.
«_____» _______________2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Организация и технология розничной торговли
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Организация и технология розничной торговли является частью примерной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир», разработанной в соответствии с ФГОС входящей в укрупненную группу профессий 100700 «Торговое дело».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в профессиональной подготовке рабочих по профессиям:
-
17351 «Продавец непродовольственных товаров»;
-
17353 «Продавец продовольственных товаров»;
-
12721 « Кассир торгового зала»;
-
12965 «Контролер-кассир»;
в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовке работников в области торговли при наличии среднего (полного) общего образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролер-кассир»: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
-
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
-
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
-
виды розничной торговой сети и их характеристику;
-
типизацию и специализацию розничной торговой сети;
-
особенности технологических планировок организаций торговли;
-
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
-
основы товароснабжения в торговле;
-
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота; технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
-
правила торгового обслуживания и торговли товарами;
-
требования к обслуживающему персоналу;
-
нормативную документацию по защите прав потребителей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 75 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Организация и технология розничной торговли»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
75
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
3
контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
42
в том числе:
индивидуальное проектное задание
-
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
42
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.03 Организация и технология розничной торговли
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
Тема 03.01. Организация розничной торговой сети.
Содержание учебного материала.
8
Термины и определения. Услуги розничной торговли, их классификация и качество. Роль торговых предприятий, сущность, задачи.
1
Формы торговли, их особенности в условиях рыночной экономики. Торгово-технологический процесс, характеристика основных этапов, их значение.
1
Виды розничной торговли.
Характеристика стационарной, передвижной и посылочной торговой сети.
Отличительные особенности принципы, классификация.
1
Специализация торговой сети.
Характеристика специализированных, универсальных, комбинированных, смешанных, узкоспециализированных видов магазинов, назначение и отличительные особенности.
1
Типизация торговой сети.
Краткая характеристика основных типов, их назначение и отличительные особенности.
1
Виды торговых зданий и сооружений, требования к ним.
Краткая характеристика технологических, строительных, архитектурных, экономические, эстетических требований, их содержание.
1
Особенности технологических планировок организаций торговли.
Состав и взаимосвязь торговых помещений.
Планировка торгового зала, виды торговых площадей
1
2
1
Обслуживающий персонал, его соответствие проф.назначению
Практические занятия
2
Разделение торговой площади магазина на функциональные зоны.
Планировка торгового зала магазина с традиционным методом продажи товаров и самообслуживания.
Контрольная работа по теме «Розничная торговая сеть».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
2
Тема 03.02. Основы маркетинговой деятельности.
Содержание учебного материала.
5
Сущность, содержание и основные цели маркетинговой деятельности в торговле
Маркетинговое понятие товара.
Критерии конкурентоспособности товаров. Упаковка и дизайн товаров, их задачи и функции.
1
1
Роль маркетинга в процессе продвижения товара.
1
Реклама: понятия, виды, назначения, требования, правовая база.
1
Практическая работа
«Изучение и изготовление рекламных средств, оформление ценников».
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
- Организация рекламной деятельности предприятия
- Продвижение товаров на рынок
- Презентация фирм и продукции
15
Тема 03.03. Менеджмент в торговле.
Содержание учебного материала.
5
Понятие менеджмента, основные принципы и функции.
1
Роль информации в торговле.
Содержание менеджмента: управление организацией, персоналом, материальными ресурсами, финансами, информацией.
1
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Структура управленческой деятельности предприятия
Мотивация и потребности
Коммуникация
Контроль и его виды. Межличностные отношения в коллективе
Управление конфликтами и стрессами
Руководство: тили руководства, власть и партнерство
10
Тема 03.04. Основы товароснабжения в торговле.
Содержание учебного материала.
7
Покупательский спрос, методы изучения.
2
Факторы, влияющие на формирование покупательского спроса.
Понятие о товароснабжении торговых предприятий. Основные принципы рационального товароснабжения.
1
Этапы товароснабжения.
Понятие о договорах на поставку.
1
Документальное оформление заявок на завоз товаров, их краткая характеристика и порядок составления.
2
Поставщики товаров в торговую сеть. Формы доставки товаров в магазин.
Требования Стандартов к транспортированию товаров и погрузо-разгручным работам.
1
Контрольная работа по теме «Технология снабжения и завоза товаров на розничные торговые предприятия».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
2
Тема 03.05. Основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота.
Содержание учебного материала.
9
Роль тары в торгово-технологических процессах.
1
Основные виды тары и тароматериалов, требования к ним, их назначение, классификация по назначению, кратности оборота, по степени сопротивляемости внешним воздействиям, по материалу изготовления.
Порядок приемки, вскрытия, маркировки и хранения тары.
2
Мероприятия по сокращению потерь по таре.
1
Организация вывоза тары с торгового предприятия.
Самостоятельная работа:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
1
Тема 03.06. Технология приемки товаров в магазине.
Содержание учебного материала.
8
Сопроводительные документы, основные реквизиты, порядок оформления.
1
Приемка товаров в магазине, характеристика основных этапов.
Сроки и место приемки товара.
Лица, осуществляющие приемку товаров, их функции и полномочия.
Основные этапы приемки товаров по качеству и количеству.
2
Порядок составления акта на недостачу, бой, пересортицу товара.
3
Вызов представителей предприятия - изготовителя для участия в приемке товара и составления акта.
Сроки предъявления претензий поставщику.
Приемка товаров от материально ответственных лиц в торговый зал со складов.
2
Контрольная работа по теме «Технология приемки товаров в магазине».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
2
Тема 03.07. Технология хранения и подготовки товаров к продаже.
Содержание учебного материала.
8
Хранения товаров в магазине. Значение правильного хранения товаров в магазине, условия, режим и сроки хранения.
2
Факторы, влияющие на сохранение качества товаров при хранении. Условия и правила хранения товаров.
Способы и принципы размещения и укладки товаров в помещениях для хранения
2
Правила техники безопасности при размещении и укладке товаров при хранении Противопожарные мероприятия при хранении товаров.
Товарные потери, их виды. Меры по снижению товарных потерь, порядок их списания.
2
Подготовка товаров к продаже. Значение предварительной подготовки товаров к продаже в повышении культуры обслуживания покупателей, росте производительности труда и качестве труда продавцов, лучшего сохранения качества товара и его товарного вида.
2
Правила техники безопасности при подготовке товаров к продаже.
Контрольная работа по теме «Технология хранения и подготовки товаров к продаже».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
2
Тема 03.08. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Содержание учебного материала.
8
Порядок подачи товаров в торговый зал.
2
Требования к размещению товаров.
Краткая характеристика основных методов размещения и выкладки товаров в торговом зале.
Особенности выкладки товаров в торговом зале в магазинах с различными формами обслуживания.
2
Рациональное использование торгового оборудования для размещения и показа товара.
2
Контроль за сохранностью товаров в торговом зале, пополнением товарных запасов, размещением ценников, объявлений, проспектов, краткая характеристика операций.
Контрольная работа по теме «Размещение и выкладка товаров в торговом зале».
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
2
Тема 03.09.Правила торгового обслуживания и торговли товарами.
Содержание учебного материала.
14
Правила работы магазина
1
Подготовка рабочего места. Значение рациональной подготовки рабочего места продавца для повышения культуры обслуживания покупателей. Основные требования к подготовки рабочего места продавца.
3
Основные правила продажи товаров.
2
Безопасность товаров, гарантийный срок использования товаров, обмен товаров.
Технология продажи основных групп товаров (хлеба и х/б изделий, бакалейных, кондитерских, молочных, мясных, рыбных), алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков.
2
Правила упаковки товаров.
3
Права и обязанности продавцов.
1
Организация процесса продажи товаров методом самообслуживания. Правила продажи товаров в магазинах самообслуживания. Характеристика приемов показа и отпуска товаров.
3
Обслуживание покупателей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них.
Консультации для покупателей о товарах.
Предложение новых товаров, сопутствующих и взаимозаменяемых
Организация продажи товаров традиционным методом. Характеристика приемов показа и отпуска товаров.
3
Оформление покупки.
Правила и приемы упаковки товаров различными способами. Упаковка сложных покупок. Правила выдачи покупок. Рационализация упаковки различных товаров.
Обслуживание покупателей с учетом индивидуальных особенностей каждого из них
Современные способы продажи товаров : торговля по предварительным заказам, порядок продажи товаров покупателям на дому, продажа товаров по образцам, через автоматы, по каталогам, Интернету. Отличительные особенности, преимущества и недостатки этих методов.
3
Дополнительные услуги
1
Организация денежных расчетов с покупателями при различных методах обслуживания, характеристика отличительных особенностей.
3
Продажа товаров в кредит.
2
Доска информации для покупателей, ее значение в работе магазина. Книга отзывов и предложений, ее содержание. Правила ведения и регистрации заявлений покупателей. Место хранения, органы контроля за ведение книги.
1
Контрольная работа по теме «Правила торгового обслуживания и торговли товарами»
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной нормативной литературы (по вопросам к параграфам, главам и составленным преподавателем).
6
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организации и технологии розничной торговли».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Организации и технологии розничной торговли»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
-
Л.А.Брагина «Технология различной торговли» - М.: Изд. Центр «Академия». Учеб. пособие для нач. проф. 2004 г.;
-
Н.В. Гранаткина «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами» -М.: Издательский центр «Академия» .Учеб. пособие для нач. проф. образования. 2008 г.;
-
А.М. Новикова «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами»- Учеб.для нач. проф. образования М.: ИРПО; Изд. центр «Академия» . 2000 г.;
-
Н.П. Котерова «Основы маркетинга» Учеб.для нач. проф образования: Изд. центр «Академия» 2003г.
-
Э.А.Арустамов «Техническое оснащение торговых организаций» (3-е изд., стер.) Москва, Изд. Центр «Академия», 2013г.
Дополнительные источники.
-
Е.И. Мазилкина «Организация работы магазина»- М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К» 2008 г.;
-
Е.В.Жиряева «Товароведение- Правила и методы классификации товаров Кодирование товаров ,Тара и транспортировка».Санкт Петербург: Издательский центр «ПИТЕР».2002 г;
-
Е.Л. Драчева «Менеджмнт» учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф образования. 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство. 2002 г;
-
Г.К. казначевская «Менеджмент» уч/ изд-е 4-е доп и перер. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г;
-
Л.А. Чикатуева «Маргетинг2 для среднего проф. образования Ростов н/ Д «Феникс» 2004 г;
-
Ф.Г. «Рекламная деятельность» уч М.: .: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К» 2004 г.
Дидактическое и методическое обеспечение:
-
пособия по разделам программы;
-
паспорт КМО по темам программы;
-
комплект КИМ для проведения промежуточной и итоговой аттестации
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам
Текущий тематический рубежный контроль (в том числе с использованием тестирования);
отчеты о выполнении практических работ.
итоговая аттестация - экзамен
определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса
применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности
Знания:
услуги розничной торговли, их классификацию и качество
виды розничной торговой сети и их характеристику
типизацию и специализацию розничной торговой сети
особенности технологических планировок организаций торговли
основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле
основы товароснабжения в торговле;
основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
правила торгового обслуживания и торговли товарами
требования к обслуживающему персоналу
нормативную документацию по защите прав потребителей.
Разработчики:
__ОГБПОУ ШТК_ __преподаватель__ _М.В.Петровичева_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
_ ОГБПОУ ШТК_ _ преподаватель__ _____С.В.Пугачёва____
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия
7