ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

эмоциональное выгорание педагогов доу

к.е.сорокина

г. Шадринск

Современные условия требуют от представителя любой профессии мобилизации всех его нравственных, физических, психических сил. Особенно это касается педагогов, поскольку их профессия, особенно в условиях модернизации в сфере образования, связана с высоким эмоциональным напряжением, повышенной ответственностью за жизнь и здоровье воспитанников, необходимостью творческого отношения к своим профессиональным обязанностям. В то же время большие эмоциональные и психические нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье педагогов.

Согласно данным исследований у большинства педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, полным ходом идет процесс физического и эмоционального выгорания. От степени психологического комфорта участников образовательных отношений, преобладающего настроения и особенностей взаимоотношений в педагогическом коллективе во многом зависит успешность осуществляемой деятельности. Вот почему так остро стоит вопрос сохранения психического здоровья педагогов.

Для того чтобы понять, что такое эмоциональное выгорание педагога, необходимо рассмотреть особенности этого понятия. Этот термин определяется как «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности» [7] . В настоящее время существует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания и его структуру. C. Маслач определяет данное понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [6].

Н.Е.Водопьянова обобщая понятие, отмечает, что синдром эмоционального выгорания - это долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов; процесс постепенной утраты энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [2].

Наиболее популярная модель выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексон, описана В.В. Бойко[1] включает 3 группы симптомов, и сопровождаются определенными реакциями. Рассмотрим ее подробнее:

I. Фаза «Тревожное напряжение». Нервное напряжение - этот запускающий механизм - обнаруживается в четырех симптомах, а именно: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой; загнанность в клетку, тревога и депрессия.

Фаза «Тревожного напряжения» является предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. [3]

II. Фаза «Резистенция» (сопротивление нарастающему стрессу). Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения.

III. Фаза «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность, или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения [5].

Таким образом, анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте. Поэтому психологическое сопровождение образовательного процесса призвано обеспечить педагогам комфортное психо-эмоциональное состояние.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома выгорания является соблюдение требований психогигиены. Психогигиена - отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья [8].

Р. Кочюнас предложил следующие способы предупреждения синдрома выгорания [4]:

- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации;

- удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессии), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

- чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу;

- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

- хобби, доставляющее удовольствие.

Методы восстановления психического здоровья весьма широки, но выбирать их следует с учетом индивидуальных особенностей работника и специфики, выполняемой им работы.

Так в ДОУ можно организовать работу психологического клуба, где на тематических тренинговых встречах педагог-психолог вместе с коллективом педагогов может использовать различные формы и техники: арттерапию, танцевальная терапию, сказкотерапию, психогимнастику, релаксацию, медитацию и т.д.

В результате продолжительной работы в области образования зачастую происходит истощение нервной системы и накопление усталости. Однако если при этом психологическое сопровождение образовательного процесса направлено на обеспечение комфортного психо-эмоционального состояния педагогов, то процесс «выгорания» может быть успешно предотвращен. Психологическая готовность педагогических работников в вопросах, связанных с вопросом выгорания, является основополагающим для профилактики.

Литература:

  1. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения / В.В.Бойко. - СПб.: Речь, 1997. - 286 с.

  2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова. - СПб.: Речь, 2006. - С.323-336.

  3. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н.В. Гришина; Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб.: Питер, 1997. - 218 с.

  4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. - М: Академический проект ОППЛ, 2003. - С. 38-42.

  5. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие / Л.В.Куликов. - СПб.: Речь, 2000. - 182 с.

  6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы /В.Е.Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.90-101.

  7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / В.Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - №6.

  8. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010


© 2010-2022