Статья Мультимедийные образовательные ресурсы – из настоящего в будущее

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мультимедийные образовательные ресурсы - из настоящего в будущее.

Воронцов Григорий Григорьевич, учитель ГБОУ ОК №1357, г.Москва,

«Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне попробовать, и я научусь» - древняя китайская пословица.

Современные условия обучения зависят от условий жизни детей. Какие они? В чем заключается их сложность для ученика и для учителя? Кому в итоге сложней - учителю или ученику?

Обучение - это не «говорение» учителя и «слушание» учеников. Это должен быть интерактивный процесс обмена и усвоения знаний и умений, выстраиваемый учителем!

При этом важно отметить следующие «отягчающие обстоятельства»:

1) дети не научены делать усилие для осмысления получаемого знания;

2) учителя не дают им времени для осуществления такого усилия на уроке;

3) слабая мотивированность на учебу основной массы учащихся.

Каков «традиционный урок»? Учитель в основном говорит, а ученики в основном слушают и записывают. Слушают, но не осмысливают материал!

Можно выделить основные причины такой пассивности учащихся:

- они привыкли к высокой степени визуализации информации (интернет, различные гаджеты, телевидение) и не приучены уже с младшей школы воспринимать что-то «на слух» с последующим осмыслением;

- изменилась семья и взаимоотношение детей и взрослых в ней (основная масса детей не участвуют в обсуждении текущих семейных событий, не ходят в магазин по поручению родителей и т.д.);

- они редко считают, что учеба - это их «работа», поэтому учеба должна быть по крайней мере не скучной, динамичной, веселой, интерактивной, т.е. «когда захочется» учиться. Я попросил слабоуспевающих учеников анонимно ответить на вопрос - почему вы плохо учитесь? 80% учащихся ответили - не хотим! А вот чтобы ребенок захотел учиться, т.е. стать мотивированным к учебе - это зависит от поставленных перед ним целей, которые ему ставит в первую очередь семья! Но учитель не знает, какие цели ставит учащемуся семья. Учитель об этих целях может только догадываться по отношению (и только по своему предмету) учащегося к учебе.

Считается, что ученик стал думать быстрее, чем раньше (в этом легко можно убедиться - посмотрите, как они быстро стучат по клавиатуре компьютера), но писать он стал гораздо медленнее! Необходимость письменно излагать свои мысли «забирает слишком много ресурсов».

Таким образом, можно определить следующие причины неизбежного изменения подхода учителя к процессу обучения в информационном обществе:

1) изменились способы получения информации вне школы (очень высокая степень легко воспринимаемой визуальной информации);

2) время активного внимания и скорость восприятия информации у учащегося практически всегда субъективны;

3) в информационном пространстве постоянно растет объем внеучебной информации, которую учащийся считает для себя социально важной.

В связи с этим возникает необходимость реализации индивидуального подхода к процессу обучения. Это возможно при использовании мультимедийных технологий, позволяющих:

- реализовать индивидуальный подход в обучении [1];

- увеличивает активность учащегося в образовательном процессе на уроке;

- увеличивает активность учащегося в образовательном процессе вне урока.

Но следует иметь в виду, что использование мультимедиа требует от учителя специальной подготовки материала для предъявления учащимся. В этом смысле хочется отметить, что очень хорошим помощником являются видеоуроки проекта «InternetUrok»: значительно повышается мотивация и вовлеченность в урок. Повышаются учебные показатели. Обычный урок разбиваю на части - классическую и с использованием мультимедиа. И когда во время урока происходит «смена» преподавателя, то у учащихся наступает некоторое эмоциональное оживление, а положительные эмоции повышают у детей уровень внимания и возбуждения, что улучшают их способности к восприятию, обработке и запоминанию информации. Кроме того, учащиеся видят некоторую другую «подачу» материала. Это позволяет мне давать комментарии к излагаемому материалу. А это очень важно - дети видят, что мы вместе изучаем материал, уточняем понятия и закономерности.

Я на родительских собраниях всегда говорю родителям: если ребенок пропустил урок или не понял материал, то у него есть возможность просмотреть соответствующий интернетурок (это занимает обычно не более 15 минут). Да, это не полноценный урок в школе («живое слово учителя» трудно заменить*). Но это снимает психологическую напряженность и у ученика, и у родителей по поводу пропущенного материала (спасибо за этот проект!).

Отступление*: учитель- это не «урокодатель»; понятие «живое слово учителя» подразумевает, что учащийся может поднять руку, задать учителю вопрос и сразу получить ответ или совет); именно «живое слово учителя» ориентировано на индивидуальность конкретного учащегося, на индивидуальность конкретного класса, даже на школьную жизнь (обеспечение и учет степени социализации учащихся); именно учитель в большой степени формирует у учащегося мотивированность к изучению предмета; не секрет, что на каждом уроке учитель, как актер, играет свою роль каждый раз по-новому! Настоящий учитель обладает способностью сочувствия с учеником, которая позволяет правильно понять ход его мысли и причины затруднений. Именно эта способность позволяет учителю найти верное методическое решение в каждом конкретном случае.

Кроме того, учитель перестал быть единственным авторитетом, так как на любой вопрос ученик может всегда найти правильный (и он в этом уверен) ответ в интернете.

Современное общество уже пришло к пониманию, что в эпоху информатизации необходимы новые образовательные технологии на основе расширения самостоятельной работы учащихся (домашнее использование мультимедиа для получения знаний и отработки практических навыков, пробная аттестация).**

Отступление**: На уроках я часто предлагаю учащимся просмотреть дома интернетурок по теме следующего занятия; я считаю это полезным, т.к. это развивает самостоятельность у учащихся и позволяет им уже на уроке задавать вопросы по непонятому при самостоятельном обучении.

Но обязательно следует отметить, что учащихся нельзя отправлять в неподготовленные к образовательным целям информационные ресурсы Интернета.[2]

Следует отметить, что в высокопроизводительных странах проводится на основе специальных исследований выявление у учащихся сильных сторон, интересов и потребностей, что имеет решающее значение для повышения качества обучения [5]. Исходя из этого можно утверждать, что информационные образовательные ресурсы должны представлять собой мультимедийный интерактивный продукт, пользуясь которым учащийся во под руководством и во взаимодействии с учителем сам организует свой образовательный процесс.

Мультимедийный (информационный) образовательный ресурс помогает выбрать учитель, но работает с ним сам учащийся. Таким образом, использование средств информационно-коммуникативных технологий обеспечивает активные формы процесса обучения. При этом возможно обеспечить интеграцию классной и внеклассной работы (так называемое «комбинированное» обучение). Опыт показывает, что такая форма дистантного обучения имеет перспективы***.

Отступление***: В последнее время, к сожалению, увеличивается число учащихся по разным причинам они не могут посещать школу. Используя же дистанционное обучение, можно добиться неплохих результатов. Такая интернет-школа с видеоуроками опытных преподавателей, бесплатно доступная в любое время поможет учащемуся освоить материал образовательной программы. Он сможет в выбираемом им самим темпе (останавливая, повторно просматривая) усвоить любой урок. Главное - чтобы он захотел. Воспользовавшись таким дистанционным образованием, учитель может дать учащемуся необходимый настрой и тягу к знаниям, так необходимые в процессе образования.

Современный мультимедийный (информационный) образовательный ресурс должен обладать следующими свойствами: комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция [5].

Комплектность - обеспечение общих умений (работа с несколькими видами источников информации, оборудованием по предмету, работа в группах и т.п.)

Инструментальность - обеспечение применения практических навыков для различных целей.

Интерактивность - прямое диалоговое общение учащегося и образовательного ресурса.

Интеграция - обеспечение метапредметности получаемых знаний и навыков для применения получаемых знаний об окружающем мире в конкретной практической деятельности.

Кроме того, мультимедийные средства необходимо «рассматривать с позиции системно - деятельностного и человекоцентриского подходов.»[3] Основными чертами которого являются:

- гибкость - каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых знаний по выбранным курсам;

- модульность - каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области, это позволяет формировать учебную траекторию, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям;

- экономическая эффективность - относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности на большое количество обучающихся, эффективного использования учебных площадей и технических средств;

- новая роль преподавателя - координирование познавательного процесса, консультирование при прохождении индивидуального учебного плана, асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время;

- специализированный контроль качества образования - дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные, интеллектуальные тестирующие системы, единая система государственного тестирования.»[3]

Таким образом, процесс школьного обучения должен развиваться с учетом:

- создания и более широкого внедрения в практику обучения адаптируемых к индивидуальному учащемуся и его личностным и познавательным особенностям мультимедийных образовательных ресурсов, обеспечивающих ему самостоятельную работу и самоконтроль в интерактивном режиме;

- изменения роли учителя (все чаще он становится наставником).

Если же рассматривать обучение более широко, т.е. как процесс, обеспечивающий развитие общества на основе развития личности, то: «Сегодня социальная ситуация диктует потребность в … человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой.»[4].

Но всегда следует иметь в виду слова Д.И.Менделеева: «обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего»…

Cписок литературы

1.Буславский А.А., Казаченок В.В., Русаков А.А. Особенности информатизации учебного процесса в современных условиях.

Дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника. 2013 [Электронный ресурс]. URL: didaktor.ru/triprichiny-obuchat-po-novomu%5D (последнее обращение 07.01.2015)

2.Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы

школы [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/313034/ (последнее обращение 07.01.2015)

3.Заславская О.Ю. Целевые подходы и характерные черты организации дистанционного обучения // Материалы Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2003), 2003. Москва.

4.Заславская О.Ю. Управление качеством лицейского образования на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в условиях использования современных сетевых сервисов. // Материалы XXV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», «ИТО-Троицк-2014», Москва.

5.Казаченок В.В. Педагогические аспекты информатизации учебного процесса // Педагогическая наука и образование. 2013. № 1. С. 62-66.



© 2010-2022