Статья Внедрение технологии позиционного обучения

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать многие вопросы современного образования. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения. Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя школа №3», Учитель начальных классов Пластинина Е.В.

Технология позиционного обучения

В настоящее время развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики? Что нужно современному ученику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в жизни? Какую роль должно играть образование, чтобы подготовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью?

Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс позволяет решать эти вопросы. Одной из таких технологий является метод позиционного обучения.

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.

В практике работы каждого преподавателя значительное место занимают тексты. Тексты разноплановые и разножанровые: научные, художественные, публицистические, учебные. Самым популярным, пожалуй, является научный текст. Традиционные приемы работы с научным текстом довольно часто репродуктивны: передача содержания, ответы на вопросы. И даже при использовании продуктивных форм работы - аналитическое чтение, реферирование, аннотирование - несомненную трудность представляет придание этой работе личностно-ориентированного, субъектного характера. Одним из возможных решений этой проблемы является «позиционное чтение».

Основные задачи технологии позиционного обучения:

  • конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

  • коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

  • социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Дидактические особенности технологии:

  • обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;

  • появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;

  • создаются условия для вариативности и дифференциации;

  • используется положительное стимулирование обучающихся;

  • формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

  • решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);

  • оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Педагогическая идея метода - обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.

Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный, который включает:

  • подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,

  • глубокое изучение текста,

  • подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;

2. Организационный:

  • деление учащихся на группы,

  • распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;

3. Позиционное чтение:

  • группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,

  • вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;

4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:

  • каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,

  • группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.

Позиционное обучение на учебном занятии начинается с чтения учебного текста. Учащиеся делятся на группы (от 1 до 5 чел.), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных преподавателем: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».

Задачи групп следующие:

  • · «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста;

  • · «понятие» - определить основные понятия данного текста;

  • · «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;

  • · «оппозиция» - высказать возражение к основным положениям текста;

  • · «апологет» - показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;

  • · «метод» - ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»

  • · «ассоциация» - предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);

  • · «символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;

  • · «поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме;

  • · «театр» - донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

  • Студентам отводится определенное время для чтения текста в группах (время чтения определяется объемом текста), выработки предложенной позиции и ее презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске или листе ватмана.

Как показывает практика, 20 минут - достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5-7 страниц, с более объемными текстами (монографии, главы книг) подготовка позиции возможна во внеаудиторное время.

Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль преподавателя (иногда преподавателей) в организации и управлении групповой дискуссией.

Следует отметить значительный обучающий и воспитательный потенциал метода. Он позволяет не только глубоко изучить учебную или научную информацию, но и сформировать системные представления о ней, развивает умения аргументации, ведения дискуссии, коммуникативную компетентность.

Метод основан на принципе двуплановости обучения: план ученика представляет собой увлекательную творческую разработку и эмоциональную защиту определенной позиции, план преподавателя - организацию эффективного усвоения учебного материала. Кроме того, нельзя не отметить, насколько позитивным и эмоционально ярким становится занятие с использованием позиционной технологии.

Нам представляется, что методический арсенал позиционных технологий достаточно широк и может активно использоваться в учебном процессе.

К достоинствам позиционного подхода следует отнести высокую мотивацию общения, возможность выразить личное отношение к учебной информации, формирование навыков ведения дискуссии, развитие креативности, высокую эмоциональность, углубление познавательных мотивов учения, повышение самооценки учащихся.

4

© 2010-2022